Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Ходоки за светом

Это, между прочим, русский народ сказал, тот самый, который вплоть до тридцатых годов двадцатого века поголовно неграмотный ходил: ученье — свет, а неученье — тьма.

Пожалуй, никакому другому народу учение не давалось так тяжело и так трудно, ни одному европейскому ученому не приходилось десятки тысяч верст вышагивать к ближайшей школе бог с ними, с лаптями да ногами, лишь бы читать и писать выучиться…

Самый известный русский ходок за знаниями — это, конечно, Михайло Васильевич Ломоносов.

Из архангельских Холмогор с рыбным обозом несколько месяцев шел он пешком в Москву учиться и выучился: открыл университет, написал первые учебники чуть ли не по всем известным тогда предметам, напридумывал терминологий чуть ли не для всех тогдашних наук, реформировал стихосложение и заложил основы всех стилей русского литературного языка.

66786616_2.jpg

Между прочим, даже слово «предмет» собственноручно составил Ломоносов: взял латинский «объект» и перевел по частям, приставку «об» как приставку «пред», а корень «ект» как «мет» (три буквы от «иметь»).

Не менее яркий след в науке оставил современник Ломоносова, еще один ходок за светом — Василий Кириллович Тредиаковский.

Он был сыном бедного сельского священника но страстно жаждал учиться всем наукам, а не только Святому Писанию. Пришел в Москву (благо, недалеко было), отучился там в Академии, потом с оказией добрался до Амстердама а уж оттуда пешком (по причине крайней бедности) отправился в Париж, в Сорбонну.

Где-то французским пейзанам по хозяйству помогал, где-то умным разговором хозяина харчевни развлекал, где-то недоросля господского в науках поднатаскивал так и зарабатывал кусок хлеба в своем трудном пути к учению.

Выучился. И фактически создал русскую поэзию: исследовал особенности строя русской речи, разложил слова на размеры, проработал стихотворную строку и даже составил такой сборничек стихотворений на все случаи жизни чтобы читатель русский, к стихам не способный, тоже мог уши близких звуками божественными услаждать.

56080042_Trediak2.jpg

А сколько их, ходоков, пешком из окрестных деревень стекалось в кошмарные бурсы, в которых драли за волосы, кормили гнилыми овощами и запирали за малейшую провинность в холодный подвал ничего, выдюжим, лишь бы выучиться, глядишь, в люди выйдем…

А сколько перебивалось с хлеба на воду ради счастья хотя бы постоять в одной мастерской с великим петербургским художником или скульптором…

А сколько мерзло по убогим меблированным комнатам, овладевая запредельно сложной университетской наукой во имя радужной перспективы провести весь свой век бедным-бедным сельским учителишкой где-нибудь на окраине великой империи…

Ученье-свет.

А за светом хоть на край земли.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец
#
Система Orphus