Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Приключения Красной Шапочки

А ведь не так проста эта сказка, как кажется на первый взгляд!

Вот, казалось бы, ну что такого: девочка пошла через лес к бабушке, разоткровенничалась с волком, подвела бабушку и погибла сама — совсем простенько для того, чтобы будоражить сказочников-любителей и сказочников-профессионалов на протяжении ни много ни мало шести столетий!

А между тем судьба у сказки — обзавидуешься!

Начнем с того, что история про девочку, обманутую волком, была широко распространена с 14 века в средневековых Италии, Франции, Тироли, альпийских предгорьях, ее с незначительными вариантами передавали из уст в уста в Швейцарии, Австрии и Германии. Менялось разве что содержимое корзинки (то рыбу, то головку сыра, то хлеб, то горшочек масла), а суть оставалась прежней: доверчивая глупышка, находчивый волк, бедная бабушка и сокрушительная победа зла в конце.

cal1khbc.jpg

Кстати, в своих первоначальных, средневековых вариантах сказка была очень кровожадной: волк не просто съедал бабушку, а залихватски готовил из мяса кушанье, а из крови — компот, заставлял поужинать всем этим запоздавшую наивную дурочку, предлагал ей полежать в бабушкиной постели и только потом съедал.

Естественно, все эти кошмарные средневековые подробности были немедленно удалены из роскошного тела сказки, едва за нее взялся профессиональный литератор.

Это был Шарль Перро, французский сказочник эпохи Просвещения. Сказка про девочку и волка понадобилась ему неспроста: нравственные законы нарождающегося общества, запрещавшие красавицам доверяться незнакомым мужчинам, нуждались в простом и доступном изложении. Поэтому из старинного триллера были убраны всякие натуралистические подробности, добавлена феминность девочке (красный капюшончик, модный в те времена среди французских простолюдинок) и маскулинность волку (он уже ничего не готовил, брутально поедая без лишних антимоний доверчивых женщин), но — как прежде сохранен безнадежно грустный финал.

krasnaya-chapochka.jpg

Вот что бывает, когда девочки позволяют себе заговорить с незнакомцами.

А через сто с лишним лет Красную Шапочку еще раз перелицевали. Жизнь становилась все сложнее, красавицы — все любознательнее, волки — все изощреннее, и нравственный закон требовал уточнений. Корректировать сказку взялись знаменитые братья Гримм. Это они придумали матушку, дающую девочке полезные советы, и охотника, обязательно приходящего на помощь бедной дурочке. Начинался девятнадцатый век: век героев, век спасителей, век реалистического отношения к жизненным хитросплетениям, век сокрушительной веры в добро — пожалуй, самый светлый век в истории человечества.

Что дает силы этой простенькой сказке?

Трудно понять.

Но чему-то мы на ней все-таки учимся.

Хотя бы тому, что рано или поздно — но обязательно на каждого серого волка должен найтись смелый охотник.

И пусть для этого бедной девочке придется быть съеденной триста долгих лет.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (4) Последнее сообщение
Vtornik аватар

А недавно красную шапочку снова переделали. На этот раз американцы.

Получилось нечто вроде Сумерек и  обычного "мясистого мочилова"

Апельсиновая аватар

 

:))))))

Alvaro аватар

Мне нравится советский фильм "Про Красную Шапочку" (Режиссер - Леонид Нечаев, в гл. ролях - Яна Поплавская, Владимир Басов, 1977). Там Красная Шапочка влюбляет в себя весь мир.

И в этом фильме имеется вполне очевидное послание. И даже психология Волков раскрыта.  Когда пересмотрел этот фильм во взрослом возрасте, совершенно переоценил многие моменты, которые раньше не замечал, и проникся глубоким уважениям к авторам.

Средневековые народные варианты и европейские авторские - это конченая бездуховность. ИМХО.

Вольный ветер аватар

А мне еще нравится мультик "Серый волк энд Красная шапочка".... Такой пародийный немного, пластилиновый с советскими песнями  http://www.youtube.com/watch?v=iv7MtzEoWEw

#
Система Orphus