Полная версия сайта Мобильная версия сайта

А вы знали, что даже у интернета есть покровитель?

Как водится, у всего и у всех есть свои святые покровители. Есть он и у интернета.

isidor_von_sevilla.jpeg.jpegИсидор Севильский

И пусть Википедия настаивает, что официально покровитель этот еще не утвержден, всеобщее голосование уже давно состоялось и из многих кандидатур выбрана одна (и Папа Иоанн Павел II ее одобрил) — Исидор Севильский. А чтобы сомнений ни у кого не оставалось, Международный день интернета отмечается именно 4-го апреля — в день смерти (странно, правда, что смерти, — видимо, точная дата рождения неизвестна) Исидора.

Так, как же жил человек, что через полтора тысячелетия удостоился стать покровителем того явления, о возможности которого в свое время даже не мог подозревать?

И хотя, конечно, есть официальный ответ на этот вопрос, очень хотелось бы еще узнать какие-то личные, даже — интимные (не побоюсь этого слова), подробности. Подробности не в виде сухой биографии, а передающие характер, склонности, странности… В общем, все то, что делает из строгого священнослужителя обычного необычного человека.

Правда, к сожалению, таковых подробностей мало и напоминают они по большей части легенды (впрочем, что удивительного, если Исидор жил в VI-VII веках и в то время информацию предпочитали сохранять не в виде баек, а конкретного «родился, основал, умер»).

Из жизни ребенка, еще не ставшего архиепископом Севильи, доподлинно известно, что мальчик родился в Картахене, в «смешанной» семье. Его отец был испано-римлянином, а мать — дочерью вестготского короля. Вестготы, кстати, относились к тем самым варварам, которые поспособствовали падению цивилизации в лице Римской империи, а потому подобный смешанный брак был в то время очень и очень большой редкостью.

Может, факт рождения в такой семье и обусловил склонность Исидора к глобализации (это уже современным языком, естественно) и тем самым через века предопределил его статус покровителя интернета?

Ведь Исидор относился к числу тех людей, кто не видел необходимости во вражде и противопоставлению друг другу по каким-то там культурным и прочим различиям. Вернее, он хотел, чтобы у разобщенным по своим ценностям и порядкам народов, проживающих рядом с друг другом, было то, что бы их объединяло, а не наоборот.

В первую очередь, конечно, вера. Вестготы придерживались арианства (вкратце, признавали Бога, но не Христа равным ему), испано-римляне — ортодоксального христианства. Конечно, может, различия во взглядах и не были столь существенными (а может, и были, обо всех особенностях арианства не берусь судить), но мы ведь прекрасно знаем, сколько войн и конфликтов возникало и возникает из, казалось бы, «мелочей».

Тем более что действующие короли хотели видеть своих подопечных арианинами, а коренные жители всячески этому противились. Так вот, Исидор Севильский был духовным наставником вестготского короля Сисебута. А до этого вместе со своим старшим братом Леандром (о нем чуть позже) добился того, чтобы, во-первых, король вестготского происхождения Рекаред I принял ортодоксальное христианство, а во-вторых, чтобы на Третьем церковном соборе было официально провозглашено — крестить всех вестготов. То есть противоречие преодолели.

image.jpgКороль Сисебут

Правда, здесь не стоит преувеличивать роль самого Исидора. Главная заслуга все же принадлежит его брату (тогда архиепископу Севильи), который вызвал доверие короля и установил с ним тесные дружеские и наставнические отношения. Исидор лишь помогал Леандру, периодически замещал его на «посту» (когда брат отъезжал, например, в Константинополь), а после его смерти продолжил дело, получив тот же «титул» архиепископа Севильи.

Однако Исидор способствовал объединению культур по-другому (и очень даже может быть, что являлся уникальным человеком для своего времени). Будучи священнослужителем, помимо трактатов, рассматривающих вопросы веры, большую часть своих трудов отдал на сохранение античной философии и античным взглядам на мироздание.

Будучи больше по убеждениям испано-римлянином, написал книгу «О происхождении царей готов, вандалов и свевов». И в то время, когда евреев уже недолюбливали, призывал учить их язык (ведь как без него понять Священные писания?) и сделал все возможное, чтобы власть проводила по отношению к евреям политику терпимости.

Наверное, при рассмотрении кандидатуры на «должность» покровителя интернета, объединяющего всех людей планеты и все разности культур и народов, учитывали и эту его склонность к «космополитизму». Однако официальная версия все же другая.

Исидора Севильского называют первым энциклопедистом. Дело в том, что его крупнейший труд — «Этимология» в 20 томах. И в этих томах собраны чуть ли не все знания человечества от сотворения мира. По крайней мере, те, что дошли до сегодняшних испанских территорий, так точно.

Грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина, законы и хронология, церковные тексты и обряды, языки, народы, царства, города и титулы, человек, птицы и животные, география, части света, архитектура, камни и металлы, земледелие, корабли, здания, одежда, пища, инструменты, предметы мебели, теория войны и права… Буквально все-все-все.

Как и в современном явлении под названием интернет.

Правда, как и интернет, многие неоднократно называли труды Исидора, «свалкой», «хламом» и прочими нехорошими эпитетами. Дело в том, что там не было ни намека на проверку достоверности фактов, на попытки научного анализа — Исидор просто (и, если верить чужим словам, хаотично) описал то, что уже известно человеку, ссылаясь на работы различных мыслителей и философов. При этом многие «факты» запросто могли противоречить друг другу.

Впрочем, какая разница! Ведь «Этимология» была популярна на протяжении всего Средневековья, благодаря и ее существованию тоже мы сейчас имеем представление о тех временах и о тогдашних знаниях. (Чем, кстати, не интернет с его различными википедиями?!)

А теперь все-таки немного о личном

Родители Исидора умерли очень рано, он остался на попечении своего старшего брата (того самого Леандра), который, как утверждают легенды, был очень и очень строгим. Они же поговаривают, ради того, чтобы хоть какие-то знания остались в голове у ребенка, Леандр не брезговал насильственными наказаниями: и побоями, и содержанием взаперти.

st_leander.jpgЛеандр Севильский

Однажды Исидор якобы не выдержал издевательств и сбежал. И на своем пути он то ли наткнулся на колодец, то ли просто засмотрелся на большой камень (просто легенда, несущая одну мораль, слегка разнится). В одном виде она рассказывает о том, что ребенок увидел борозды, проделанные в крае колодца.

«Откуда они?» — «Они оставлены веревкой, которая терлась о камень».

В другом передает наблюдательность Исидора, который заинтересовался углублениями в камнях, сделанными водой. Но как бы там ни было, он якобы понял главное: если уж вода (или веревка) источила камень, то и он своим прилежанием и настойчивостью в учебе может, во-первых, умилостивить брата, а во-вторых, преодолеть нелюбовь к наукам и неподатливость ума.

С той самой поры знания стали главной целью, возможностью, приложением сил для Исидора. Он настойчиво собирал рукописи, трактаты и книги и организовал у себя настоящую библиотеку. Настойчиво в них вчитывался.

Настойчиво запоминал прочитанное. Настойчиво и скрупулезно систематизировал (как мог) полученную информацию. Настойчиво открывал школы при церкви (кстати, может, именно поэтому он сам пошел в направлении религии, ведь именно церковь в то время была источником знаний?).

И с этой точки зрения, его кандидатура в качестве покровителя интернета тоже символична. Как напоминание, что всемирная сеть — это кладезь знаний (пусть и не всегда достоверных) и что эту кладезь следует не забывать использовать по назначению.

P.S. И все-таки очень интересно: как бы отреагировал Исидор, узнав с каким явлением через полтора тысячелетия будет связано его имя?..

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET
#
Система Orphus