Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Профессионал: проводник или спутник?

Есть особого рода профессии.

В теории они называются «профессиями человек-человек» и так или иначе предполагают человеческое общение. Рабочее место такого профессионала, как метко выражаются опытные тренеры по продажам, «в голове у клиента» — и честное слово, вряд ли есть где-то более сложное и заковыристое рабочее место.

Работать с людьми адски сложно.

Все люди разные — и одновременно одинаковые: общие типические черты в определенной ситуации могут вдруг рассыпаться таким калейдоскопом, что голова кругом идет.

1125736_77284171.jpgПредугадать поведение, гарантировать реакцию, поставить рамки и добиться соответствия шаблону — все эти прелести работы на станках и с машинами профессионалам из области «человек-человек» неведомы.

А степень ответственности? Испортить гайку или чертеж — это на самом деле не беда, и даже ошибиться в балансе — не смертельно, а вот сказать единожды неудачную фразу, выписать ошибочный рецепт или не вовремя закончить занятие — и все, у тебя уже новый гранитный памятник на твоем личном профессиональном кладбище.

Как раз таки эту ответственность выносить труднее всего.

Поэтому и появилось такое мнение: мы, профессионалы, всего лишь проводники. Мы показываем дорогу. Идет человек — сам.

Позиция удобная: в случае чего всегда можно сказать, что свернул на боковую тропинку или провалился в яму человек исключительно сам, направление было ему указано правильное, и даже компас был выдан, и если парень перепутал стороны света, то при чем тут проводник?

Интересно, что профессионалы из области «человек-машина» не считают себя проводниками: если машина плохо едет, несмотря на верно поставленный руль и отрегулированный развал-схождение, специалист обязательно остановится, поднимет голубушку домкратом и ляжет на сыру землю копаться в машининых внутренностях. Свалить-то ответственность не на кого: она ж машина, что с нее возьмешь…

У нас сегодня сплошь проводники.

Учитель географии у дочки в школе ведет урок так:

«Открыли страницу 25. Читаем параграф, письменно отвечаем на вопросы».

Типичный проводник.

Бизнес-тренер выдает слушателям стандартный конспект и пару кейсов с заданиями: читаем, разыгрываем между собой. Высокооплачиваемый проводник.

Преподаватель, глядя за окно, барабанит лекцию — пишите, учите, чего нет — подчитнете в учебном пособии.

Это — дипломированный проводник. Вежливо улыбающийся юрист излагает способ решения проблемы взволнованной бабушке: термины так и сыплются, так и отскакивают от стола и бомбардируют бабушку своей категорической непонятностью.

Это вежливый проводник. Идите, бабушка, строго на зюйд-зюйд-вест, а если что непонятно — так это вам не ко мне, а к доктору.

1305802_56051491.jpg

Но не перевелись еще профессионалы совсем другого рода.

Они, конечно, производят далеко не такое причесанное впечатление, как наутюженный юрист или навороченный бизнес-тренер.

Они суетятся, подают человеку палочку, поправляют косыночку, делят тяжелую ношу на две корзинки, забегают вперед и громко аукают, если вдруг потеряли клиента из виду.

Они не забудут объяснить, что такое «зюйд-вест» — причем объяснить три раза, чтобы уж наверняка.

Они обязательно позвонят вечером, чтобы спросить, дошел ли ты до цели.

Потому что они не проводники. Они — спутники.

Фото: sxc.hu

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (14) Последнее сообщение
Larysa аватар

странно получается, в средней школе постсоветского пространсва, учителя носятся с учениками, как с писаными торбами, учиться - заставляют, переспрашивают, тянут з уши. в институтах - та же история. а ВО весьма слабенько смотрится на уровне западного (да что тут говорить, не признают специалистов после наших ВУЗов).

а в западных  странах - дети точно знают с малолетства, что только они ответственны за свою жизнь, и, чтобы поступить в универ, надо работать не просто хорошо, а лучше всех остальных, иначе безбедная жизнь, но работа по ремонту дорог. и учатся дети в старшей школе уже на совесть, не говоря уже об универе. более того, в школе детям учителя говорят, мол, не надо, дети, вам ВО, в стране сейчас востребованы сварщики (они и в самом деле хорошо зарабатывают), ваша задача - быть счастливыми, и не слушайте родителей, они не имеют права вас заставлять, вы сами должны выбирать свою дорогу. и, тем не менее, при поступлении на медицинские и юридические факультеты, идёт просто война титанов, детей, у которых 100% по всем предметам и ещё спортивный разряд уровня национальной юниорской сборной по какому-нибудь спорту.

есть ещё одно понятие, по которому определяется уровень профессионализма специалиста - compliance. Специалист должен найти подход к каждому клиенту, иначе он не пециалист. если больной не выполняет назначение врача - виноват в этом врач. и не важно, проводник он или спутник. он профессионал.

Тати аватар

У сотрудника дочка на лето уехала в США вроде бы после третьего курса РТИ, там и осталась. Вышла замуж, поступила в ВУЗ. Здесь была сильным школьником, но без медали, средним студентом  - там учителя поражались ее способностям. Рассказывала, что по математике они не могли понять, как она находила ответы, перепрыгивая несколько действий - у них расписано всё максимально четко и нет простора для математического воображения (опять же по ее словам).

Свекровь была просто потрясена тем, что универ ей оплачивал учебу. Такое там не принято, а она стала тут же одной из лучших. Закончила универ на год раньше, поступила в магистратуру, теперь и ее заканчивает экстерном. Параллельно родила дочку (уже 2,5 года), работала официанткой, теперь директор ресторана, ресторан стал занимать первые места на конкурсах...

Там другие условия для работы и жизни. У нас же командная экономика, где все предопределено свыше. Где инициатива наказуема. Где стыдно быть хорошим, потому что ты сильно уж выделяешься на фоне плохих.

И выходит, что умный, энергичный, с широчайшим мышлением человек приходит на предприятие, учреждение.... и потихоньку болото его начинает затягивать....

И если учреждения образования еще стараются держать планку, то остальные...

ИМХО если бы мы могли свободно разговаривать по-английски наши специалисты были бы весьма востребованы западными странами. Наши дипломы можно подтвердить и в Европе - но подтвердить их нужно на английском, немецком...  Большинство знакомых мне, эмигрировавших в другие страны - студенты ин. яза и педа. А зачем там нужны учителя русского?..... Вот и приходится им осваивать всё, что только можно освоить...

ИМХО такое чувство, что наше образование может дать всё, кроме этого преславутого английского...

Анна Северинец аватар

Хе-хе-хе... И я уверена, что это очень неспроста - то, что нам не дают английского. Хотя могут ведь: в Европе каждый дворник знает родной язык и английский впридачу.

Слышала мнение, что в СССР специально давали английский на таком чудовищном уровне - чтобы по заграницам не шастали и акклиматизироваться не могли. Неспроста и нашим детям отменили иностранный с детсада и сделали как в СССР - с четвертого класса....

Анна Северинец аватар

А у меня другие ощущения от советского образования на Западе. Я, скажем, уверена, что на 80% американскую физику, немецкую химию и израильскую медицину сделали эмигранты из СССР....

Это теперешние выпускники там не котируются... И то....

Larysa аватар

я ушла от темы статьи. те специалисты, которые делали западную науку, были евреями, сбежавшими от советского режима в послевоенные годы. да и Советского союза уже нет 20 лет, а мы всё вспоминаем и гордимся его достижениями. большинство преподавателей технических ВУЗов более чем преклонного возраста, возможностей участвовать в медународных конференциях у них немного, годовая подписка на современные медицинские журналы равна годовой зарплате врача, этих журналов нет даже в националоной библиотеке. не говоря уже об отсутствии языка у специалиствов, на котором эти журналы печатаются. о каком уровне образования можно говорить?

я ничуть не сомневаюсь в таланте и способностях наших учеников. и всё же, я за профессионализм, и не важно, проводники они или профессионалы, специалисты должны знать, что они делают. не может учитель научить, если он не знает предмет сам на должном уровне, не может врач вылечить, если он не знает как.  а хвалить себя - у нас практически национальная черта, да и кто ещё тебя похвалит, если не сам?

garpun аватар

Да, хорошо бы пересечся со спутником в профессии.... хорошо бы....

Наяна аватар

Ну вот... Опять...

Выскажу свое предпочтение. Не навязываю. 

Надеюсь, в моей жизни будут только проводники. Потому что хочу САМА нести ответственность за свои события и свою жизнь.

Маргоша аватар

как-то в роли проводника свою профессию мозгоправную не рассматривала...

скорее это костыль...удочка и тэпэ...т.е. я - инструмент..с помощью которого...нечто будет создано......

кому-то из пациентов нужно ОТРЕЗАТЬ - единственный способ продлить жизнь....и дать костыль.....до конца жизни.....

кому-то костыль подставить во избежании...отрезания....а потом мягко освободить и от костыля......сам пойдет дальше.....

кто-то нуждаетсяв простой удочке......

в любом случае...степень включения-погружения в профессию....равно как и степень включения-погружения в принятие помощи.......каждый индивид определяет сам.......исходя из внутренних конструктов и мотивов.......

 

....

 

 

Dasa аватар

А что так однобоко смотрим на проблему? В профессиях "человек-человек" - оба человека равнозначимы. Один и тот же профессионал с разными клиентами может быть разным - кому-то спутник и мать родная, ибо клиент заинтересован и готов работать над собой и над проблемой вместе с профессионалом, а другому - даже и не проводник, а так - случайный попутчик - ежели видно невооружённым взглядом, что клиента бесполезно за уши тянуть, он хочет быть там, где и был до этого, просто чтобы при этом ему волшебным образом не болело, или стало понятно, или сама собой проблема разрешилась руками профессионала безо всякого его, клиента, участия - просто хочет переложить свою часть ответственности на другое лицо, которое автоматически и будет впоследствии назначено виновытым, ибо при таком подходе результата не будет - хоть тот спец семи пядей во лбу. Есть люди, которым хронически "не везёт" по жизни со спецами - от сантехника до нейрохирурга - все слошь бездари и вредители - это и есть самый чёткий признак того, что у клиента такая проблема, которую ни один гений извне не решит, и нечего об эту непробиваемую стенку лоб свой профессиональный расшибать. Некурабельные бывают клиенты, равно как и не очень профессиональные профессионалы. Примерно в равных пропорциях. ИМХО.

Наяна аватар

аминь!

Natali16 аватар

Да, заставили задуматься. Я за профессионализм. Думаю, что иногда нужно быть Спутником, или Учителем, или Хирургом, или Костылем, а иногда и Проводником. Очень много субъективизма и нюансов в профессиях и даже специализациях. И мы в разных ситуациях меняем роли. Мне помогает молитва Оптинских Старцев

 

Маргоша аватар

да как ни обзывай..проводник...костыль и тэпэ...

в любом аспекте - профессия Помогающая!!..

или на капиталистический манер help-сфера.......

и все концепции в таких профессиях строятся из самого понятия "хелпа" этого.........

отношения в паре предусматривают взаимный обмен.........

я уже где-то писала...если один стал...то другой либо тянет либо уходит...........

и вот тут и наступает момент выбора ИНДИВИДУАЛЬНОГО.....

Анна Северинец аватар

"Некурабельные" Отличное словцо! Беру в активный запас!

Про некурабельных клиентов - в следующий раз

Dasa аватар

Насчёт словца - вдруг меня стукнуло (в процессе вылепливания фрикаделек - мот, в этом дело...). Какая интересная штука - речь. Вот если бы мне надо было эти слова трактовать, я бы наверное сказала, что "проводник" - это тот, который проведёт до цели, то есть ответственный и занитересованный помощник, а "спутник" - он просто сопутствует, индифферентно в сущности, безучастно. Такие вот перевёртыши.  Ох и умеете Вы заставить задуматься!

#
Система Orphus