Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Юрий Троян — художественный руководитель балета

Именно так и называется нынешняя должность этого мужественного человека.

Не «главный балетмейстер», и это важно.

Официально принять балет после непростого ухода Елизарьева, зная, как отнесется к этому Мэтр — это как же нужно любить свое дело?

Очевидно, что человек, принявший на себя труппу, подобранную и выученную прежде всего для елизарьевских постановок, обречен на критику.

Балет Елизарьева, как и балет Эйфмана, Григоровича, Баланчина — это особый стиль, особая манера выполнения стандартного набора движений классического балета, свой «творческий почерк».

Это как в музыке — всего 7 нот, из которых у одного выходит бессмертная «Мурка», а у другого — не менее бессмертный Вальс Цветов из балета «Щелкунчик».

Балетмейстер Елизарьев заслуживает собственного коллектива, спору нет.

Есть же в Москве Кремлевский балет, отчего бы и у нас не сделать «Балет Дворца Республики»?

Авторский балет — это замечательно, если бы не одно «но». Если есть возможность зрителям смотреть, а танцорам исполнять и другие шедевры, иные и по стилю, и по вкусу.

Вот не танцует же Цискаридзе у Эйфмана — «не его» балетмейстер. И у Цискаридзе есть выбор. А был бы в Москве один Эйфман?..

Вот тут и нужен не балетмейстер — художественный руководитель.

1.jpg

Возможность выбора — то, что сейчас делает Троян.

Он, сам, уверена, по-прежнему по ночам видящий себя на сцене — танец, один раз зацепив, не отпускает никогда, — создает для нынешнего поколения танцоров и зрителей эту возможность.

И мы уже видели и Лиепу, и Эйфмана, и Поклитару, и Нину Ананиашвили.

Впечатляет, не правда ли?

bah_6.jpg

Только ленивый не высказался критически о его собственной постановке, вымечтанном «Тристане и Изольде».

Может быть, стоит сказать вслед за поэтом: «затея не удалась, за попытку — спасибо»!

А благодарить есть за что. В глобальном масштабе — за наглядную демонстрацию путей развития белорусского искусства на нынешнем этапе.

Для примера: обратите внимание на большинство современных живописных полотен, выполненных в «высоком стиле» исторического жанра.

И там мы увидим те же застывшие монументальные фигуры — приемы, пришедшие из подзабытого в остальном мире «сурового стиля» конца 60-х, приукрашенные дробной мимикой и пестрыми деталями для облегчения понимания.

till_1.jpg

Этот балет — еще и квинтэссенция развития хореографии Елизарьева: поначалу «мускулистость» его решений оживлялась иронией и нежностью («Тиль Уленшпигель»), а после перешла в самоцитатность и патетику пантомимых вставок («Рогнеда»).

Что не удивительно — куда расти, если ты — единственный балетмейстер на целую страну? Взглянуть на себя «со стороны» — редкая удача для Мастера.

Несомненная польза от музыки Вагнера была и танцорам.

Труппа вспомнила, что танцевать надо «в музыку», а не «на четыре счета», как не постеснялся пожаловаться с экрана телевизора один из танцоров.

И неловкая «Золушка», и немузыкальная «Шопениана», и цитатный «Тристан и Изольда» — не столько неудачи постановщиков, сколько освобождение труппы от прежних рамок, прекрасных, но сковывающих развитие.

img_2475.jpg

… В Риме есть колонна, воздвигнутая еще в 113 году. 20 блоков карарского мрамора, стоящих друг на друге, спиралью огибает лента с рельефами, на которых происходит много интересных событий.

Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 году вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день.

Это колонна императора Траяна.

Вот вам прямая ассоциация с Юрием Трояном, высоко несущим величие Елизарьева, пока вокруг его стойкой фигуры происходит так много живого, непосредственного, интересного.

Напомню этапы творческой биографии:

Народный артист Беларуси. С 1968-го по 1988 год солист балета Государственного академического Большого театра оперы и балета БССР.

С 1988 года — балетмейстер-репетитор, с 1990-го — заведующий балетной труппой.

С 1997 года — заместитель директора по работе с балетной труппой. С ноября 2009 года — художественный руководитель балета.

Если вспомнить, что «хороши все жанры кроме скучного», в ближайшее время, полагаю, «на балете» мы не заскучаем. Стоит сказать «спасибо», в том числе и Юрию Антоновичу!

Фото: belarusopera.by

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Марина Бондаренко
#
Система Orphus