Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Чьи оценки мешают нам жить?

Вырваться из плена чужих оценок твоей личности не так-то просто.

И даже если мы будем декларировать собственную гордую независимость от чужого мнения, мы все равно опутаны густой паутиной чужих оценок, снять которую ни в два, ни в три счета не получится.

svobodnoe-vremya.jpg

Вне оценок мы и не живем. Стоит ребенку появиться на свет — его уже крутят и так и сяк: «Хороший мальчик!», «Какая-то худенькая девочка», «А этот подлиннее других», «Что-то он не похож на обычного новорожденного».

С одной стороны оценка — это способ понять, все ли с младенцем в порядке, с другой — обидная и опасная унификация, согласно которой все, что отличается от нормы, считается ненормальным и подлежит коррекции.

Оценивает ли жизнь сам младенец? Конечно, оценивает. Если ему тепло и сухо — это хорошо, если холодно или мокро — плохо. Мама — по определению хорошая, отсутствие мамы — без всяких там объяснений очень и очень плохо.

Чтобы ориентироваться в пространстве и времени, чтобы адаптироваться к окружающей среде, мы обязаны оценивать мир вокруг.

Умение адекватно оценивать действительность и людей — жизненно важно. Иначе — как разобраться? Определяя, что есть добро, а что — зло, что можно, а что — нельзя, ребенок учиться жить в обществе.

Вот здесь и начинаются сложности. Драться — плохо, а драться с обидчиком? Обманывать плохо, а во спасение? Учение — свет, а если учитель — тьма? Взрослые достойны уважения, а если не достойны? Оказывается, любая оценка ограничивает и искажает наше знание о мире. И даже наше знание о себе.

«Какой трудный ребенок!» — охают мамки и няньки над дошкольником, который не желает лепить и клеить на занятиях в детском саду.

deti_2.jpg

«Плохая девочка!» — ругается мама на дочку, вывозившую белое платьице в летней луже. «Вряд ли из тебя вырастет что-то путное, ты же ничего не знаешь!» — пафосно восклицает завуч, пропесочивая очередного двоечника на собрании.

И вот ты уже полностью уверен в том, что ты — неряха, неумеха и ничтожество, потому что лепить-то все равно не хочется, и лужа все равно притягивает, и на уроках по-прежнему скучно.

Конечно, ребенку этого не объяснить, но взрослые вполне могут усвоить один простой момент: любая внешняя оценка твоей личности может быть отметена целиком и полностью, потому что никогда не соответствует действительности, хотя бы потому, что личность всегда многограннее и шире чужих оценок.

Если же речь идет об оценке поступка (лепить — интересно, пачкаться — плохо), ее вполне можно рассмотреть — или как любопытный пример чужого мнения по конкретному поводу, или как критику, которую хочется принять во внимание.

Впрочем, научиться абстрагироваться от чужих оценок — это только второй шаг. Первый — значительно труднее. Тяжело отвыкнуть оценивать все вокруг самой.

deti.jpg

«Погода — кошмарная!», «на работе — тупик», «все начальники — идиоты» — и вот уже мир вокруг нас узок и тесен, потому что замкнут нашими же собственными оценками.

И с этим справиться несложно. Для начала попробуем заменить «объективные» высказывания — «субъективными»: «Мне не нравится погода», «У меня есть ощущение рабочего тупика», «Мне не нравится мой начальник». Так оценка превращается в мнение, то есть занимает положенное ей место.

Пару недель таких лингвистических замен — и вы заметите, как светлеет вокруг. Мир становится свободнее и чище. Потому что мир без оценок — намного счастливее. 

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (1) Последнее сообщение
letoneon аватар

Мир становится свободнее и чище. Потому что мир без оценок — намного счастливее.ИСТИНА.СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ!

#
Система Orphus