Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Специалист, делающий фейковые комментарии, согласился рассказать о своей работе

«Думаете, это вы решаете, в какой ресторан пойти, где сделать стрижку и какую стиральную машину купить? Ошибаетесь, за вас решаю я».

Мой собеседник улыбается. Вот уже 8 лет Денис (имя героя изменено — прим. автора) занимается фейковыми комментариями. Он знает, как сделать так, чтобы вы поехали отдыхать в отель «Б», а от одной мысли об отеле «А» вас кидало в холодный пот.

Думаете, это невозможно? Вспомните недавнюю историю о том, как британский журналист Уба Батлер за полгода вывел несуществующий ресторан на первое место в рейтинге TripAdvisor. 

— Современный пользователь настроен достаточно скептично, — поясняет Денис. — Жизнь нас научила тому, что рекламе верить нельзя. Делая выбор, человек чаще всего ориентируется на чужое мнение. Даже когда он читает новости, то внимательнее изучает не основной текст, а комментарии пользователей — так проще сформировать свою точку зрения. Но коварные маркетологи не дремлют — они тратят много сил на то, чтобы их точка зрения стала вашей.

velvet8.jpgВы часто выбираете товары и услуги по «своему» мнению и желанию?

На условиях анонимности Денис согласился рассказать, как же определить, реальный отзыв вы читаете или проплаченный.

Почему заказывают положительные отзывы?

— Потому что люди ленивы по своей натуре. Если они всем довольны, то вряд ли станут об этом где-то писать. Ну, максимум у себя в Фейсбуке.

Вы в магазине часто просите книгу замечаний и предложения для того, чтобы написать, какие вкусные эклеры вам принесли или как хорошо вас обслужила кассирша? А вот если вас обсчитали или обвесили, тут же попросите принести эту самую книгу.

Поэтому большая часть реальных отзывов — негативные. А что делать компаниям с вашей ленью? Мухлевать.

Кто заказывает фейковые отзывы?

— Существуют три типичные категории заказчиков.

  • Во-первых, это люди, которые хотят раскрутить свой проект с нуля.
  • Во-вторых, это компании, имеющие не самую положительную репутацию, которые решают как-то работать с негативными отзывами в Интернете. Но работать хорошо — это дорого, а вот найти копирайтеров, которые будут строчить положительные комментарии, стоит копейки.
  • В-третьих, это конкурирующие компании: завалить негативом того, кто предлагает аналогичные товары и услуги, — святое дело. Причем так поступают даже крупные международные компании: бывают очень мощные атаки — порой целая команда разрабатывает демотиваторы, чтобы принизить продукцию конкурента в глазах потенциального потребителя. А потом это все забрасывается по тематическим пабликам в социальных сетях.

velvet9.jpgМаркетинговая война между Pepsi и Coca-Cola: «Мы желаем вам страшного Хэллоуина»/ «Каждый хочет быть героем»

Вы должны понимать, что фейковые комментарии — это серьезная работа. Это не просто: «Ой, ну напиши парочку положительных отзывов». Для авторов составляются технические задания, предъявляют ряд требований. Сегодня это бизнес с хорошими бюджетами. Над «вашим» мнением работают целые команды. Поэтому отличить реальный отзыв от фейкового почти нереально, если работает профи.

Правда, новички в форуминге нередко допускают ошибки.

Ошибка № 1: чрезмерная любовь к производителю

— Автор отзыва настолько хочет отработать свои деньги, что пишет только позитив. В этом случае весь комментарий — это признание в любви к производителю. Сюда же я бы отнес и бесконечно длинные тексты. Ну, не станет обычный человек тратить свое время на то, чтобы написать отзыв-простыню.

Ошибка № 2: комментарий построен по схеме

— Грамотные маркетологи предупреждают копирайтера, что в отзыве должен быть и негатив. В любом тексте лучше всего запоминается начало и конец. Поэтому, проплаченный комментарий строится по схеме: позитив-негатив-позитив.

Например: «Очень довольна услугами этого интеренет-магазина, здесь всегда есть из чего выбрать, а онлайн-консультанты посоветуют самую лучшую модель. Правда, мобильный телефон мне привезли с небольшим опозданием. Оно и понятно: этот интернет-магазин очень популярный. Но курьер был вежлив — позвонил и извинился, предупредил, что задерживается».

Или такая схема: позитив-негатив-выводы. В целом резюмирование в отзывах — сигнал насторожиться.

Ошибка № 3: много сообщений подряд

— Фрилансер пишет сообщения из дома, но ему ж тоже хочется успеть выполнить все задания до конца рабочего дня. Поэтому и бывает, что десяток отзывов с разных учетных записей публикуется с разницей в 5 минут. Или комментарии пару дней подряд примерно в одно и тоже время.
Если вы видите много позитивных отзывов, опубликованных примерно в одно время, это повод насторожиться.

velvet11.jpgФото взято из открытых источников

Ошибка № 4: попытка перебить негатив «завалом» позитива

— Мой вам совет: никогда не читайте верхние 10 отзывов. Например, вы хотите выбрать отель. Смотрите: рейтинг вроде низкий, но при этом вы видите только позитивные отзывы, где стоят 5.

Расчет прост. Редкая птица долетит до середины Днепра, и редкий потребитель дойдет до середины ленты отзывов.

Если отель не контролирует сайт, где размещаются отзывы, у него всего один вариант быстренько улучшить репутацию — написать выше негативных отзывов позитивные.

Ошибка № 5: слишком грамотная речь

— Часто форумингом занимаются люди с высшим филологическим образованием. Они пишут без ошибок, верно расставляют знаки препинания.

А теперь вспомните себя в тот момент, когда вы пишите негативный комментарий: эмоции переполняют так, что не обращаешь внимание на опечатки и обособление деепричастных оборотов.

Ошибка № 6: нелепые ошибки

— Но и маркетологи в курсе того, что слишком грамотная речь копирайтера — это проблема. В техническом задании нередко указывают необходимый процент ошибок в отзывах.

Однако вы не представляете, как сложно грамотному человеку делать ошибки, поэтому они выглядят нелепо. Если в отзыве ошибки дурацкие — «менус» вместо «минуса» — это тоже признак проплаченного комментария.

velvet12.jpgИсключительная грамотность и нелепые ошибки должны вас насторожить

Ошибка № 7: слишком качественные фотографии

— Если в отзыве есть фотографии, которые явно сделал профессиональный фотограф, — это тоже повод насторожиться. Вы ведь сами не отснимаете номер в отеле со всех ракурсов и потом не обрабатываете фотографии.

В честном отзыве снимки будут корявые — нечеткие, потому что сделаны на мобильный и кривыми руками, кадрированные абы-как.

Ошибка № 8: тысячи сообщений от одного автора

— Смотрите не что пишут, а КТО пишет. Если человек оставил на форуме несколько тысяч комментариев, значит, он зарабатывает на этом деньги. Потому как физически никто не может воспользоваться таким количеством товаров и услуг.

Ошибка № 9: ключевые слова в отзыве

— Недалекие производители требуют, чтобы в отзыве обязательно были ключевые слова. А автор потом строчит: «Когда я хотел купить телевизор в Минске…».

Сюда же мы отнесем и рекламные клише: «У товара идеальное соотношение цена-качество», «У ресторана удобное местоположение».

velvet14.pngСлишком короткий отзыв — повод насторожиться

Ошибка № 10: некомпетентность

— За отзыв автор получает примерно 60 копеек. Чтобы хорошо заработать,  ему необходимо брать много заказов. А это значит, что вникать к нюансы каждого товара времени нет.

Мне недавно попался на глаза отзыв, который в нашей тусовке уже считают хрестоматийным. Девушка пишет: «Эта посудомоечная машина просто супер. Только она домыла посуду, мы с детьми наперегонки расставляем ее по шкафчикам». В чем тут нестыковка? Сразу после мойки в посудомоечной машине посуда горячая — детям ее точно в руки не дашь. Значит, автор отзыва сама и в глаза не видела тот аппарат, который нахваливает.

Возможно, этим комментарием она зарабатывает на обычную губку для мытья посуды.

На что еще стоит обратить внимание?

— В реальных положительных комментариях обычно есть история. Не просто: «В ресторане стильный интерьер, чистые скатерти и дружелюбный персонал», а «Официант Павел был очень милым, много шутил, помог нам подобрать изумительное вино к рыбе».

Фейковые отзывы обычно безэмоциональны: уже через час работы автору становится совершенно плевать на все эти мультиварки и смартфоны. В реальном отзыве часто встречаются смайлики, куча восклицательных знаков, скобочки-улыбки.

Вас должно насторожить, если человек пишет отзыв, указав свои имя и фамилию, а то и отчество. Потому что большинство людей стремится к анонимности и не будет зря афишировать свои данные. Но многие компании часто обещают своим клиентам скидку за позитивный отзыв. Главное условие в такой ситуации — реальные ФИО.

velvet13.jpgМотивация клиентов. Фото взято из открытых источников

Если на сайте идет авторизация через социальные сети, не поленитесь зайти на страничку пользователя, оставившего отзыв. Фейковые страницы для таких целей часто делают тяп-ляп.

Ну, и напоследок: никогда не читайте комментарии на сайте самой компании — они в любом случае тщательно модерируются.

И все же людям надо верить, если вы хотите узнать правду о товаре или услуге и посмотреть, кто пишет отзывы и напишите ему в ЛС. Возможно, там действительно реальный человек и он вам расскажет правду. Или это буду я.

Удачных покупок.
 

VELVET: Юлия Василюк
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии.
#
Система Orphus