Полная версия сайта Мобильная версия сайта

«Это было мерзко, это было великолепно!»: новый спектакль шокировал белорусскую публику

Независимый театральный проект HomoCosmos продолжает шокировать белорусов.

Пьеса «Увидеть розового слона» принадлежит перу современного эстонского драматурга Пирет Яакс. В 2011 году она была удостоена главной премии конкурса пьес Эстонского Театрального агентства и переведена на семь языков, в том числе на русский.

По словам председателя жюри Урмаса Леннуха, «ценность этого материала заключается в удачном синтезе быта и воображения, а, кроме того — в нем заложен глубокий смысл».

01_velvet__spektakl.jpgНезависимый театральный проект HomoCosmos продолжает шокировать белорусов

Для работы над спектаклем команда HomoCosmos пригласила эстонского режиссера Калева Куду. Над сценографией и костюмами работала белоруска Екатерина Шиманович, обладательница премии «Лучший сценограф года».

Первая девушка сбежала со спектакля спустя полчаса после начала. Видно было, что матерящийся и орущий время от времени главный герой очень ее смущал.

Но чтобы ретироваться, надо было набраться смелости: учитывая специфику пространства, бежать предстояло прямо перед героями — и на несколько секунд невольно стать частью спектакля. Серьезное испытание для скромного белорусского зрителя, привыкшего говорить о театре с придыханием.

Но те, кто остались до конца, точно не пожалели.

«Увидеть розового слона» — это не классический спектакль, в котором персонажи ведут себя нарочито прилично и витиевато изъясняются. Герои этой постановки — такие же несовершенные люди, как мы с вами: они манипулируют другими, допускают ошибки и позволяют себе крепкое словцо во время ссоры.

В реальной жизни ведь никто не говорит: «Прошу прощения, милостивая сударыня, но вы изволите заблуждаться».

02_velvet__spektakl.jpgГерои этой постановки — такие же несовершенные люди, как мы с вами: они манипулируют другими, допускают ошибки и позволяют себе крепкое словцо во время ссоры

Герои постановки могут вызывать сочувствие и злость, чувство омерзения.


«Мне хочется его ударить», — прошептал кто-то за мной, глядя на буйства главного персонажа. 

Благодаря этому несовершенству героев, спектакль получился живым — ты им веришь, вместе с ними проживаешь историю.


На первый взгляд кажется, что это история о любовном треугольнике: Леви обожает свою супругу и мечтает о ребенке, Симона злится на мужа и готова предложить матку своей подруги Катрин для того, чтобы мечта мужа осуществилась, а Катрин хочет получить мужа приятельницы.

На самом деле, вопросов поднимается намного больше: токсичные отношения, алкоголизм, психическое нездоровье.

Первоначально спектакль «Увидеть розового слона» планировалось показать на сцене Дворца профсоюзов, однако в итоге главной площадкой стало пространство HIDE. Это решение пошло только на пользу: в маленьком индустриальном зале удалось воссоздать практически домашнюю обстановку.

04_velvet__spektakl.jpgВ спектакле поднимаются вопросы о токсичных отношениях, алкоголизме, психическом нездоровье

Когда актеры выступают в полуметре от зрителей безо всякой сцены, складывается впечатление, будто тебя действительно угораздило оказаться дома у приятелей во время выяснения их отношений. И ты сидишь и думаешь, как же стать незаметным, чтобы не попасть под горячую руку. А то, того и гляди, прилетит в тебя стакан, который в гневе швырнул хозяин дома.

Реакция публики, как и всегда на HomoCosmos, была неоднозначной. Одна пара в возрасте в самых драматичных моментах спектакля начинала истерично хихикать. В классическом театре такое поведение тут же подверглось бы критике.

Но не здесь — живая реакция зрителя особенно ценна для актеров. И никто при этом не может точно сказать, что происходит в душе человека: возможно, смех — это попытка осознать собственный жизненный опыт. А возможно и детская реакция на выход из зоны комфорта.

Каково вам играть в такой камерной обстановке? Многие зрители признавались, что чувствовали себя гостями на кухне, про которых забыли хозяева? — поинтересовались мы у Екатерины Бондаревой, исполнившей роль Симоны.

— На самом деле мне не важно, где работать, важно с кем. Мне очень комфортно работать с такими крутыми актерами, как Ваня Трус и Настя Боброва. Даже если бы спектакль пришлось играть в обычной квартире, мы бы справились. Я очень люблю тесный контакт со зрителем.

03_velvet__spektakl.jpgКогда актеры выступают в полуметре от зрителей безо всякой сцены, складывается впечатление, будто тебя действительно угораздило оказаться дома у приятелей во время выяснения их отношений

А реакция зала вас не смутила?

— Я слышала: кто-то хихикал, но этим меня сложно смутить. Честно говоря, роль у меня довольно странная — я и сама порой хихикаю в некоторых моментах. Вообще стараюсь максимально абстрагироваться и не обращать внимания ни на кого вокруг: есть только я и мужчина, считающий меня идеальной женщиной.

Есть что-то, что роднит вас с Симоной?

— Она такая же сумасшедшая, сумасбродная, как и я (улыбается — прим. автора).

Какой для вас самый эмоционально насыщенный момент спектакля?

— Когда беру Леви за шматки и говорю, что я живая, что я думающий человек, а не просто коллекция генетических клеток.

Следующий раз «Увидеть розового слона» можно будет 29 и 30 апреля. Но учтите: после просмотра спектакля окажется больше вопросов, чем ответов на них.

Фото Анжелики Грекович


Во многих языках выражение «увидеть розового слона» обозначает примерно то же самое, что у нас «увидеть белочку». «Розовый слон» – это еще название жилого комплекса в Таллине.

VELVET: Юлия Василюк
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии.
#
Система Orphus