Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Зачем нужны литературные музеи?

В нашей стране идет процесс, обратный цивилизованному. У меня есть ученики, которые попадают в музеи только с учителями. Таких — большинство.

deti_v_muzee_3_1.jpg

Школьник в музее. Фото автора

Родители редко возят своих детей в музеи — даже современные родители, всерьез увлеченные идеей раннего развития и всестороннего образования.

А еще у меня есть ученики, которых родители водят в музеи — приезжие, хорошо разрекламированные и по-современному «смотрибельные». И совсем нет тех, которые сами, по собственной инициативе пошли бы в литературный музей. А ведь в литературном музее так интересно! 

Возможно, все дело в музеях: литературные музеи традиционно неброские, осознанно лишены громкоголосых шоу, не всегда насыщенны раритетными материалами.

А может быть, дело — в неправильном целеполагании: ну правда, зачем они, эти литературные музеи, о чем они могут рассказать, кроме как о жизни какого-то, не всегда мне интересного, писателя?

Как бы то ни было, понятие «цивилизованного государства» в том числе включает в себя и количество литературных музеев, которое постоянно растет (литераторы рождаются всегда, и логично, что растет число музеев самых интересных из них).

У нас же пока процесс идет в обратную сторону.


Что происходит с белорусскими литературными музеями

Это питерцам хорошо: приехал к ним гость откуда угодно — и они его под белы рученьки и в музей Пушкина на Мойку, и в музей Блока на улице Декабристов, и в музей Ахматовой на Фонтанке, и в музей Некрасова, который навсегда расположился напротив того самого «парадного подъезда»…

Все культовые русские писатели удостоились своих музеев, а кто-то — и нескольких. Сюда и правда не зарастает народная тропа…

А мы? Музея Владимира Короткевича у нас в столице нет, музея Василя Быкова — тоже, а ведь именно эти два имени первыми стоят в нашей заграничной «литературной» визитке, если нас и читают, то именно в этих именах.

Хорошо. Может быть, и Короткевич, и Быков еще не «отстоялись» в истории, рано им еще музеефицироваться. Тогда давайте посмотрим на классиков.

Вот — наш Максим Богданович, поэт удивительной красоты и силы, поэт европейского уровня, и — что очень важно для музейной экспозиции! — поэт уникальной жизненной истории, которую можно так хорошо и так трогательно рассказать!

nrkrc.jpg

Максим Богданович. Фото: museums.by

Суровая правда в том, что сегодня в Беларуси нет ни одного работающего музея Максима Богдановича. Во всем мире есть единственный музей, куда можно сводить школьников, жаждущих посмотреть на жизнь поэта воочию. И находится он в Ярославле.

В Беларуси такого музея нет. Гродненский — закрыт (то ли на реконструкцию, то ли навсегда), сотрудники уволены, минский — закрыт на ремонт уже много лет, остался филиал в Ракутевщине — но он не столько о Богдановиче, сколько о Ракутевщине. Да и ехать туда — не близкий свет, а если не знаешь окольных троп и хитрых дорожек, то и не доедешь — ни одного указателя ни на одной дороге на музей в Ракутевщине нет.

Была «Беларуская хатка» — последний из работающих музеев, в которых можно было что-то узнать о Максиме Богдановиче. Недавно закрыли и ее. Якобы на реконструкцию.

О реконструкция, страшное для белорусского музея слово.

На реконструкции — музей Богдановича, музей Быкова в Ждановичах (там якобы прокладывают трубы, чтобы оборудовать для посетителей туалет). Дело, несомненно, благородное, но в современных условиях занимает от силы месяц. У нас же туалеты в музеях оборудуют годами, и есть опаска, что с летальным для музея исходом.


Драма «Белорусской хатки».

«Белорусская хатка» знакома многим минчанам. Небольшой деревянный домик во дворе Университета Культуры — все, что осталось нам от прифронтового Минска времен Первой мировой.

Здесь, в « Белорусской хатке», как ее называли студенты-белорусы, для них работал самодеятельный театр, маленькая библиотека, образовательные курсы и даже благотворительная столовая, такая необходимая в те голодные времена.

velvet_6.jpg

Объявление в минской газете, 1917 год. Фото:  news.21.by

Сюда, в «Хатку», прилетел сырой осенью 1916 года из своего Ярославля уже совсем больной, совсем измученный Богданович — он, повинуясь воле отца, окончил-таки Ярославский лицей и, даже не забрав диплом, помчался в Беларусь — успеть здесь побыть.

В «Хатке» он впервые — и уже в последний раз — был не один. Слушатели, жадно ловящие каждое его слово со сцены и в компании, надежные товарищи, влюбленные девчата, люди, понимающие и ценящие его талант... Для любого поэта такое пространство — важнее воздуха.

Оно здесь у Максима было. И не только у него. 

Отсюда начался белорусский национальный театр, белорусская национальная опера, наш национальный балет, здесь работал белорусский хор, с которого началось и наше хоровое искусство, в «Белорусской хатке» рождалось и крепло то самое «Адраджэнне», которым и по сей день живет наша культура.

velvet_5.jpg

«Беларуская хатка»

А еще в «Хатке» создана единственная (!) в Беларуси постоянная экспозиция, посвященная Первой мировой войне. Представляете? Единственная!

Война, которая прошлась по нашей стране, как и всегда, неумолимым катком, больше, чем по какой-то другой — умещается в нескольких залах «Белорусской хатки».

Так вот эту Хатку хотят лишить статуса музея. Бывший сотрудник музея Богдановича Людмила Сосонко рассказала, что Хатку собираются передать на баланс Университета Культуры...


Зачем же все-таки нужны музеи.

Совсем недавно мы с учениками собрались — и поехали в Мядель. Это, между прочим, для смолевичан неблизкий свет: двести с гаком километров туда, двести — обратно. Ехали мы не в какую-то развеселую экскурсию типа «гостей Деда Мороза», а просто в школьный музей.

Именно там, в Мядельской школе, учителя своими руками собрали семь залов, посвященных образованию Мядельщины и ее знаменитым ученикам-литераторам.

Я очень боялась — как отреагируют дети?

Три часа тряским автобусом, сданные за проезд деньги — почувствуют ли они себя вознагражденными?

Или музей станет для них очередным разочарованием?

velvet_1.jpg

deti_v_muzee_2.jpg

Школьники в Мядельском музее. Фото автора

Ах, как встречали нас в Мяделе!

Караваем и сладким столом, подарками и песнями, экскурсией, подготовленной учениками, и фильмом, снятым учителями… Дети мои вдруг почувствовали себя крайне важными персонами, посланниками культуры, правительственной делегацией, которой вручена почетная обязанность нести теперь свет Мядельского музея в далекую туманную Смолевиччину.

Мы ехали назад, и душа моя пела: дети спрашивали у меня про Дубовку и про Танка, про тридцатые и про сороковые… Дорога из Мяделя до Смолевич стала для меня настоящим праздником, потому что я разговаривала с хорошими людьми о серьезных темах…

Разве это могло случиться без музея? Разве они нам не нужны?

А еще музеи нужны, чтобы мы их отстаивали, утверждая свое национальное право на свою собственную историю. Может быть, именно поэтому развернулась драма Белорусской Хатки — чтобы дать нам шанс «людзьмi звацца».

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (21) Последнее сообщение
Morgenstern аватар

Лично мне в подобного рода музеях действительно неинтересно. Ну какая разница, на каком стуле сидел писатель, какие часы носил и на какой печатной машинке печатал? Что дает его школьная фотография или кусочек газеты прошлого века с напечатанным стихотворением? Я не испытываю ни малейшего благоговения перед этими раритетами. 

К тому же без рассказа увлеченного экскурсовода эти экспозиции невероятно скучны и безжизненны. К примеру, в Лас-Вегасе есть выставка, посвященная "Титанику" - абсолютно попсовая тема, но как все это представлено! Начиная с продажи билетов на корабль и осмотра настоящего интерьера кают от третьего до первого классов, и заканчивая ночной прогулкой по "палубе" в сопровождении холодного ветра и айсбергов на "горизонте". Я уже не говорю о том, какие интерактивные экскурсии с аудиогидом проходят в Алькатрасе - а это всего-навсего тюрьма. А что было в нашем музее Богдановича в Троицком? Четыре тесных зала со старыми документами за стеклянными витринами в полумраке. Как такая экспозиция может быть интересна школьникам?

Вот есть творчество писателя, есть его жизнеописание, а есть предметы из его обихода. Хотите интересно рассказать о стихотворении "Слуцкие пояса" - покажите пояс, , а не огрызок карандаша, которым поэт писал черновик этого стиха. Конечно, увлеченному человеку эти "заманухи" не нужны, но посмотрим правде в глаза - а сколько таких людей, увлеченных творчеством Богдановича (я уже не говорю о менее известных личностях)? 

Если не популяризировать литературные музеи всеми доступными средствами - желательно современными, с использованием новейших технологий, то они так и останутся нужны только небольшой группе заинтересованных лиц. 

Можно еще много написать о необходимости гос поддержки - что естественно для культурно-исторического наследия - но это уже другая история).

  

 

Малечка аватар

согласна, Анна

в пример приведу суперсовременный мультимедийный музей Шопена в Варшаве. Меня не надо увлекать Шопеном, я хочу видеть, смотреть, слышать... У меня даже сначала случился разрыв шаблона между привычным способом восприятия гениального композитора и музеем, посвященным ему и его творчеству. Но это захватывающе в прямом смысле слова! и даже случайный посетитель выйдет из этого музея ошеломленным. У меня состояние погружения не проходило, наверное, неделю...

 

Тати аватар

Вот очень-очень согласна.

Здорово, что есть энтузиасты, готовые рассказывать с горящими глазами... но если их нет - всё пропало...

Нужно перестраиваться. Нужно меняться. Сейчас так можно много и интересно сделать просто с использованием телекомпьютерных экранов, даже не замахиваясь на интерактив... И есть кому делать... А ведь, действительно, можно и интерактив...

Но почему-то только одна фраза на ум приходит: инициатива наказуема...

Dasa аватар

Налицо несовпадение целей. Горстка энтузиастов хочет «людзьмi звацца» и другим дать шанс. А минкульт как бы, видимо, наоборот.  На тут-то и пока.

Мне для понимания творчества писателя или поэта нужна хорошая биография. Можно даже вообще без иллюстраций. А музеи в их нынешней убогой концепции - нет, не нужны.

Ну, и для чистоты эксперимента хотелось бы, конечно, знать об истинных впечатлениях школьников от поездки. По-честному.  Без генерализации восторга организаторов и автоматического переноса его на испытуемых.  Но этого мы не узнаем, разумеется, никогда.)))

Анна Северинец аватар

Ну почему же никогда:) Вот уже трижды выходили статьи в самом что ни на есть правдивом проекте "подростки оценивают белорусские литературные музеи": Вязынка получила, кажется, двойку, Ракутёвщина - девятку, Николаевщина - пятерку:) Рейтинг составляют мои собственные дети, в чьей честности и правдивости можно не сомневаться - никаких поводов приукрашивать действительность у них нет:) 

Что же касается учеников - мне трудно понять, честно или нет отвечают они учителю, с которым ездили на экскурсию - и с которым им еще пуд соли грызть до одиннадцатого класса, поэтому я обычно ориентируюсь на внешний вид экскрусантов:) когда им скучно - это всегда видно:) 

Dasa аватар

Я и говорю: никогда не узнаем. Что они там подумали и как обсудили между собой. А очень интересно было бы подслушать))))

Ваши ощущения и тем более правдивость Ваших детей - ну вообще не могут быть объективным отражением чего- либо, кроме Вашей семейной и школьной кухни на Ваш же пристрастный взгляд.

Мне довелось посещать литературные и другие-прочие музеи в школьные годы. По единодушному мнению моих сверстников это была неизменно редчайшая муть. Но какие сочинения мы писали потом! Педагоги рыдали от счастья. ))))))

Анна Северинец аватар

Думаю, наши с вами миры в этом вопросе попросту не пересекаются:) 

Dasa аватар

Очевидно да. В моём мире ещё обычно, обращаясь к собеседнику письменно на Вы, применяют такую большенькую буквицу вместо меленькой. Но это, видать, архаизм и пережитки ...

Наяна аватар

Я тебе скажу че... Большинство миров не пересекается с твоим)))

Сигрун аватар

По музеям согласна с Аней.

Нежность аватар

А я уверена, что детям понравилось. Как необычный урок, как приключение, и на эту почву ложится информация от экскурсовода.

Ситуация грустная. Все-таки чиновник это исполнитель по определению, поэтому управленческие решения им не даются.

Fizza аватар

Думаю детям  было интересно,  учитель увлечен своей  темой и влечет за собой, это естественно. У  кого- то глаза загорелись, кто-то просто полюбовался  скорее пейзажем  за окном,  чем музеем, кто- то запомнил на долго,  впечатлился  и т.д. Меня очень радует  тот факт, что  учитель сам организовывает  поездку и везет  детей по своей программе.  Я пока не видела у нас в  школе (4  класс) инициативы исходящей от учителя сводить детей в  театр, музей кроме как по программе   турагентства (с вытекающим отсюда  ценником) . Ходим всей семьей.         

Анна Северинец аватар

Дело тут не в том, интересны или неинтересны музеи - я не об этом:) Их, конечно же, нужно усовершенствовать, менять, оснащать и так далее, истины эти бесспорны. 

Но чтобы их делать современными и интересными - они должны быть. 

А не закрываться. 

Наяна аватар

Я помню себя в школе... В общем, было все равно, куда ехать, хучь в цирк, хучь в музей)))) сам факт выезда волновал. Может, сейчас дети другие, я не знаю.

А по теме согласна с Аней М.

Наяна аватар

И про "людзмi звацца"... Серьезно, что ли? А те, кто в музей не пойдет - не достоин, значит, называться человеком?

Анна Северинец аватар

ну, это ты передернула:) Людзьми звацца - литературная формула, слова Купалы, имеют в виду начиональную самоидентификацию и касаются исключительно этой области человеческого существования:) 

Наяна аватар

Я знаю, чьи слова))) я расширила понятие). И вопрос: можно ли людзмi звацца без национальной самоидентификации?))))

Анна Северинец аватар

да сколько угодно:) 

Малечка аватар

Анна, я правильно поняла посыл статьи, что родители виноваты в том, что не водят детей в скучные музеи? Музеям при этом можно оставаться скучными? Потому что учителей все равно обяжут возить-водить по стандартному набору музейных заведений? Т.е. и здесь обеспечат заполненность трибун по аналогии со стадионами-аренами. Чего музеям меняться в такой ситуации? Опять родители должны зажечь там, где зажечься нечем...

Сказка аватар

Тоскливее экскурсий вспомнить не могу. Соглашусь с Аней Morgenstern: совершенно ничего не дает мне вставленная в рамочку страница из газеты с напечатанным стихотворением, "фрэнч", который носил писатель (определенно помню, что у кого-то был фрэнч) или печатная машинка. Вот в музей печатных машинок я бы, пожалуй, сходила.

А так - как Наяна пишет, нам в школе весело было просто куда-то поехать, а если еще и вместо уроков - вообще кайф. Потом родители дома спрашивают: ну как, понравилось. А ты им: ну да, там был "фрэнч", но чей, не помню, слово интересное (кажется, в нашем детстве мы не говорили "прикольное").

Если я приеду в этот Мядельский район, привезу своего ребенка, встретят нас там караваем и песнями?

А вообще - фотографии вогнали меня совсем в тоску. Эти школьные экскурсии по школьным музеям, которые ведут экскурсоводы-школьники в неизменных галстуках и пиджаках... Как правило, отличники или учительские дети. Знающие, что получат дополнительный бонус в виде "десятки" по истории или литературе или "плюс балл" за контрольную... Вызубрившие текст и многократные отточившие движения: здесь показать указкой, здесь протянуть руку... Здесь добавить в голос трагизма, здесь многозначительно помолчать...

И впечатления детей. Опять - узнаю себя. И высокопарные, на полтетради сочинения на тему "Самый лучший день" (а день экскурсии, несомненно, объявлялся самым лучшим), и стихи на русском и на белорусском про "родную старонку"и любимую деревню, и любимую страну, и родной язык.  И, наверное, казались своим учителям тонким и чувствующим, и увлеченным, и необыкновенным ребенком. А мне - лишь бы получить хорошую оценку или еще какие-нибудь бонусы, я вам в два раза больше напишу и восторженно прочту на школьном концерте.

Risha аватар

А мне интересно, если, конечно интересен свм писатель.
Мне любой домик интересен если интересен ено хозяин)

#
Система Orphus