Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Самая большая ошибка педагогов-новаторов

Я и сама была очень долгое время в плену этого преступного заблуждения.

Все началось в славные шестидесятые, когда педагоги-новаторы забили тревогу: дети в школах слишком много зубрят и слишком мало думают. Обеспокоенность педагогов была общеевропейской: примерно в одно и то же время одинаковые мысли стали высказывать учителя Испании и Португалии, Франции и Германии, Финляндии и СССР.

Действительно, старая школа, берущая свое начало из монастырских классов, духовных семинарий и иезуитских колледжей, базировалась в первую очередь на зубрежке: какое такое критическое мышление, когда речь идет о священных книгах и трудах античных классиков? Кто ты такой, чтобы о них думать? Зубри — вот и вся твоя задача, школяр.

deti_1.jpg

Неудовлетворенность существующей системой образования заставила европейских педагогов пристальнее изучить педагогический опыт США: там в школах с конца девятнадцатого века упор делали не на заучивание наизусть прописных истин, а на творческое начало в ребенке: к чему ты больше способен, то и развивай. Впечатляющие успехи американцев в науке и технике, высокоразвитое гражданское самосознание нации доказывали: в Новом свете знают толк в массовом образовании. И было решено: переведем и мы свои школы на новые рельсы.

С середины 80-х годов постепенно вся Европа резко изменила курс с формальной школы, главной в которой было заучивание наизусть огромных массивов разнообразной готовой информации, на школу либеральную, в которой во главу угла ставилось творческое мышление и критический подход к знаниям. Новая школа не требовала учить формулы и зубрить ход решения задач. Она требовала понимать, как и почему из определенного рода рассуждений получаются те или иные выводы.

deti_2.jpg

В девяностые годы в процесс включились и страны распавшегося СССР. С огромным вдохновением передовой корпус учительства взялся учить детей критически мыслить и творчески  интерпретировать.

В моей голове эта прогрессивная тенденция приобрела и вовсе своеобразные формы. Мне представлялось совсем неважным, запомнил ли ребенок годы жизни автора или даты выхода его сборников — достаточно знания периода и исторической ситуации, а даты всегда можно посмотреть в справочнике. Мне казалось вполне простительным, если ученик выписал имена главных героев в литературный дневник и подсматривал туда во время ответа — попробуй-ка запомни тысячи действующих лиц «Войны и мира».

Главное, что я ждала от своих учеников — умение препарировать текст, понять глубинные течения и направления писательской мысли, сформировать собственную точку зрения — и высказать ее хорошим литературным языком.

Не могу сказать, что мой путь был стопроцентно успешным. Да, какой-то процент наиболее продвинутых учеников действительно чувствовали, что с них сняли, наконец, вековые оковы зубрежки и разрешили поразмять мозги. Остальные дети — подавляющее большинство — выносили с уроков приятный интеллектуальный гул и недолгое осознание того, что литература — это интересно.

deti_3.jpg

При этом годы жизни Пушкина наизусть ответить не могли ни те, ни другие. А зачем?

В какой-то мере я оправдываю себя тем, что была в тренде — мы ошибались вместе.

Три года назад было проведено масштабное исследование, в ходе которого европейские ученые оценили уровень подготовки студентов, отучившихся по либеральной системе. Диагноз был катастрофическим: у вчерашних школьников отсутствовали элементарные знания. То есть определенных успехов мы добились: дети перестали зубрить.

Но и критически мыслить они не научились! А заодно — так и не сформировали твердых навыков логического мышления. Нет, те самые «продвинутые ученики», которых я выделала на своих уроках и которые были, разумеется, в каждом классе по всей Европе, вышли удивительно развитыми и творчески самостоятельными людьми, но общий уровень образованности заметно упал, и успехи «продвинутых» не могли спасти положение.

Отчего же так вышло? Ответ кажется очевидным — тем непонятнее, как мы могли упустить это из виду.

Критически мыслить можно только тогда, когда ты обладаешь базовыми знаниями по предмету. Да, они все находятся в общедоступных справочниках, но если ты не наработал базу первичных знаний, ты не в состоянии оперировать своими познавательными запросами: ты просто не догадываешься, что именно и в каком именно справочнике смотреть. Тебе не приходит в голову, что какая-то буковка или циферка могут иметь какую-то важность. В итоге основная масса учеников имеет «пустую голову».

Но и это не так страшно. Самое плохое — в том, что современные дети вообще ничего не запоминают. Нет навыка, нет тренировки.

Долговременная память их не работает — а кратковременной не хватает (и не может хватать).

Оказалось, заучивание наизусть стихов, прозаических отрывков, формул, дат, названий сборников, определений, доказательств было важным не само по себе (ну действительно, зачем нам в будущей жизни отрывок про князя Андрея и сухой дуб?), а как упражнение, развивающее долговременную память, а значит, облегчающее запоминание любых базовых знаний по любым предметам.

Сегодня образование корректирует подходы. Да, либеральная школа нужна как воздух — но только старшеклассникам. До подросткового возраста дети по своим психофизическим характеристикам не способны и не должны критически мыслить — они должны впитывать знания и тренировать память.

deti_4.jpg

Учить наизусть, рассказывать перед классом, зубрить дома, воспроизводить слово в слово родителям, знать как минимум таблицу умножения, алфавит, имена-отчества писателей и даты их жизни, несмотря на то, что сегодня у всех есть под рукой калькуляторы и Википедия. Знания эти важны и сами по себе, и как тренажеры для памяти, без которой никакого творческого мышления не бывает.

Тем детям, которые с младенчества читают с мамами книжки и заучивают наизусть стихи, крупно повезло: они не особенно пострадали от педагогов-новаторов.

С остальными — будем исправляться. 

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (15) Последнее сообщение
Risha аватар

как  организовывать учебный процесс детям с  ГПА?

такой ре не сидит на стуле и 15 мин?

в той старой школе их объявляли невнимательными и ставили двойки

Анна Северинец аватар

Если честно, я не очень большой специалист по детям с ГПА, но у меня есть подозрение, что это - выдуманный диагноз, типа вегето-сосудистой дистонии:)))) То есть не то чтобы выдуманный, а не в ту степь:) 

Нормальный холеричный ребенок и не сидит на стуле 15 минут. А вам легко просидеть на стуле 15 минут? Мне вот трудно. Я тоже на скучных мероприятиях верчусь ,кручусь, роняю ручки, а в последнее время так и нагло встаю и ухожу. 

В общем, мне кажется, проблема преувеличена:))) Детям с так называемой ГПА просто надо разрешать сидеть как угодно, валяться за камчаткой на ковре или ходить вдоль подоконников:))) А потом они вырастут:) 

Joyful аватар

А по-моему в той старой школе таких детей умело озадачивали, несмотря на большие классы. И никаких диагнозов.

Olvia аватар

хорошая статья. Согласна.

Юлия Петруненко аватар

У меня как страшный сон картина с экзамена по белорусской литературе. Нам нужно было заучить биографии авторов по датам. То есть ВСЕ даты: когда родился, пошел в школу, пошел в институт, куда-то переехал, что-то написал и тд.... У меня отличная кратковременная память, я все выучила. Но на экзамене вытянув Богдановича, с точностью написала биографию другого автора, скажем, Танка........ Долговременной памяти у меня как не было так и нет. Из школы помню жи ши пиши с и и на ноль делить нельзя)))) 

Анна Северинец аватар

О! А нынешние и этого не помнят! 

И еще я думаю, что даже если ты не запомнила биографию танка, мозг получил колоссальную тренировку:))) В общем-то, заметно же, что мозг у тебя тренированный:) ну так это ж и есть нужный результат:)) 

Веранда аватар

ту просто кому что интересно я считаю-некоторые запомнят танка, некоторые пифагоровы штаны, некоторые челночный бег

Юлия Петруненко аватар

Спасибо))) насчет тренировки придется согласиться))) Но в момент зубрежки этих дат это казалось таким ужасно бессмысленным занятием) Но, возможно, есть люди, которые помнят эти даты до сих пор.... Мой папа, например, до сих помнит все стихи, выученные в школе, даже в прозе - про "жирный пингвин" и "мне здесь прекрасно тепло и сыро"..... а я - ничегошеньки, кроме самых первых строк 

zoloto аватар

Параграфы из физики и химии, вызубренные наизусть и еще это - косинус квадрат альфа плюс косинус квадрат бэта равно еденица - до сих пор сидят в моей голове одинокими айсебергами. Просто нужно так, наверное: средняя и младшая школа - зубрим, старшая - зубрим с элементами критического мышления.

Веранда аватар

а я от никак не нащупаю для себя основную идею чего лучше делать в школе-зубрить или креативить:))) мне проще было учить предметы  и ориентироваться в них где была хоть  какая -то логика и желательно алгоритм - вот с историей, чио,  и литературами полный швах

кстати начинаю быстро понимать и общаться на иностранном языке когда вижу его структурированно- по ячеечкам разложенным

из школы наизусть помню только русалку и нищего-они мне понраились 

Наяна аватар

О,у меня Юлина беда))) хотя я типа как отличница была

Юлия Петруненко аватар

и я отличница))) запоминала все очень быстро и хорошо помнила ровно до экзамена) сейчас люди иногда обсуждают книгу, которую я читала года 2 назад, могла даже плакать над ней - а у меня в голове пустотаааааа так обидно)

роман "Униженные и осорбленные" прочитала два раз и только под конец вспомнила, что я же его уже читала.... А "Духлесс" смотрела с полной уверенностью, что я не читала книгу, пока подружка не напомнила, что книгу я у нее брала, а потом не вернула 

Наяна аватар

Сестра!!!!)))))

Малечка аватар

 аналогично! Помню сюжеты считанных книг, а вот впечатления от прочитанного - помню всегда...

котя18 аватар

Современные дети из школы выносят знания о том, что каждый из них уникален + уверенность в том, что им все должны, а они не должны никому и ничего. Знаниями запастись удосуживаются не все. Печально
А прежде чем ругать старое, стоит вспомнить, что самым умным человеком на земле был изобретатель колеса, а не руководитель IT компании

#
Система Orphus