Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Чем полезен нравственный долг

Знаете ли вы, что этика предписывает человеку исполнять нравственный долг даже тогда, когда в этом нет никакого практического смысла?

Оказывается, это — один из признаков нравственности: самоценность морального долга и ничтожность материального эффекта от его выполнения.

Вот уж поистине, вместо со звездным небом над головой он беспрестанно удивляет нас, этот нравственный долг.

Согласно определению, «нравственный долг — превращение требования морали в личную задачу конкретного лица, сформулированную применительно к его положению в ситуации, в которой он находится».

1.dolg_.jpg

Составлено определение исчерпывающе: действительно, любой долг только тогда превращается  в долг нравственный, когда исполняется не по принуждению, а исключительно по доброй воле.

Мы не можем считать себя нравственными, если храним верность только лишь из боязни попасться. Мы не имеем права назвать себя нравственными, если от воровства нас удерживает только боязнь уголовного наказания.

Мы не являемся нравственными, если мы следуем требованиям морали только лишь потому, что хотим прилично выглядеть в глазах других.

Только превращение моральных требований в добровольную обязанность делает нас нравственной личностью.

Именно поэтому нравственный долг вообще никак не связан с понятием эффективности: повинуясь требованиям морального долга, мы поступаем так, а не иначе не потому, что в этом есть какой-то смысл, а просто потому, что такова наша обязанность.

И вот поэтому сам по себе нравственный долг —  неимоверно полезен.

На безусловности и обязательности нравственного требования основываются такие  повседневные понятия, как долг врача, долг учителя, долг спасателя, долг пожарного.

Безнравственный доктор оставит бабушку с гипертоническим кризом умирать в приступе, потому что лечить ее реально бесполезно, нравственный — обязательно поможет ей так же, как помог бы молодому сильному пациенту.

2.dolg_.jpeg

Безнравственный педагог махнет рукой на двоечника и затолкает его на последнюю парту, потому что ну все равно же бесполезно, нравственный — будет биться и биться над ним, вкладывая в неразумную голову нужные знания.

Безнравственный спасатель не полезет на крышу спасать самоубийцу, потому что тот почти всегда совершит повторный прыжок, только на этот раз лучше спрячется, а вот нравственный — будет бороться за жизнь прыгуна до последней секунды, и ведь спасет!

И незачем говорить о бессмысленности — нравственный долг не знает такой категории.

Это удивительное свойство нравственности в наш излишне практичный век в самом деле дает нам надежду.

Как и звездное небо.
 

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (16) Последнее сообщение
garpun аватар


 

siren аватар

...как обычно, отличная статья 

Amadeo аватар

Почему-то в качестве примеров приведены исключительно люди, выполняющие свои профессональне обязанности.

Мне кажется более ярко нравственный долг будет демонстрироваться  в такой ситуации: мой муж ехал на автомобиле и увидел, что человек на тротуаре упал в эпилептическом приступе. Муж не врач, но обладает необходимыми для этой ситуации знаниями и опытом. Он остановился, вызвал скорую и оказал первую помощь. Когда через 30 минут приехали врачи, приступ уже закончился. Медикам осталось обработать рану на голове, которую мужчина получил, когда упал на асфальт. Про этот случай никто, кроме меня, собственно и не знает. А я знаю и горжусь.

Kozlik Mozlik аватар

концепция нравственного долга является развитием дуалистичного представления о мире, развитого в эпоху монотеизма. развитие концепции НД логично совпало с переходом от религиозного к гуманистическому сознанию. когда бог умер. Сменившись дарвинизмом, фрейдизмом, и прочим гуманизмом с его верой в человека как в богоподобного (сверхчеловек Ницше, например, как субъект мира, управляющий собой исходя из внутренней божественной морали).  
Основой нравственного долга служит представление о мире не как о гармоничном - а как о не правильном, несовершенном,  требующем вмешательства и перестройки, и выносящим оценки человеку по делам его. Будто миру не все равно.
т.е. на лицо рудимент религиозного сознания, примитивная концепция завернутая в нечто наукообразное. Что и есть этика. 

Человек воспитанный в системе дуалистического мышления будет страдать от неполноценности превознося душу над тело, или наоборот, добро над злом, или наоборот, белое над черным - или наоборот. В любом случае их его страдания вырастит производительность труда. ))) 
Техноцивилизация. Где забывший как бегать ногами создаст механические костыли. Чтобы компенсировать свою неполноценность.  

И страдать. страдать. Страдать.
Не давая себе права принять вещи как они есть в их делении на правильные и неправильные. 

Чему же служит этот механизм? 

Нравственный долг -  ярмо, при помощи которого сильные и безнравственные мира сего отправляют в мясорубку слабых и ограниченных. 

siren аватар

Вы опять све испортили 

Kozlik Mozlik аватар

ну извините. 

Анна Северинец аватар

Да ничего Козлик не испортил. Если внимательно вчитаться в эту многобуквенность, там просто в огороде бузина, а в Киеве дядька. Чего стоит только невесть откуда взявшиеся страдания, из которых вырастает производительность труда. Красиво составленные слова с ускользающим смыслом. Дзен, короче.  

Veronchik аватар

" ...Человек ...будет страдать от неполноценности превознося душу над тело, или наоборот..." ....

....      ......      .......   .......

....      .......

....                 ...........................

КоМо, помнится мне как Вы в комментах ранних душу над телом превозносили.

И как то более оптимистичны раньше были, хотя и как обычно со своим вечно страдальческими теориями.

А если кратко можете сказать, что первично материя или бытие, по Вашему имхо. ?

 

 

 

Kozlik Mozlik аватар

сама по себе такая концепция - с первичностью и вторичностью - есть способ подчинения чужого ума.  Т.е. человек принуждается сделать абсурдные, ложные выводы - получая заведомо неверную, предсказуемую и слабую систему оценки  как поле для анализа. Кто отринет дуализм сможет управлять таким. Поэтому сильные мира сего так аморальны. 
 

Это что касается механизма суть которого стоит за самим существованием вашего вопроса. Что же по самой теме - я думаю что нет той точки, где идея и материя отделяются друг от друга четкой гранью. Равно как и душу не отличить от тела (во всяком случае живого), время от физического изменения материи, танцора от танца, свет от тьмы и т.д.

Все одно.  

Veronchik аватар

благодарю за ответ)

я, конечно, с Вашей точкой зрения не согласна - но спорить не буду. 

Уважаю чужое имхо.

Не уважаю регулярное осуждение других, пусть и абстрактно.

p.s. И просто пожелание Вам, улыбнитесь хотя бы секундно))) - не в качестве нравственного долга, а просто так, без загруза абстракционизмом и абсурдностью теорий.

воздушный поцелуйчик Вам )))

 

 

Kozlik Mozlik аватар

осуждение и критическое восприятие - разные вещи.
мне лично все равно кто кого ест. у меня своя игра. 

Veronchik аватар

Natali16 аватар

Долг - это как веление сердца, порой понимаешь, что возможно бесполезно, но точно знаешь, что так должно поступить.

Kozlik Mozlik аватар

веление сердца - вопрос личного восприятия человека,  нравственный долг - категория этики, как иное название т.н. "добра".
Т.е. ключевая, принудительная часть сложной и запутанной социальной системы, в рамках которого можно бороться за жизнь котенка и убивать детей. 

Natali16 аватар

 и благими намерения может быть выстлана дорога в ад, но я про себя говорила, это как 0,000...01 света (или добра) которая преобладает над моей тенью, может совесть?

Kozlik Mozlik аватар

совесть - это совместное знания, я это понимаю как самоосознание. т.е. ведаю что творю. можно назвать это чувством цены. и важно помнить- что не одно доброе дело не останется безнаказанным. Баланс всегда будет сохранен. 

#
Система Orphus