Полная версия сайта Мобильная версия сайта

«Психоаналитик для психоаналитика» как примета времени

27 марта (в Международный день театра! и в преддверии дня рождения драматурга, который случился на следующий день после дня театра) в Молодечно в Минском областном драматическом театре состоялась премьера спектакля «Психоаналитик для психоаналитика» в постановке Венедикта Расстриженкова по одноименной пьесе Дианы Балыко.

Где зарыта собака успеха?

Откровенно говоря, это не первая постановка данной пьесы. А четвертая... третьим режиссером. Первым ее поставил Сергей Куликовский в Витебске в Национальном Академическом театре им. Я.Колоса. Он же перенес ее на Томскую сцену, в областной драматический. Прошлым летом Андрей Боровиков (второй режиссер театра Романа Виктюка) осуществил постановку данной пьесы в Москве.

И вот теперь — Молодечно... Пьеса гуляет по городам и весям, обретая все новые и новые лица.

Почему она привлекает внимание разных режиссеров? В чем ее зрительский успех? Ведь в Витебске в национальном Академическом после ухода из театра Артема Бородича, который играл роль стриптизера Алекса, спектакль сняли из репертуара.

2.jpg

Однако труппа и театральный зритель настойчиво просили спектакль восстановить. Был введен новый актер. Постановка вернулась на подмостки и идет с неизменными аншлагами.

А в Томской драме «Психоаналитик для психоаналитика» — самый кассовый спектакль за последние 20 лет существования театра. В городе даже образовался клуб фанатов данной постановки, которые ходят на каждый спектакль.

Есть все предпосылки полагать, что и у Молодеченской постановки будет большой зрительский успех. Ведь режиссерско-драматургическая пара Расстриженков–Балыко существует уже на протяжении шести лет. «Психоаналитик…» третья пьеса драматурга Балыко, которая привлекла режиссера Расстриженкова.

— Мой режиссер — не тот, который поставил одну мою пьесу, — признается Диана Балыко. — Мой режиссер — тот, который ко мне вернулся. Венедикт Расстриженков — мой режиссер по всем статьям.

Во-первых, он — мой первый режиссер в профессиональном театре. Он поставил мою пьесу «Белый ангел с черными крыльями» в РТБД, где она с успехом идет шестой театральный сезон.

А первый режиссер — это даже больше, чем первый мужчина. Ведь что такое первый мужчина? Это пятнадцать минут кое-как. А первый режиссер — это два часа с антрактом ого-го! (смеется)

Во-вторых, Венедикт вернулся ко мне, т.е. в моей драматургии, через какое-то время. И поставил пьесу «Свадьбы не будет» в СХТ. Пьесу, которая стала частью триптиха «Минск, я люблю тебя».

В-третьих, во время постановки пьесы «Белый ангел с черными крыльями» Венедикт сломал ногу, лежал в больнице и я принесла ему комедию «Психоаналитик для психоаналитика», чтобы отвлечься от грустных мыслей. Он читал и смеялся. Потом читали и смеялись его сотоварищи по палате.

И вот... не прошло и шесть лет... как у Расстриженкова появилась возможность воплотить эту пьесу на сцене Минского областного драматического в Молодечно. 

Драматург Диана Балыко считает, что театральный зритель соскучился по современным историям, он хочет смотреть спектакли про себя, про своих друзей и соседей, про здесь и сейчас, хочет, чтобы с ним говорили на понятном ему языке.

Тема психологии, психоаналитиков — особенно популярна в наше время. А драматург Диана Балыко разбирается в ней не поверхностно: она автор двух десятков книг по практической психологии.

А в чем суть?

Еще Плавт говорил: «Всякий слышит лишь то, что понимает».

Если потрясти самую толстую книгу академического издания, из нее не упадут никакие смыслы. Смысл возникает только в процессе интерпретации текста читателем.

То есть в зависимости от интеллекта, жизненного и чувственного опыта читателя произведение обретает свой смысл. То, что в литературе кажется важным для одного, другому может показаться совершенно бессмысленным. И наоборот. С жизнью то же самое. Она имеет только тот смысл, который мы ей придаем.

Эта мысль проясняется и очень хорошо визуализируется на примере драматургии. Разные режиссеры читают один и тот же текст пьесы. И в их головах рождаются совершенно разные образы спектакля. Порой посылы, которые они хотят до зрителя, диаметрально противоположны.

Первым режиссером-постановщиком пьесы «Психоаналитик для психоаналитика» стал Сергей Куликовский.

Он поставил спектакль об одиночестве, о невозможности обретения земной любви… После его постановки в прессе было много разговоров про… стриптиз. Ведь действо на сцене разворачивается вокруг шеста. Однако это не физический, а душевный стриптиз всех персонажей пьесы.

1.jpg

Разве не для того, чтобы поделиться сокровенным и открыть болевые точки, люди приходят к психоаналитику в реальной жизни? В постановке Куликовского одним из главных персонажей является Кот — он и рассказчик и альтер-эго психоаналитика Веры Андреевны.

Второй режиссер пьесы — Андрей Боровиков — от образа Кота отказался в принципе.

Его режиссерское решение — противопоставление современной истории библейскому сюжету об Адаме и Еве. Конфликт обостряется сравнением приземленной обыденности с возвышенным идеалом, что придает комедийным ситуациям аспект философского осмысления.

Яркую форму спектакля задают неожиданные повороты сюжета, контрастное музыкальное оформление от оратории Гайдна «Сотворение мира» до современных поп-хитов, а также ритм образных режиссерских мизансцен и эксцентричная хореография.

Для публики искушенной, требовательной и глубоко театральной в спектакле открывается второй, третий, четвертый планы. В нем есть раскрывающие второе дно декорации — райский сад, который облетает и разрушается к финалу.

И небытовые костюмы Вячеслава Стародубцева, помогающие понять, как любовь легко превращает медяки в золото и золото в медяки. Музыкальное оформление из классики и попсы дает неожиданный срез осознания того, что лучшая психотерапия — это любовь.

Эту же мысль по-своему несет зрителю третий режиссер пьесы Венедикт Расстриженков.

В его спектакле рефреном звучит фраза «Надо просто любить». Именно так в начале хотел назвать свою постановку режиссер.

Однако Венедикт поставил спектакль не столько о необходимости любви в жизни каждого, сколько о разрушении идеалов. Он проводит через всю постановку библейскую истину «Не сотвори себе кумира» и говорит устами персонажей о том, что любить нужно кого-то реального, т.е. людей, которые находятся рядом с нами, а не те инфернальные образы, которые мы придумываем сами себе.

IMG_2703.JPG

Отзывы о пьесе и спектаклях по ней:

«О чем история? Об одиночестве в большом городе, где неудачниками чувствуют себя все».

Нина Алексеева, «Томские новости», Томск, о постановке Сергея Куликовского

* * *

«Это большой дар — создавать тексты не для прочтения, а для проживания. И Диана Балыко в этом гениальна. Ей удается простыми словами сказать о самом главном так, что в каждом слове возникает действие, второй план, многомерность»…

Кирилл Журавлев, философ, Москва, о пьесе Дианы Балыко

* * *

«…И вот мы опять приходим к старому, но о главном: психоаналитик лечится за деньги клиента, во время клиента, и если клиенту повезет, то вместе с клиентом. Однако в этой истории не один шарлатан — Вера Андреевна. Здесь все симулякры. И самое страшное в том, что люди пытаются симулировать любовь, а значит и саму жизнь…»

Екатерина Новожилова, политический аналитик, Москва, о постановке Венедикта Расстриженкова

* * *

«Веселый и позитивный (не смотря на грустный конец) спектакль. Вечеринка Веры и Райки — просто щедевр. В этой сцене себя узнает любая женщина. Один минус... Я не уверена, что тот, кто посмотрит этой спектакль, когда-нибудь сможет обратиться за помощью к маститому психоаналитику...»

Евгения Пастернак, писатель, автор книг для подростков, Минск, о постановке Венедикта Расстриженкова

Досье на пьесу:

«Психоаналитик для психоаналитика», автор Диана Балыко

Место и дата создания: Москва–Минск, 1 февраля–6 ноября  2005 г.

Жанр: комедия (разными режиссерами определялась как эро-лирическая, лиро-эротическая, философская и откровенная комедия для взрослых)

Язык написания: русский, также переведена на белорусский язык

Сюжет:

К психоаналитику Вере приходят стриптизер Алекс и молоденькая жена бизнесмена Светочка, чтобы разрешить свои внутренние конфликты.

Вера проводит несколько сеансов психотерапии и оказывается бессильна помочь своим клиентам, потому что она — не психоаналитик, а шарлатанка, которая лишь решила зарабатывать таким образом.

Вера обращается за консультацией к профессиональному психоаналитику Альберту, у которого некоторое время назад лечилась сама. Альберт удивлен, возмущен и… возбужден.

Между Алексом и Светочкой, между Верой и Альбертом вспыхивает страсть. Кажется, что каждый из героев находит свою любовь… Но это только иллюзия…

Послужной список:

* Поставлена в Витебском Национальном академическом драматическом театре им. Я.Коласа, режиссер Сергей Куликовский (премьера состоялась 28 февраля 2007 года).

* Поставлена в Томском областном драматическом театре, режиссер Сергей Куликовский (премьера состоялась на 22 октября 2008 года).

* Поставлена в театре Романа Виктюка. Режиссер Андрей Боровиков. Премьера состоялась 22 июня 2010г.

*Поставлена в Минском областном драматическом театре (г.Молодечно). Режиссер Венедикт Расстриженков. Премьера состоялась 27 марта 2011г.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Творческий клуб «Честно говоря»
#
Система Orphus