Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Слово, каким они его видят

Иной раз сядешь над книжкой и недоумеваешь: «Ну что, ну что они в этом нашли?»

Ну зарифмовано, ну сказано, и что? Почему этих людей принято называть гениями? У нас вон Людмила Петровна из бухгалтерии тоже как завернет стишок на юбилей очередного начальника — прямо слезы из глаз, и ведь школьников не заставляют ее опусы наизусть учить?

Причин, конечно, великое множество, почему Есенина учат наизусть, а Людмилу Петровну — нет.

Одна из них такая: только настоящие поэты (не путать с графоманами) не просто видят мир, но и вместо нас для нас его описывают. Трансформируют цвет в звук. Передают буквами оттенки. Ухитряются как-то так подобрать слова, что мы видим и чувствуем мир так же, как чувствую они: ярче, красивее, вкуснее, чем видит его Людмила Петровна, да и не только она одна.

Это все я вам не просто так — бла-бла-бла, как школьная училка — говорю.

Вот вам научное подтверждение.

Чуть больше тридцати лет назад московские филологи под руководством А.П.Журавлева провели масштабнейшее исследование: нескольким тысячам человек в тех или иных вариантах предлагалось соотнести звук и цвет.

Называли звук и просили сопроводить карточкой определенного цвета, предлагали произнести звук и нарисовать цветное пятно красками, давали разноцветные карточки, на которых нужно было написать первый пришедший в голову звук…

Словом, в итоге выяснили, что в абсолютном большинстве случаев носители одного и того же языка воспринимают гласные звуки в строго определенных цветах:

А — красным;

Е — зеленым;

И — синим;

О — солнечным или золотым;

У — темно-синим;

Ы — черным, коричневым, мрачным.

Это если в общих словах — потому что в ходе исследований выяснились удивительные закономерности: определенные слоги тоже окрашиваются нами в определенные цвета. В общем, если данные эксперимента ввести в компьютер — можно определить цвета любого текста.

Так вот представьте себе.

Если попросить компьютер определить цвет стихотворения А.Блока «Гамаюн птица вещая», окажется, что звуки, его составляющие — темно-красные, темно-синие, с мрачной прозеленью. Скажете: ну и что?

vasnetsov9.jpg

А то, что картина, под влиянием которой Блок это стихотворение написал («Гамаюн» Васнецова) — темно-красная, с синевой и зеленью. Каким-то чудесным образом Блок подобрал именно те слова, которые обязательно вызовут у нас запрограммированную цветовую ассоциацию с палитрой врубелевской картины…

А вот по поводу стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая» компьютер однозначно выдаст вердикт: «желтые и зеленые цвета». Вот почему мы ясно видим есенинскую осень — потому что он подбирал именно те слова, которые подсознательно вызовут у нас соответствующие цветные представления.

Как и положено ученым, московские филологи суммировали данные исходного эксперимента в таблицу, в которой ясно видно: поэты не просто видят мир по-особенному, они умеют заставить нас видеть мир точно так же — по-особенному.

За что им, конечно же, огромное спасибо.

747848.gif

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (3) Последнее сообщение
Kozlik Mozlik аватар

а я знал. ))))
когда работаешь музыка, настроение и мысли остаются в продукте. 

Amadeo аватар

А ароматы? Они тоже имеют цвет... Вообще, человек воспринимает мир всеми органами чувств, поэтому и ассоциации от любого настоящего творчества многогранны. 

Юлия Петруненко аватар

Буквы имеют цвет, запах и образные ассоциации.... В детстве имена всегда представляла в виде абстрактных картинок. Алла - что-то большое и круглое, Юля - много мелких кружков, как овчинка, Ира - что-то режущее, острое, Катя - мягкое, податливое, как пуховая перина..... Поэтому свое имя не любила, шерсть овечки казалась чем-то глуповатым

#
Система Orphus