Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Фильм о смысле жизни. Точнее о ее бессмысленности

Новый фильм Андрея Звягинцева «Елена» вызвал негативных отзывов больше, чем позитивных.

Но самые большие претензии к режиссеру о смысле фильма, — в чем он?

Весьма неспешный «взгляд камеры» скользит по интерьеру большой квартиры с первых кадров фильма, но и до последнего кадра темп показа не меняется.

Утреннее солнце на полу, она проснулась, поправила волосы, зашла к нему в комнату и открыла тяжелые шторы… Они завтракают, обмениваются какими-то обыденными фразами… Она выходит из дома, приближается, а вот уже видна ее спина…

Все это время, наблюдая за главной героиней, ты видишь боковым зрением движущийся автомобиль и, когда ее уже совсем не видно, этот автомобиль выходит на первый план.

Мысль, по привычке, начинает перебирать возможные варианты развития сценария, связанного с появлением автомобиля, судя по всему разминувшегося на мгновение с героиней. Но не тут-то было. Камера, которая так долго держала фокус на автомобиле, обманула. Автомобиль ничего не значит.

Только посмотрев фильм до конца, наконец, осознаешь, что в этом фильме нет языка символов, с помощью которого ты привычно стремишься расшифровать мысли режиссера авторского кино. Таких эпизодов, в которых камера пристально и долго демонстрирует картинки жизни в фильме предостаточно.

1.jpeg

Меня, например, особенно зацепил эпизод уборки палаты больницы медперсоналом, после выписки из нее главного героя. В кадре так долго трудилась медсестра, убирая и перестилая, что отмахнуться от этих странных, кажущимися бессмысленными и раздражающими длиннот, уже просто невозможно.

Но еще сложнее привычно определить для себя «за кого ты болеешь». Героев в фильме немного, но все они, на редкость, не вызывают симпатии. Впрочем, фильм как-то вообще не вызывает эмоций, кроме разве что нетерпения, когда же начнется собственно драма?

Но и «его» равнодушие, и «ее» преступление настолько обыденно повествовательны, что также не вызывают ни одобрения, ни осуждения.

1.jpeg

Так фильм и заканчивается. Ни моралистики, ни назидания. Свежие впечатления после просмотра  достаточно неприятны, потрачено время на странное кино о неприятных людях и их неприятной жизни, без, не то, что какого-либо хеппи-энда, а вообще без всякого понимания, что это все сие значит.

Вот я пришла к тому, с чего начала: а о чем этот фильм?

Как это ни странно оказалось для меня самой, такой бездраматичный фильм не отпускает меня до сих пор. Он перевернул душу и заполонил мозг. Каких только мыслей не перебывало за это время в размышлениях: и о смысле жизни, и о том, что же мы на самом деле даем своим детям, и смысле супружества, и о…

Удивительно, что каким-то мистическим образом, неспешный взгляд камеры за чужой жизнью переместился и теперь я вижу себя как бы со стороны. И вижу не издалека, в перспективе жизненных достижений, а в странных единицах времени, в которых обычные повседневные движения вдруг попали в «крупный план» и невозможно по привычке спешить, делая, как обычно автоматически чай, автоматически стелить постель, автоматически есть яблоко…

Не знаю, попала ли я под временное воздействие талантливого художника или навсегда обрела какое-то новое ощущение жизни, но знаю точно, что, не посмотрев этот фильм, я бы не открыла для себя нового видения смысла жизни.

Смысл которого заключается в том, что смысла жизни нет. Есть просто жизнь.

О чем так блестяще поведал Андрей Звягинцев в своем новом фильме «Елена».

 

 

 

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
Главный редактор VELVET: Елена Подгорная

Комментарии

Всего комментариев (31) Последнее сообщение
Анна Северинец аватар

После этого фильма я даже временно впала в состояние обиды на русскую культуру: ответов не дает, вопросов понаставит,  читателя/зрителя думать заставит, мысли его не проконтролирует, одного наедине с проблемой бросит - и дальше рефлектировать.... А если кто не додумается?

Западное искусство, насколько я его знаю, такого себе не позволяет. Оно обязательно подскажет ,поправит и прозрачно намекнет.

Еще "Возвращение" Звягинцева - удивительный фильм. Правда, в нем по молодости режиссера как раз-таки символики много.

Alvaro аватар

Подозреваю, что я просто обязан его посмотреть... 

Елена Подгорная аватар

Если готовы к анализу своей жизни, то имеет смысл ).

Alvaro аватар

Собственно, уже скачал. 

Елена Подгорная аватар

Поделитесь потом впечатлением? Интересно).

Alvaro аватар

Гуд 

Alvaro аватар

Пишу прям по свежему следу... 

Фильм имеет массу параллелей. И в нем нет ничего лишнего. Некоторая затянутость сцен создает пространство, в которой мысль появляется сама по себе.
Каждый из героев имеет свою собственную и как всегда относительную правду. Погибший Владимир в своей смерти виноват исключительно сам - было огромной глупостью начать внезапно доверять своей жене, которой он явно никогда не доверял. Елена же просто тупая баба – механизм, биоробот. Как и ее дети и внуки – автоматические существа, живущие не приходя в сознание. Поэтому первое же испытание на вшивость Елена не выдержала, ее ожидания и обида явились замечательным порохом, чтобы привести приговор в исполнение. Владимир убил себя сам, спровоцировав на это бессознательное существо – свою недожену.
Владимира не жаль. Он тоже жил в своем каком-то мире, в цикле, и не способен был видеть иначе, хотя по существу я с ним был внутренне согласен. Его решение разделить свое наследство таким странным образом для Елены звучало как «Я тебя не люблю». Владимир - черствый человек, не способный на благодарность. Его любовь к дочке тоже вызывает вопросы – одни претензии, и ничего больше. Дочь все же его любит, но не может быть с ним. Он не понимает, что он сам причина того, что его дочь избегает общения с ним.
Елену не жаль. Оправдать как-то убийство просто невозможно. Ее якобы благие цели просто идиотские. Именно из такой любви матери к сыну и вырастают моральные уроды, не способные ни на что. Одни биороботы плодят других биороботов.
То, что делала Елена, было четкой копией того, что делала девушка медработник в палате после выписки Владимира. Эта сцена прямо и четко описывает символ главной героини - робот, не человек.

Alesja аватар

У меня никаких эмоций не вызвал и впечатлений не оставил...

Разве что удивил подачей... никаких оценок, никаких выводов... "думайте сами, решайте сами"...

Елена Подгорная аватар

Верно, думайте сами.

garpun аватар

Поживу - увижу...

mu-rashka аватар

"Возвращение" и "Елена" оставили чувство раздражения и безнадеги.А еще ощущение заглядывания в чужую замочную скважину..Да,наверное, все это имеет место быть - такие отцы,жены,дети,отношения...  В обоих фильмах,ИМХО ,полное отсутствие надежды на свет в конце тоннеля и невозможность катарсиса.Ну или оргазма.. 

Елена Подгорная аватар

Верно, можно провести аналогию с замочной скважиной. Но честнее сказать про беспристрастность камеры. Почему именно честнее? 

Потому что именно беспристрастный взгляд на свою собственную жизнь позволит ее УВИДЕТЬ. Но мы все себя немного обманываем. Или, точнее, оправдываем. Своими наиважнейшими целями в нашей жизни, ради которых мы якобы и живем, и которые наполняют нашу жизнь смыслом, и ради которых многое можно оправдать.

Умный, сильный, талантливый, наверняка любимец женщин в молодости, он посвятил свою жизнь достижению. Денег, карьеры, уровня жизни и т.д. И вот беспристрастный взгляд на эти достижения.

Он просыпается утром оттого, что грубая и некрасивая женщина торкает его и говорит:

— Вставай.

Потом он ест овсяную кашу, кстати с удовольствием, вряд ли в молодости он понимал удовольствие от таких простых продуктов.

Так же, как вряд ли он думал, что положив свою жизнь на обеспечение безбедной старости, в этой самой старости он будет вынужден за завтраком, который по идее должен давать наслаждение и самой едой, и самим процессом, перекидываться фразами с человеком, который для него занимает уровень прислуги. И эта прислуга и есть тот единственный человек, который с ним рядом. Ест, спит, говорит. И дела его по достижениям теперь переместились на другую цель: чтобы продлить эти самые унылые дни, накручивая педали тренажера.

Время, которое он тратил на свою самую важную часть жизни, зарабатывая свой достаток, и , конечно, на благородную отцовскую цель: обеспечить жизнь своей дочери, лишало его возможности заниматься этой самой дочерью. Которую он любит по-настоящему. И вот в результате девочка, тонкая натура, умная и образованная, — и беспутна, и бесплодна, и несчастна. Да и его деньги к ней попадут далеко не все, и вряд ли принесут ей пользу. Скорее наоборот, будут потрачены на увеселения, которые сократят ее жизнь.

Накапливая деньги, невозможно "входить в положение" других людей и тем, которым требуется помочь, и многим другим, ведь иначе копить будет нечего. Так он выработал у себя черту характера интеллигентное равнодушие. А интеллигентное, потому что вежливое, с советами и якобы даже с участием.

Ведь если бы он не смотрел на эту женщину как на глупую утку-прислугу, и не считал бы ее племя таким же примитивно-бессмысленным, то...он был бы другим человеком и, наверняка, не накопил бы такую сумму денег...и в женщине этой может быть и нужды бы не было, потому что возможно он бы жил с семьей своей дочери, которая была бы для него самым близким другом...

Но ведь и цель жизни Елены также безжалостно раздевает беспристрастная камера. Она совершает преступление ради своей семьи, для которой она всю жизнь работала и ради которой, наверняка, спит на узком диване в соседней комнате рядом с барским мужем, чтобы обеспечивать ее, свою семью. Она счастлива спасти своего внука от армии, не ведая того, что возможно именно армия спасла бы его от тюрьмы в которой он уже вот-вот как окажется.

Вот так и жизнь остальных немногочисленных героев этого фильма, стоит подумать над тем, ради какого смысла жизни живут они.

Ну, а потом сразу о себе. Глядя на себя в глазок камеры Звягинцева.

Alesja аватар

А с другой стороны, есть в его позиции равнодушия и "непомощи" некий смысл...

Полагаю, он видел семью ее сына уже не первый день, 10 лет все же... и знает цену их беспомощности...

Мне по этому поводу вспомнился недавний пост, когда мама сыну-наркоману в пирожке таблетки пыталась передать... Такая вот материнская любовь...

У меня этот мужчина единственный, кто вызвал хоть какую-то симпатию...

Елена Подгорная аватар

"Непомощь", Алеся, разной бывает. Его привела к смерти. Какой же в ней смысл?

Alesja аватар

К смерти его привела его же жизнь... это шире как-то и глубже... 

А я про этот эпизод...

Там еще и тема его дочери, думаю, сыграла свою значительную роль...

Мы же видели выборку их жизни... Отдельный участок ее...

А смысл... ну раз дожил до таких лет, значит, был в этом смысл...

Елена Подгорная аватар

Ох, Алеся, смешались в кучу кони, люди ...

Alesja аватар

Все, как в жизни, Елена 

Елена Подгорная аватар

Отвечу все же).

Эпизод этот и есть его жизнь, как и череда всех остальных эпизодов. Все взаимосвязано. Главное ЧЕМ? связаны эти самые эпизоды в жизни человека, смотрите в суть).

Alesja аватар

Ну вот и осуществилась задумка автора - каждый сам себе сделал выводы... Happy

Из своих опытов, взглядов и т.д.

Значит, гениальное все же кино)))

Елена Подгорная аватар

Это задача любого произведения искусства: поставить зеркало к лицу зрителя. Звягинцев делать это умеет.

Alesja аватар

Аха... Только зеркало все же вы поставили...

Смотрела - мимо прошла...

ЛМ сказал: поучительно...

А я только сейчас задумалась...

Елена Подгорная аватар

Задумались...это неплохо ))).

mu-rashka аватар

Спасибо за комментарий,Елена Марксовна.     Глядеть на себя(близких и условно близких) ,как в глазок камеры Звягинцева-давняя привычка. Есть и другая - видеть все,как есть и "наехать камерой",увеличить все хорошее.И "отъехать" от всего дурного,что увиделось в окуляр,уменьшая негатив,затирая его,не педалировать гадкие черты в человеке...   Как, поливая слезами и потом,вырастить хорошее и обескровить, "засушить" плохое?...Это уже личное мое поперло.. Ибо теория с практикой не всегда в зацеплении,увы.

Елена Подгорная аватар

Вот об этом и фильм. Мы со своей стороны видим, что "поливать , а что засушить". Да только ВИДИМ ли? Неисповедимы пути...

И вот как же жить? Скажу банальное, хотя оно потому и банальное, что все это знают и разделяют: жить здесь и сейчас, с добром и любовью. Не загадывать, не управлять судьбами.

Что же касается дурного и хорошего в близких. Каждый человек состоит из дурного и хорошего. И я, и вы, и самые-самые.

Для примера приведу анализ человека, правда чуть в другой ситуации.

Люди, которые редко добиваются успеха обладают специфическим взглядом. Они смотрят на себя и видят только свои неудачи, хотя у них хватает и успеха. Зато, когда они смотрят на других, то у них они видят только удачи, хотя у тех хватает и неудач. Исходя из этого своего "кривого" видения они и формируют картинку мира, и соответственно ей себя и ведут.

Все зависит от взгляда. Поэтому стоит смотреть на близких и сосредотачиваться на их хорошей стороне. И просто их любить. А близкие сами управляют своей судьбой, без нас. Это их жизнь, стоит научиться это принимать. С радостью.

Леда аватар

Искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь 

О. Уайльд

Елена Подгорная аватар

Тот, кто смотрится — живой?

Значит зеркало таки отражает жизнь .

Апельсиновая аватар

Прочитала все комментарии и что-то перехотелось мне смотреть это кино Winking

lenaroux аватар

Надо по-любому посмотреть)))чтобы иметь свою точку зрения))

Marsha_ аватар

после просмотра - было тяжело и грустно.. даже не так - я в ужасе была - от банальности и обыденности всего происходящего. и Валентина и ее муж - они ведь одинаковы на мой взгляд по сути - просто в какой-то момент жизни один паук съел другого - когда у одного из них меньше сил стало...и потекла жизнь дальше своим чередом. и неважно что она простая и обыкновенная женщина, а он умный и сильный мужчина.. цели то у них были одни.

Елена Подгорная аватар

А я вот и до самого Звягинцева добралась, послушала и вам советую)

http://www.snob.ru/thread/134#entry_42245

http://www.afisha.ru/article/zvg/

fucsia аватар

Не смотрела целенаправленно, так как знаю, что ждать от русского кинематографа. ничего приятного. а неприятного и без кино хватает.

про кино супер сказал КоМо в комментах про "колхоз Рассвет"!!!!!!!

#
Система Orphus