Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Детектив о детективе

Представьте себе: из пяти тысяч лет, которые существует письменная литература, 4830 лет у читателей не было ни малейшей возможности читать детективы.

А все потому, что их попросту не было: открыли стихи и драму, разнообразили прозу, придумали сонет и триолет, терцину и секстет, разделили трагедию и комедию, до мелочей продумали систему образов и правила создания характеров — а детектив не придумали.

Первый детективный рассказ появился только в 1841 году — и, между прочим, до сих пор мало изменился.

Первенец был великолепен: герой-интеллектуал, непрофессиональный сыщик, обладающий удивительными аналитическими способностями, добродушный, но глуповатый рассказчик, наблюдающий за головокружительным расследованием, стремительное начало — прямо с преступления, и обратный порядок дальнейшего повествования: разнообразными хитроумными способами  (воспоминания, свидетельские показания, оговорки, внезапно найденные документы) писатель покажет вам, что и как было до преступления, позволяя читателю всласть наразгадываться щедро рассыпанных по ткани рассказа загадок.

Попробуйте догадаться: кто же был автором самого первого детектива?detek.jpg

Сложная задачка: жанровой схеме, нарисованной выше, отвечают и рассказы сэра Артура Конан Дойла о гениальном Холмсе и простодушном Ватсоне, и романы непревзойденной Агаты Кристи об Эркюле Пуаро и Гастингсе, и — с некоторыми разве уточнениями — романы о Мегре Жоржа Сименона или новеллы об отце Брауне великолепного Честертона.

Но все перечисленные, без сомнения, замечательные, авторы, увы, только подражали первооткрывателю.

Открытие детектива в самом деле было мероприятием далеко не простым. Начиналось все задолго до сакраментальной публикации в 1841 году, и начиналось серьезно: интерес читающей публики к газетным заметкам уголовного содержания рос и крепчал, литература его, конечно, видела и старалась удовлетворять, но писатели не могли избежать соблазна рассказать о преступлении с точки зрения будущего наказания.

Все книги о преступниках и преступлениях носили невероятно скучный поучительный характер: сюжеты с кражами и убийствами нужны были литераторам исключительно для демонстрации плохих и хороших сторон человеческой личности.

Тем временем наш будущий изобретатель (вы еще не догадались, кто это?) публикует статью «Шахматный автомат  Мельцеля»: при помощи цепи последовательных логических рассуждений автор статьи выводил на чистую воду механическую диковинку, популярную в те годы в Европе (шахматному автомату, между прочим, проиграл несколько партий сам Наполеон).  Из этой статьи родились сразу две важные вещи: теория игр и дедуктивный метод.

Спустя пять лет принцип рассуждения, освоенный в разоблачении автомата Мельцеля (все просто: в автомате сидел искусно спрятанный шахматист), был вручен обаятельнейшему герою Огюсту Дюпену, расследующему «Убийство на улице Морг».

Это и был первый в мире настоящий детектив, призванный увлечь читателя, дать пищу пытливому уму, отработать логические операции, отточить наблюдательность и научить строить цепочки рассуждений.

И ни слова о поучениях. Именно таким задумал детектив его гениальный автор, американский поэт и прозаик Эдгар Аллан По.

detek.jpg

И вот ведь удивительно: как прост и как изящен был замысел! Из тех, о которых говорят — да  я так смог бы!

Наверное, первым становится тот из тех, кто смог бы, кто вовремя заставит себя сесть за стол и взять в руки лист бумаги…

А что изобретете вы, когда заставите себя сесть за стол?

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец
#
Система Orphus