Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Пять неизвестных фактов про самую известную поэтессу

Ну-ка, угадайте, кто она — самая известная?

Долго гадать не придется: поэтесс в наших литературах — раз-два, и обчелся: Ахматова с Цветаевой в русской классической, Ахмадулина и Друнина в оттепельной, несчастная Цётка, которой обязательно пририсовывали усы или платочек в хрестоматии по беллиту, опальная Арсеньева и забытая Гениюш. И — она.

Об этой поэтессе Расул Гамзатов однажды сказал: у нее читателей — побольше, чем населения некоторых континентов. И это точно: ее книги читают, перечитывают, переиздают, без раздумий покупают сотнями миллионов экземпляров. Издательства, не сомневаясь, печатают ее стихи самыми большими тиражами. До сих пор. И даже когда бумажная книга почти умрет — ее книги останутся.  Потому что ее аудитория без бумажной книги попросту не сможет.

Угадали?

poet.jpg

Да, я — об Агнии Барто, самой замечательной из всех известных мне детских поэтов, прожившей удивительную, но не слишком известную жизнь...

Факт первый: о Маяковском

Агния родилась в 1907 году, начала очень рано писать, в 1925 уже была замечена наркомпросом Луначарским — ее юность прошла на расстоянии вытянутой руки от гениев. Кумиром девушки, ее первой пылкой читательской любовью и героем поэтической мечты был Владимир Маяковский: зачитанные до дыр книжки стихов, затверженные наизусть строки, отчаянное желание встретиться…

Однажды, играя с приятельницей в теннис на писательских дачах, Агния побежала за мячиком и… за забором увидела Маяковского! Это был забор той самой дачи, о которой он написал свое «Необычайное приключение…».

Сколько раз  потом Агния прибегала сюда, высматривая Поэта! А он давал повод: ходил, сложив за спиной руки, погруженный в поэтическую задумчивость… Агния придумала целую речь: что именно она скажет, когда Маяковский поднимет на нее глаза. Он не поднял ни разу — и этим спас девушку от позора. Речь, вспоминала позже Барто, была ужасная.

Факт второй: о фронте

В годы войны Агнию Барто отправили в эвакуацию. Но она просилась и просилась на фронт. Ей, разумеется, отказывали: возраст, бронь — писателей берегли. Барто оказалась очень настойчивой, и в конце концов ее отправили на месяц  в окопы в составе агитбригады. И она читала стихи — в госпиталях, в окопах передовой. Детские стихи: про девочку чумазую, про китайчонка Ван Ли, про мишку и его лапу… Солдаты плакали: стихи напоминали им о детях.

poet.jpg

Факт третий: о кино
Агния Барто — не только замечательная детская поэтесса. Она — успешный киносценарист. «Подкидыш» с Раневской и знаменитым «Ходят тут всякие, а потом пианино пропадает» — фильм, снятый по сценарию Агнии Барто (в соавторах, между прочим, Рина Зеленая, кто не в курсе — актриса, известная всем по роли Черепахи Толтиллы). А еще есть замечательное детское кино «Алеша Птицын вырабатывает характер» и чудная картина «10 000 мальчиков» — ее вклад в советское кино.

Факт четвертый: о деле жизни

Весной 1945 Агния пережила страшную трагедию. Они вернулись из эвакуации — и в московском дворе ее старший сын, восемнадцатилетний студент Эдгар Барто, был сбит автомашиной. Смерть первенца подкосила писательницу, она замкнулась в себе, перестала писать.

Страшная тоска толкнула ее к тем, кому — еще хуже: она начала ездить по детским домам, расспрашивать детей о родителях и помогать им в поисках родни. Скоро на адрес Барто стали приходить письма от самых разных людей с просьбой помочь в поисках.

Потом писем стало так много, что в коридоре поставили два чемодана: туда почтальон сгружал корреспонденцию, а Агния Львовна ночами читала ее и писала сама — в инстанции, в детские дома, в военкоматы… Из этой работы родилась радиопередача «Найти человека» — прообраз современного «Жди меня». Агния Барто вела ее больше десяти лет.

poet.jpg

Факт пятый: о стихах

Но почему — именно ее стихи? Чем они лучше стихов сотен других поэтов и поэтесс, каждый день штурмующих высоты такой, казалось бы, нетребовательной литературы — литературы для детей?

Литературоведы объясняют: секрет в понятных, простых словах, четком ритме, легких, отточенных рифмах, совпадающих с детским видением мира цветовых и предметных решениях стиха, их конкретности (заметьте: ее герои всегда имеют имя и характер, даже если это — малюсенькое четверостишие про Таню и мячик) и отсутствии бьющей в лоб морали.

А еще — в удивительной современности: нынешним детям Агния Барто так же близка, как и первым читателям ее первых стихов в далеком 1920 году.

Хотя и мир уже совсем-совсем другой, и дети совсем-совсем другие, и родители…

Меняются времена, педагогические концепции и правила — а ее мишки с лапами, зайцы на скамейках, бычки на досточках все так же интересны и понятны всем. 

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (3) Последнее сообщение
Larysa аватар

Olvia аватар

очень интересно, спасибо!

floxy аватар

Спасибо, интересная статья!

#
Система Orphus