Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Уникальная художественная выставка, которую можно увидеть только до 12 мая

В третий раз в белорусской столице проходит выставка «Я Моне. Я Шишкин. Я Малевич». Уникальность проекта заключается в том, что выставить свою работу в Национальном центре современных искусств может любой желающий вне зависимости от того, есть ли у него соответствующее образование.

Название выбрано не случайно. Ведь многие художники-любители стесняются показывать свое творчество широкой публике, говоря: «Ну, я не Моне, не Шишкин, не Малевич».

Впрочем, сами организаторы проекта немного обижаются, когда выставку воспринимают исключительно как «самодеятельность».

— Из-за того, что выставку не совсем корректно позиционирует в СМИ, мы столкнулись со следующей проблемой: художники с именем не хотят участвовать в проекте из-за того, что это «не их уровень», — поясняет Ольга Клип, куратор выставки.

— Конечно, игнорируют выставку «Я Моне. Я Шишкин. Я Малевич» не все известные художники, но очень многие.

01_velvet_olga_klip.jpgОльга Клип

— Устроить выставку своих работ не каждый член Союза художников может себе позволить, — подчеркивает Дмитрий Попов, организатор выставки «Я Моне. Я Шишкин. Я Малевич».

— Мы хотим предоставить возможность белорусским художникам показать публике свои работы.


Одна из главнейших задач проекта — вернуть зрителей в музейные залы.


— За последние 20-25 лет было сделано все возможно для того, чтобы люди перестали ходить в музеи, — говорит Дмитрий. — В тяжелые времена Министерство культуры сказало художникам: «Ребята, крутитесь, как хотите».

02_velvet_dmitrii_popov.jpgДмитрий Попов

Художники действительно стали выкручиваться, чтобы как-то выжить. В итоге сейчас мир белорусских художников довольно закрытый. На персональные выставки хорошо если собирается человек 50-70 — родственники и друзья автора.

За четверть века выросло поколение, которое даже не представляет, что в свободное время можно пойти в музей.

Сравните, сколько людей посещает торговые центры и сколько — выставки.

11velvet_hudojnik.jpg

10velvet_hudojnik.jpg

09velvet_hudojnik.jpgРаботы, которые можно увидеть на выставке

Дмитрий отмечает, что у молодежи даже появился страх перед музейными площадками.

— Я часто наблюдаю за посетителями выставок. Люди быстренько пробегают мимо работ — 10 минут им хватает. Мы организовывали выставку работ Дали, на которой я зафиксировал своеобразный рекорд: одна девушка ушла из зала спустя 2 минуты!

Это, учитывая то, что представлено было более 100 ксилографий*. И это не потому, что барышня плохая и не любит искусство: просто ей некомфортно на выставке, она чувствовала себя лишней.

Также тушуются люди, которые редко заходят в церковь: они не знают, как себя правильно вести, боятся сделать что-то не то, а тут еще бабульки со всех сторон замечания делают.

Конечно, в непонятной атмосфере человек напрягается и хочет поскорее сбежать. Чтобы люди не чувствовали себя лишними в музеях, им надо чаще там бывать.

Школьники, которые приходят на выставку, чувствуют себя комфортно: здесь нет привычной музейной атмосферы, и никто не шипит: «не дышите на шедевр!».

Ребята с удовольствием делают селфи. Возможно, это первый шаг к тому, чтобы в будущем они стали завсегдатаями музеев.

05_velvet_hudojnik.jpg

08velvet_hudojnik.jpg

07velvet_hudojnik.jpgРаботы победителя прошлого года Андрея Симончика

Выставка «Я Моне. Я Шишкин. Я Малевич» действительно располагает к тому, чтобы задержаться на ней дольше 10 минут. Чтобы внимательно рассмотреть работы 760 участников нужно время. Кто-то даже возвращается на выставку несколько раз.

— Чтобы стимулировать обсуждение увиденного, мы решили разыграть среди посетителей картину стоимостью 1000 евро, — говорит Ольга Клип.

— К слову, свою картину известная белорусская художница Зоя Луцевич предоставила для розыгрыша совершенно бесплатно. Используя свой билет, зрители могут проголосовать за понравившуюся работу — среди тех, кто это сделал, мы и разыграем полотно. У нас тут порой настоящие дебаты разгораются, когда зрители обсуждают увиденное.

— Радует то, что от выставки к выставке уровень работ растет, — подчеркивает Дмитрий. — Люди стали меньше приносить картины с котиками и цветочками, а больше работ со смыслом — авторы поднимают очень разные темы.

05_velvet_hudojniki.jpgНа выставке можно увидеть не только картины, но и небольшие скульптуры

Рекордом нынешнее количество участников организаторы не называют — еще есть куда стремиться. К примеру, в Лондоне, когда объявили о старте приема работ для выставки автопортретов, свои работы принесли 12 тысяч художников — участвовали как профессионалы, так и любители. Но для Беларуси 760 участников — небольшая победа.

Проблема, с которой столкнулись организаторы выставки, — отсутствие большого интереса со стороны СМИ.

— Когда мы обратились в редакцию одного популярного портала, нам ответили: «Ну, так ваша выставка же уже была в прошлом году. Зачем про нее снова писать?» — сетует Ольга.

— Очень странная логика. Почему тогда про Чемпионат мира по футболу пишут регулярно? Можно ведь было написать один раз — в 1930 году — и забыть. Жалко, что многие люди, которые могли бы заинтересоваться проектом, были лишены возможности узнать о нем.

06velvet_hudojnik.jpgЭту картину разыграют среди посетителей выставки

В рамках проекта «Я Моне. Я Шишкин. Я Малевич» проходит персональная выставка победителя прошлого года Андрея Симончика — некоторые из работ уже купили.

Возможно, в конце выставки состоится аукцион.

— В договорах, которые мы заключаем с авторами, прописано, что они обязуются забрать свои работы в течение 2 дней после окончания выставки. Увы, далеко не все обеспокоены судьбой своего творчества, — рассказывает Дмитрий.

— В прошлые годы мы столкнулись с тем, что 10% авторов не приходят забирать работы. А мы потом долго вызваниваем, упрашиваем.

В этом году решили поступить иначе. В договоре есть пункт: если автор не забирает свою работу в указанные сроки, она становится собственностью организаторов. Потом мы проведем аукцион, а вырученные деньги потратим на то, чтобы в следующий раз пригласить бесплатно поучаствовать в проекте талантливых детей.

Увидеть выставку можно до 12 мая.


*Ксилография — вид печатной графики, гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. (Википедия)

Фото автора

VELVET: Юлия Василюк
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии.
#
Система Orphus