Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Роман моей мечты: писать или не писать

Не так давно одна смелая вельветовая девочка выложила на всеобщее обозрение свой роман. И — отгребла.

Конструктивной критики и неконструктивных замечаний. Эмоциональных высказываний и дружелюбных пожеланий. Поучений и советов. Поправок и заметок по поводу. Словом, всего того, что в миру называется «славой».

И что же ей теперь, не писать? А вот и нет, скажу я вам. Писать обязательно. Ибо нет ничего страшнее для творческого человека, чем нереализованный потенциал.

roman.jpg

Впрочем, тут есть одно «но». Не каждый творческий человек способен создать что-то по-настоящему значимое. И не от того, что талантишки не хватит — на самом деле в нашем интернет-обогащенном мире на любого писателя найдется свой читатель — а потому, что многие пишущие находятся в плену литературных стереотипов.

Хочется ведь покрасивее: чтобы в тексте яхонты переливались изумрудами, водопады журчали колибрями, девушек звали бы Эвелинами или на худой конец Аделаидами, и были бы у них золотые волосы, лебединые шеи и персиковые щеки.

Еще хочется сюжета позаковыристее, а то ведь — любой писатель страшно закомплексован! — читать не будут.

И, конечно, хочется сразу в дамки – чтобы издательства стали в очередь и заказали собрание сочинений. Эти стереотипы о писательском труде и определяют основные ошибки новичков: тяжеленный, весь изумрудно-колибряный, слог (его еще называют «стилем телеграфистов»), надуманные перипетии сюжета и невероятно большое число незапоминающихся действующих лиц.

Поэтому если у вас есть роман вашей мечты — обязательно пишите его. Только:

Простым, понятным языком, в котором будут угадываться знакомые читателю словечки и обороты, общие для поколения детали, простые имена и ненатужные фамилии — языком, который не воспринимается «красивым», а воспринимается «родным».

Про то, что вам хорошо известно и в чем вы настоящий дока — потому что читатель угадывает неправду каким-то пятым чувством, да и читатели бывают разные, и в том числе — по-настоящему компетентные в тех дебрях, в которые вы планируете погрузить героя.

Про настоящих людей, с изъянами на лице и в душе, с некрасивыми руками и нелебедными шеями, с прыщиками на подбородке и щетиной на лице, про таких людей, которых вы видите вокруг себя — и которые будут вас читать.

И без надежды опубликоваться. Это уже потом, когда вы поставите финальную точку, выждете месяц и перечитаете свой роман свежим глазом, вы решите, стоит ли его посылать в печать. И подготовитесь к тому, что его нигде и никто не возьмет. Но в ваших глазах это не должно никак не умалить достоинства вашего романа. Потому что благодаря ему вы выговорились. А это дорогого стоит.

roman.jpg

Если же решите публиковать, то вам – сюда:

Ресурсы в Сети, предоставляющие площадки для авторов (www.proza.ru);

Так называемые «толстые журналы», публикующие новичков («Наш современник» — о печальной судьбе постсоветских стран, «Юность» — о юности, «Полдень. ХХІ век» — для фантастики и фэнтези, «Огонек» — для пубицистики);

Крупные издательства России (у каждого есть свой сайт, и там вкладка — «Авторам»);

Наше издательство «Логвинов» — для белорусскоязычных авторов.

И, конечно, Вельвет.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (27) Последнее сообщение
Сигрун аватар

Если бы был талант писателя - написала бы о школе: настоящей, наподобие романов Хейли об аэропорту, отеле. От подготовки олимпиадников до запаха паленого, когда директор и завхоз в отъезде, а рабочие ... ну тоже отъехали Happy

И плюс какую лирическую линию.Например молодой учительницы и сына завуча Happy

tru-ekaterina аватар

я бы добавила про то, как важно найти свой жанр...роман - совсем необязательно...

Alvaro аватар

Смелой вельветовой девочке, впрочем  как и несмелым, и не вельветовым, желаю больше слушать себя, чем кого-то. Как в этом вопросе, так и в любых других творческих направлениях.

Понятно, что существуют законы, правила и т.п. Но вот на мой взгляд творчество как таковое присуствует не там, где есть знание КАК, а где нет такого знания. Как можно что-то творить, если немедленно это анализировать, классифицировать, выискивать ошибки и т.п.? Не проще ли разрешить себе допускать любые ошибки и нырнуть в свободу? Там, в этой свободе, может и найдутся ответы на вопросы из подсознания современников. 

Что касается реакции на публикацию... Ожидать, что всем понравится текущий так сказать плод творческих усилий, наивно. Люди живут в разных направлениях, фазах, могут что-то узнать, с чем-то не согласиться, над чем-то вообще посмеяться. Нельзя сделать произведение, которое понравится всем, это то же самое, что пытаться самому всем нравиться - бред да и только. Наверное, можно сделать коммерчески успешное НЕЧТО, но не факт, что это будет то, что шло от души автора, а не делалось ради продаж или славы. Впрочем, благодаря коммерции, причем неумелой и неумной, очень много тех же технических, музыкальных и т.п. проектов всплывали где-нибудь на западе, а не на родной земле. С литературой будет посложнее... Так что вывод один: 
1. не зависимо от силы таланта, наличия идеи, если есть возможность не писать, лучше не писать.
2. если не писать все-таки невозможно, есть желание именно эту идею обрисовать, не стоит рассчитывать на широкую публикацию и коммерческий успех. В моем понимании, если нашлось хотя бы два человека, которые сказали - в этом что-то есть, то это и есть успех. Остальное - глупости какие-то из головы. 

Veronchik аватар

Ключевую фразу: "...творчество как таковое присутствует не там, где есть знание КАК, а где нет такого знания" - сохраню у себя в списке собирательных ценных цитат под авторством "вельветовый Альваро".

Mee аватар

Я тебя вдохновила?

Зато у меня был не банальный сюжет. 

А твои зарисовки про грудничков до сих пор каждый день вспоминаю со слезами.

Mee аватар

По теме: писать нужно просто для того, чтобы сказать - "я это сделала, я это попробовала и никто меня не упрекнет, что я сидела, сложа руки"...

Милена аватар

А по мне так: "я это сделала, я это попробовала, потому что этого хотела..." А остальные с их упреками о сидении, сложа, руки, пусть идут в сад... 

Веранда аватар

да просто писать Happy)) что тут такого - это же деятельность как игтовить и как програмировать- если нравиться- пиши! и не огляд. на остальных

Veronchik аватар

Про творческие амбиции - всё ясно.

Мне было бы интересно почитать про коммерческую сторону вопроса: сколько это стоит? (Если издаваться за свой счёт?)

Какой % получает автор от издательства и по каким критериям издатель решает вопрос о публикации? Какова конкуренция в этом деле и т.д. 

Сравнительный анализ белорусских и российских издательств? Почему белорусским авторам проще издать книжечку в России или в Литве?

Сколько времени (в среднем) уходит на творение одного романа и его издание и т.д.

Расскажите о своём опыте, Анна.

Анна Северинец аватар

Издаваться за свой счет - зависит от издательства, размера книги и требований автора к оформлению. Я не пробовала, но примерные цены знаю: 500 экземпляров книжки в 100 страниц будут стоить около 3000 уе. Плюс получаешь на руки тираж и сам его куда-то пристраиваешь. Издаваться в России проще, потому что там огромный книгооборот и отсутствие госвмешательства в дела издателей. Поэтому они свободы в выборе и авторов, и тем, и дизайна. Гонорар автора - 10% от стоимости 2000 экземпляров книжки, то есть чем дороже книжка, тем выше гонорар и наоборот. Бывает процент меньше, но в среднем именно такой. 

Насчет конкуренции и критериев. Поток желающих опубликоваться огромен. Раз в несколько месяцев в издательстве заседает редсовет ,на который соискатели присылают заявки, оформленные в соответствии с требованиями. Редсовет их смотрит и решает ,кого брать, кого не брать. У меня из пяти заявок приняли три:) Потом, когда уже они тебя знают, пройти редсовет проще. Первый месяц после сдачи книжки с ней работает редактор ,который уже по готовому тексту смотрит, нормальный ли материал. Ненормальный могут прислать на доработку или вообще вернуть назад. Но ,поскольку в плане книжка уже утверждена, они будут искать среди работающих авторов кого-то ,кто взялся бы - так меня попросили еще о двух книжках взамен тех ,которые у кого-то там не прошли. Пришлось отказаться, потому как я и так не успеваю. То есть если ты уже в обойму попал - тебе будут поступать предложения и от издательства самого. 

Насчет времени. Та книжка, которая уже вышла, писалась три месяца. Вторая, которая выйдет летом - шестнадцать лет:) Третью хочу сделать хотя бы за полгода - как получится. 

Первый гонорар я уже получила. Поменяла в ванной сантехнику, купила какие-то шкафчики-полочки туда же, ящики для цветов на шестиметровый балкон (дорогое удовольствие, оказывается) и гитару старшей дочке:) 

Да. Художественную литературу опубликовать в сто раз сложнее, чем научно-популярную. Потому как ее трудно написать хорошо и коммерчески выгодно:)

Veronchik аватар

Огромное спасибо за развёрнутый ответ

Я вот только немного не допоняла: " Но ,поскольку в плане книжка уже утверждена, они будут искать среди работающих авторов кого-то ,кто взялся бы - так меня попросили еще о двух книжках взамен тех ,которые у кого-то там не прошли." - т.е. авторов, отказавшим в публикации, могут другие авторы доработать или как?

Анна Северинец аватар

ну вроде того:) темы, которые остались "открытыми", могут закрыть другие авторы:)

Veronchik аватар

т.е. если гипотетически предположить, что в случае отказа мне в публикации в издательстве, мою тему и выводы может пропиарить другой автор?

Анна Северинец аватар

да нет же:) насколько я понимаю ,у них есть какие-то темы ,которые редсовет хочет закрыть книгами в этом месяце: ветеринария, например, детские болезни, таймменеджмент и так далее. Автор, который своей книжкой закрывал ветеринарию, не справляется. Тогда написать книжку на эту тему предлагают кому-то другому. Они же там как-то просчитывают маркетингово выгодные темы ,которые издательство хочет закрыть. Текст чужой другому автору не попадает ни в коем случае, там довольно жесткие договорные условия насчет авторских прав, и не только автор отвечает перед издательством, но и издательство ,пока оно является обладателем чужих авторских прав:) 

Veronchik аватар

а как долго издательство может быть обладателем чужих авторских прав? Наверное, до тех пор, пока это текст не будет где-либо опубликован официально?

И как обстоит дело с авторскими псевдонимами? насколько они приветствуются?)

Анна Северинец аватар

Я передала им права на три года:) все это время распоряжаться текстом могут только они:) Все это регулируется договором, и пока он не истечет, ничего нигде из текста нельзя публиковать. Насчет псевдонимов - не знаю. Пока не пробовала:)

Когда я была "литературным негром" и писала книжки за мифических личностей - был у меня и такой опыт в молодости - вот тогда ,конечно, никаких собственных имен. Только псевдонимы, придуманные в издательстве:) 

Veronchik аватар

так они обязуются за три года опубликовать ваши творения? или ещё могут и передумать в итоге?

Договор подписывать нужно лично, прибыв в издательство?

Анна Северинец аватар

мы обменялись договорами по почте. Опубликовать творения они обязуются в течение трех месяцев после сдачи в издательство (и сроки пока выполняют). А потом три года могут этот текст использовать как хотят: переиздавать, публиковать частями, выкладывать в сеть, переводить на другие языки, словом, продавать как только могут. Через три года он опять становится моим - и уже я могу делать с ним что хочу:) 

А передумать они имеют право в течение месяца - я выше писала. Если творение не подойдет по своим филологическим характеристикам:) 

Veronchik аватар

Ещё раз благодарю за ответы

zoloto аватар

Мне нравится сам процесс творчества, когда вдруг из ниоткуда на белом листе вырастает реальность. Что касается критики, то, конечно, к дельным вещам стоит прислушаться, в остальном же это - "бессмысленно и беспощадно".  К тому же, как сказал кто-то из великих - "из плохого вина получается хороший уксус". Критиковать может каждый, создавать - нет. Хотя одно другого не исключает.)))

Interested аватар

-Пишешь книжку о своей бабушке?
-Даа. Она необыкновенная.
-Чтож.. Не сомневаюсь. Спала с президентом?
-Нет.
-Не спала..Она открыла уран?
-Нет.
-Лекарство от рака?
-Нет.
-Ещё что-нибудь?
-Нет.
-Всё ясно..Ну зачем кому-то читать о ней книжку?Обьясни.
-Она была метр сорок пять ростом, имигрировала из Европы ещё девочкой, по 14 часов в день обмётывала петли на фабрике и ухитрилась вырсатить пятерых детей и прожить с одним мужем 57 лет. Уверяю, Дэйв это будет лучшая история любви.
-Бэн. Дай ка я кое-что тебе обьясню. Не как издатель, а как твой друг. Видишь сколько людей? Они заходят в дома, они едут в машинах, переходят улицу, спешат все куда-то. Все эти люди когда-нибудь умрут. И они знают об этом. Потому они ценят время проведённое в нашем суетном мире. Есть масса вещей не всегда приятных, на которые нужно тратить время. Нужно работать, нужно одеваться, стоять в очередях, подстригать газоны, покупать батарейки, худить к зубным врачам и всё это они дулают...прибавь время потраченное на спаньё, на еду и стирку, и голосование, и покупку подарков и ты поймешь почему они так тщательно выбирают чем заполнить своё драгоценное свободное время. И поймешь еще одно, если не светит сенсация и крутой сюжет - они не станут трать ценное время на чтение книги о твоеё долбанной бабушке.
-Как я понял ты не одобряешь..
-Не о том речь..

 

(c) "История о нас"

Анна Северинец аватар

 это если мы говорим о коммерческой литературе для тех, кто стрижку газона и голосование ставит превыше размышлений о жизни. 

Я же о другом. О возможности выговориться, которую дает творчество.

А вообще теоретиков типа Дейва считаю скучными субъектами без радости жизни.  Мне их даже отчего-то жалко

 

Interested аватар

Не надо меня-теоретика жалеть . Не люблю это чувство. Оно унижает.

Сам репосст был сделан именно для того, чтобы намекнуть, что существует цель написания. Если же для себя - чудно и прекрасно, только потому, что каждый сам знает что и как ему нужно. Ежели для чтения других - тут уже имеет смысл включать режим "подумать". Потому что порой лучше стоять в очереди за батарейками.

Анна Северинец аватар

Ой, я же без личностей!  не вас имела в виду!

Цель написания в настоящем творчестве всегда одна: выговориться. Без вариантов. 

Угадывать и подчинять свое творчество желаниям и предпочтениям других - это очень неблагодарный и глупый труд. Подозреваю ,что даже Филипп Киркоров этим не занимается. 

 

 

Interested аватар

Ань, я обобщаю Happy

Выговориться - это себе там в тишине что-то сказать. Все отлично и миленько.

До тех пор пока это не начинает литься со всех сторон

Анна Северинец аватар

 И все-таки:) Это даже не мое частное мнение - это общее место искусствоведения.

Так что не получится писать про бабушку, которая спала с президентом, если хочется писать про бабушку, которая просто растила детей. 

#
Система Orphus