Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Чему научат в вузе

Вот как так получается: мамы с папами, окончившие вуз, почему-то забывают сказать своим детям, что в вузах не учат профессии. Никогда и ни в каких.

Как будто сами такими не были: выходишь за порог альма матер, а там — жизнь. Приносишь свой диплом работодателю, а там — всё другое. И работодатель ворчит: чему вас только в ваших университетах учат.

Как будто сам не учился.

Утилитарное обывательское сознание требует конкретики. Если уж учить математику, то для того только, чтобы уметь умножать и складывать. Зачем логарифмы, если сдачу в магазине и без них сосчитаешь?

Если уж изучать язык, то для того только, чтобы уметь заявление о приёме на работу грамотно написать. Зачем  орфография, если Ворд и так все проверит?

Если уж разбираться в химии, то хватит, пожалуй, формулы воды и спирта, потому что бензольные кольца мне в жизни вовек не пригодятся.

25_january_b.jpg

А вуз — тут вообще просто: научите-ка меня работать юристом, а всякие там беларуские мовы, основы экологии и культорологии, весь этот непрактичный бред, давайте-ка выбросите из программ.

Но ведь на самом деле суть университетского образования вообще не в том, чтобы дать студенту азы какой-то профессии.

Профессия — это задача ПТУ. Пару лет интенсивного обучения — и вот ты уже отлично скручиваешь гайки, шпатлюешь стены и протягиваешь провода. Никаких тебе культурологий.

Высшее образование — шире профессионального.

Вот что пишут в уставных документах: «Целью высшего образования является обеспечение подготовки квалифицированных, конкурентоспособных кадров, отвечающих современным требованиям к качеству специалистов с высшим образованием, для самостоятельной работы по выбранному направлению (специальности) области знаний, способных обеспечить научно-техническое, экономическое, социальное и культурное развитие республики и обладающих высокими духовными, культурными и нравственными качествами».

Итак, внимание: главное, чему вас обязаны научить в вузе — это умению самостоятельно развиваться в заданном направлении. Поэтому вам дадут максимально большой перечень вопросов, проблем, литературных источников и точек зрения, которые касаются вашей сферы образовательных интересов.

347750_knigi_ucheba_nadoelo_devushka_shkolnica_studentka__2560x1707_www.gdefon.ru_.jpg

Причём, если вы просто научитесь их реферировать и переписывать из курсовой в диплом и обратно — это плохо, это максимум дохленькая «пятёрка», потому что вы должны уметь критически осмысливать, анализировать, обобщать и делать выводы.

Вот как только дело доходит до выводов — тут уже пахнет «девятками».

Второе — высокие духовные качества. Как бы  пафосно или смешно это не звучало, но высшее образование всегда и во все времена пыталось развивать человеческую личность. Отсюда и культурологии, и беларуские мовы, и основы экологии, конечно, куда же без них.

Поэтому не ждите от вуза рабочей специальности в руках.

Ждите от него кругозора, системного мышления, навыков осмысления действительности, умения видеть способы и находить решения.

А профессия — к тем, кто не учился в ПТУ, придёт только с опытом.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец
VELVET: Автор

Комментарии

Всего комментариев (34) Последнее сообщение
Marsha_ аватар

звучит красиво )))

а реальность такова - знания дают 20-30 летней давности, анализировать и делать выводы не учат. 

в ЛУЧШЕМ случае - преподаватель ставит задачу - делай как знаешь )

Анна Северинец аватар

Не знаю:) Я даю свежие знания:) Анализировать учу:) Делать выводы - тем более:) Причем я - это еще не самый лучший случай:) 

Mee аватар

Н-да... Если бы все было так, как ты пишешь...

Анна Северинец аватар

 вы мне напоминаете нашего президента 

кроме того, что в вузе знания дают, их нужно уметь брать. 

 

Mee аватар

Я не о том, Аня. Конечно, моему во 10 лет, может уже и не так дела обстоят, но в то время все было не так, как ты пишешь.

Анна Северинец аватар

Моему ВО еще больше:) И проходных преподов у нас тоже хватало. Это не отменяет основных целей и задач ВО:) Просто студент ожидает одного, а видит другое. Вот ему и кажется - образование плохое. А это горизонт ожидания не тот:)

Наяна аватар

А может, просто система не поспевает за стремительно меняющимся миром, а материального обеспечения не хватает на своевременную корректировку программ, учебников, стажировки и прочее-прочее?

И тогда приходят прекрасные романтики и объясняют кривоту системы необходимостью научиться анализировать?? 

Анна Северинец аватар

Что-то я не поняла, о чем мы спорим. Разве я говорила что-то о материально-технической базе? Причем она - к умению анализировать и обобщать? Анализу и обобщению можно научиться на коленке. Стажировки ,корректировки программ - причем здесь это к задачам ВО? Они остаются одинаковыми, несмотря ни на время, ни на материальную составляющую! 

Мы о разном, кажется:) 

Наяна аватар

Наш диалог ниже. Это я встряла в твой и Алесин))) Там как раз и об устаревших знаниях, и о несоответствии...

Ну и Ань... Если университет нужен только для того, чтоб научиться анализировать и самостоятельно брать знания...

Нафига, прямо скажем, такой университет.

Mee аватар

При чем здесь ожидает и видит?

Я про то, что написано в Уставе и про то, что есть на деле. Я уже не студент и могу объективно оценить то, что давали нам.

Многие "культурные" предметы преподавались чисто  фиктивно, для галочки. К примеру, такая полезная для юриста и очень забавная латынь - у нас это было чисто выучить 20 поговорок и сдать их на экзамене. А так гордо красуется запись во вкладыше к диплому "латинский язык".

И так очень многие.

Профильные предметы (никаких нареканий, но сам факт) преподавали дедушки и бабушки в очень преклонном возрасте. Респект им и уважуха за это, но то, что они говорили чем дальше, тем больше было похоже на бред (как пример, ссылались на Закон, которого уже лет 20 как не было в природе).

И я могу привести много таких примеров. 

Анна Северинец аватар

Проблема в том, что я не писала статью о положении ВО в РБ  Я писала о целях и задачах ВО 

И ,кстати ,если бы их знал каждый абитуриент, кроме плохих примеров, мы бы помнили и хорошие 

Я своих плохих преподов тупо не помню. Вообще. Зато хороших - в подробностях. 

Mee аватар

Я хороших тоже помню и хорошие. Но и плохие.

Своему ребенку, Аня, я обязательно дам во. И объясню, почему это важно.

Но это...мммм... не то что закон - ВО обогащает культурно и интеллектуально.

Это зависит от людей.

Анна Северинец аватар

ну так понятно   кто ж против? 

Наяна аватар

Вот интересно, а в каком-нибудь Гарварде, где кроме специальности, никакой этики-эстетитки-культурологии, уже не таких крутых высокодуховных специалистов готовят??

То-то мы на весь мир своим БГПУ известны 

Анна Северинец аватар

А чего это ты так про Гарвард? Там, помимо специальности, студент выбирает значительное количество курсов, просто он волен самостоятельно формировать конфигурацию своего образования, но ,кроме специальности, он еще ооочень много чего узнает:)

Помимо того, в Гарварде обучение специальности построено на других принципах. Там умение анализировать, обобщать, выделять главное и оперировать списком литературы воспитывается в рамках одного учебного курса. Поэтому из них и выходят замечательные узкие специалисты ,которые заточены на постоянное саморазвитие. 

То есть цель ВО одна: научить человека самостоятельно мыслить и обходиться с информацией, но воспитывается она разными методами. Только и всего. 

Ну а БГПУ.... 

Есть хорошие вузы, есть слабые. Во всем мире. Наличие БГПУ не отменяет наличия ВО в стране. Не так ли? 

Наяна аватар

Не отменяет, конечно 

Только ни один из наших дипломов нигде не признается. И не надо тут про политику, на всякий случай... 

И если люди научаются умению "анализировать, обобщать, выделять главное и оперировать списком литературы воспитывается в рамках одного учебного курса" - то зачем на это тратить 5 лет и забивать мозг знаниями, которые, по сути, должны были быть привиты еще в школе. 

Нам что, надо для обучения этому умению потренироваться на дисциплинах, не имеющих отношения к специальности? 

История ВОВ - врачу? Политология - логопеду???

Зачем это в ВУЗе????? Неужели нельзя об этом грамотно рассказать в старших классах школы?

Просто надо забить 5 лет чем-то... Узкие дисциплины, как правило, укладываются прекрасно в 3 года. Ну не берем медиков... 

И имхо... Лучше 3 узких грамотных спеца, чем один широкий недоспец 

Анна Северинец аватар

Я придерживаюсь того мнения, что знаний много и лишних не бывает  Чем больше знаний в голове, тем лучше голова  Это мое твердое убеждение 

Наяна аватар

Знания, не вплетенные в практику, не используются. Моментально отсеиваются как ненужные и складируются на дальних полках. 

А время на их изучение тратится.

Лучше готовить хорошего специалиста за 3 года... Узконаправленного, нацеленного на конкретный сегмент. 

А то потом сантехник-гинеколог, специалист по трубам...

 

 

Анна Северинец аватар

а кто говорит ,что их не нужно вплетать в практику? Любой вузовский курс предполагает практику. В самых разных видах. 

Наяна аватар

Три хаха!!!! 

Где политология вплетается в коррекцию звукопроизношения???? Это я, к примеру, об обучении дефектологов.

Вся логопедия уложилась у нас в 3 года. ВСЯ!!

И 2 годы были изучением непонятно чего, никак не относящегося к практике. Без знания идеологии бел. гос-ва ваще невозможно работать с ребенком с алалией.

История Беларуси, которую вдоль и поперек изучили в школе, тоже, оказывается, очень важна для работы в детском саду с детьми с особенностями психо-физического развития.

Ай

 

Анна Северинец аватар

ну ты боб с горохом не путай. Политология - это знания, необходимые развитой личности, живущей в гражданском обществе. Пусть себе и с профильным образованием дефектолога. 

Наяна аватар

серьезно??

И почему они не могут быть пройдены в 11 классе? Тем же небольшим курсом?

Анна Северинец аватар

потому что в 11 классе вообще ничего не может быть пройдено серьезно. Там - подготовка к тестам. Там вообще нет никакой учебы. Это раз. А два - тут можете упрекнуть меня в интеллектуальном расизме - политология это все же для людей с ВО. 

Наяна аватар

и чем 1-2 курс отличается от 11 класса? 

Анна Северинец аватар

тем же, чем шестнадцатилетний человек от восемнадцатилетнего:) между ними пропасть:) это первое. А второе - курс политологии не входит в круг задач среднего образования. А в круг задач ВО - входит. Всего-то:))

Marsha_ аватар

мне неинтересно - каких взглядов придерживается доктор, который мне пломбу ставит - важен только его профессионализм.

мне не интересны философфские воззрения преподавателя, если он меня ничему не может научить.

во-первых и во-вторых  и в-третьих - мне нужен ПРОФЕССИОНАЛ в любой области.

и пока это не поймут преподаватели в Вузах - так и будут выпускать недоспециалистов....

специалистами выходят из институтов - только те студенты - которые сами могут самообразовываться. а институт нужен ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ради корочки.

потому что - хочешь - не хочешь - а это в глазах большинства работодателей имеет значение.

Дафна аватар

Откуда познания о системе образования в гарварде? Насколько я знаю, для любой специальности там есть набор обязательных предметов,которые студент обязан изучить для получения диплома. И там есть всякие истории искусств,этики и психологии для студентов,изучающих естественные науки.

Анна Северинец аватар

Их вообще может выбрать любой студент ,изучающий какие угодно науки 

Наяна аватар

Может. Коренное слово.

А когда кол-во наук, не относящихся к специальности, чуть ли не половина...

Анна Северинец аватар

 ну тут ,я думаю, загвоздка в общей тоталитарности нашей окружающей действительности:) считается, дай нашему студенту волю - он не выберет ничего, кроме специальности:) 

Иногда мне кажется, что так и есть 

Наяна аватар

ну не знаю... может, и так...

Есть науки, которые нужно изучать безотносительно любой специальности. Философию, к примеру, ее методологию. Профессиональный английский. 

Но вот некоторые... выхывают сильное недоумение.

Анна Северинец аватар

Ну разве что идеология. И то: мне, например, очень интересно посмотреть ,как, зачем и каким образом наши образователи интерпретируют историю, логику и здравый смысл:) Это ж тоже нигде забесплатно не увидишь:) 

Lapka аватар

Вот совершенно согласна, учат учится, анализировать, выделять главное из потока информации.

Mee аватар

И все же именно с ВО потом идут работать по специальности. А по тай самой специальности ничего не знают.

#
Система Orphus