Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Равнение на…

Я часто ловлю на себе недоуменные взгляды.

Мол, ну дает, так вот запросто берет, и сравнивает себя то с Пушкиным, то с Гоголем, то с Фредди Меркьюри — побойся Бога, сопоставь талант.

А мне все некогда объяснить: дело ведь не в сравнении.

uspeshnaya-zhizn_1.jpg

Сравнение — очень опасная игра. Ее математическая суть предполагает, что между вами и другим человеком будет поставлен какой-то знак: больше, меньше или равно. Только начни сравниваться — и ты попала: тут тебе и гордыня под руку с людским судом, и комплекс неполноценности вкупе с манией величия, и сотворение себе кумиров, и черт знает что еще.

Еще страшнее — сравнивать не себя, а других. Например — своих детей. С соседским Петей, бабушкиным Мишей или подружкиной Олечкой. Не перечесть проблем, которые несет в себе сравнительный подход: тут и будущая социофобия, и будущая зависть, и синдром неудачника, и хронический пессимизм.

И совсем другое дело — не сравнивать, а равняться.

Я помню еще из детства — по счастью, оно было пионерским:

«Равнение на знамя!»

Уже тогда я отдавала себе отчет, что выгляжу довольно смешно, когда отчаянно рву подбородок и нос, выворачиваясь в сторону знамени. Но мне было не очень важно, как я выгляжу, важнее было равняться на знамя, о котором я так много читала в книжках про войну.

800x600_ykzyn5fhl8u9p3wja25z.jpg

Пионеры почили, а привычка равняться осталась: для меня очень важно, что сказал на этот счет Пушкин, что думал Высоцкий, как поступал Солженицын.

Пушкин для меня — старший товарищ.

Я многому научилась у него и многому продолжаю учиться: и равнодушно принимать хвалу и клевету, и чтить опыт, который сын ошибок трудных, и принимать случай, который бог-изобретатель, и различать сквозь магический кристалл замысла контуры будущих абзацев…

Мне никогда не страшно равняться на Пушкина — я с ним выросла, у нас одно на двоих мое пионерское детство.

Высоцкий для меня — голос времени.

Я не могу представить себе его как человека — в отличие, например, от того же Пушкина, который знаком мне даже в том, как он ел или трепал по щеке детей. Все, что бы ни сказал Высоцкий, воспринимается мною не как человеческое знание, но как воля Времени, Эпохи, посыл самого Мироздания. Поэтому мне тоже не страшно равняться на него — из его стихов состоит моя личная Вселенная.

1896522.jpg

Солженицын для меня — пример.

Которому я никогда не буду следовать, потому что я — не он. Но именно Александр Исаевич научил меня — да и не только меня — что один человек может вступить в борьбу с целой системой, вступить — и победить. В одиночку. Не оборачиваясь, не надеясь на товарища, прикрывающего спину, не страшась ни смертельных болезней, ни людского суда.

И дело даже не в том, что Солженицын в одиночку расправился с ГУЛАГом, нет, он в одиночку расправился с вечным страхом человека перед государством. Очень важное для славян, вечно предаваемых собственными правителями, дело.

А что касается таланта — сравнивать его ни с кем нельзя. Как нельзя сравнивать людей. Каждый из нас не больше, не меньше, и не равен. Каждый из нас — уникален сам по себе.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (2) Последнее сообщение
karkusha аватар

 Спасибо, Анна! С утра заставили задуматься, на КОГО равняюсь я?!

Larysa аватар

поэтому любые творческие сообщества и коллективы - зачастую такие "гадюшники".. там как раз сравнивают таланты..

#
Система Orphus