Полная версия сайта Мобильная версия сайта

В начале цивилизации

Практически невозможно представить, каково это: стоять у истоков цивилизации.

Откуда берется смелость объяснить бога и человека, космос и землю, мысль и чувство, где находятся силы открывать первые в мире академии, как хватает духу создавать вокруг себя такой мир, которым сможет пользоваться любой желающий тысячи лет спустя…

Уж и не знаю, чего должно было быть больше у отцов современной культуры: таланта, ума или мужества.

Вот, например, Платон.

Оставалось еще пятьсот лет до Рождества Христова, когда появился на свет величайший из философов старого и нового времени, мудрец, идеи которого до сих пор питают науку, культуру и, само собой, философию, образы и метафоры из сочинений которого прочно вошли во все языки мира.

Словом, тот самый человек, который стоит у истоков европейской цивилизации.

431px-Head_Platon_Glyptothek_Munich_548.jpg

Звали его, между прочим, Аристокл, а Платон («широколобый» по-гречески) — это всего лишь уличное прозвище, которое дал другу острый на язык Сократ.

Платон первым попытался поставить философию на службу государству: несколько лет находился при дворе сиракузского тирана Дионисия, пытаясь обучить его мудрому, справедливому и честному управлению людьми.

Он же стал первым философом, которого за слишком уж гуманные советы прогнали со двора, потому как власть и мудрость оказались вещами, что называется, несовместными.

Платон первым основал элитарное учебное заведение — так называемую Академию, в которой ученики получали своеобразное высшее образование.

Между прочим, платонова Академия просуществовала девятьсот лет! — какой еще университет современности может похвастаться таким почтенным возрастом?

Именно Платон заложил методологические и терминологические основы современных  диалектики, космологии, эстетики, гносеологии, педагогики, психологии, политологии и теории искусства.

Он же первым описал то, что мы сегодня называем уровнями человеческого сознания: низший уровень, когда представления человека о мире похожи на сновидения или отражения на воде; второй, уровень мнений, когда человек обо всем судит исходя из собственного жизненного опыта; третий уровень — рассудочный, когда мнения объединяются в мировоззренческие системы; и, наконец, высший — который отличается «пониманием всеобщего блага».

396137_3249.jpg

А еще Платон говорил:

«Наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения.

Все, что вызывает переход из небытия в бытие, — творчество.

Не самое ли позорное невежество — воображать, будто знаешь то, чего не знаешь.

Поэт... должен творить мифы, а не рассуждения.

Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость».

И как же он был прав еще тогда, за полстолетия до Рождества, у истоков цивилизации…

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (4) Последнее сообщение
Joyful аватар

А вот интересно при переходе из небытия в бытие ты сам творчествуешь или процесс созидания, предопределенный матушкой природой, тебя так увлекает?

И что превращает пустой холодильник в роскошный ужин? Творчество? А чтобы каждоутренняя яичница стала шедевром, к ней надо изменить подход, внести, например, элемент творчества. Значит, творчество - это проявление тебя?

Или все же переход?

Так приятно размышлять, отдыхая от работы, и немножко дурачиться.

Anny аватар

Знания как надувающийся шар - старый образ. Когда общие знания были невелики (в сравнении с современными), один человек мог охватить этот шар. Современные ученые расширяют шар каждый в своей точке.

Извините за сумбур, написала так, как ощущаю.

medunica аватар

блин, все такие умные(

Elohim аватар

Открытия позволяют совершать не каждому, а тому, кто заслужил. Всё зависит от уровня понятий человека, что для одних – чудо, то для других - естественный ход развития и определённый уровень знаний Одни люди видят только стены своего дома, а другие – звёзды, кометы, параллельные миры. На характер виденья влияет степень их развития.

#
Система Orphus