Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Вон из вуза

Огромное число студентов в современных вузах вообще не должны там быть.

Думаете, преподаватели этого не понимают? Понимают. В самых вопиющих случаях — отчисляют, конечно. Но в большинстве — жалеют, входят в положение, тянут за уши и дают шанс. 

Когда-то один очень хороший инженер задал мне вопрос, на который я не смогла ответить. Вопрос был таким:

«Вот если я, инженер, построю дырявую плотину или поставлю бракованную балку в опоры здания, я сяду в тюрьму. Если врач отрежет больному здоровую ногу вместо больной — он тоже сядет в тюрьму. А вы, преподаватели, чем отвечаете за бракованных специалистов, которых отправляете на рынок труда?»

Ничем. И таких бракованных специалистов на рынке — достаточно. И не то что бы мы не стараемся. Очень стараемся. Выучить каждого. Достучаться до любого. Но смысл высшего образования, которое кардинально отличается от школьного, в том, что в вузах не «учат» — там «учатся».

lgpevsrp.jpg

Туда в идеале приходят уже взрослые люди, с сформировавшимися потребностями и интересами, люди, получившие навыки обучения и самостоятельной работы — и преподаватель только лишь направляет и контролирует. Все.

Но у нас давным-давно все поставлено с ног на голову. Вузовские программы рассчитаны на серьезную самостоятельную работу студента — и минимальное лекционно-семинарское сопровождение. Вместо этого мы в свои мизерные часы вынуждены впихивать немыслимый ликбез — от школьной программы, которую дети умудрились не выучить, до общей образованности, которая в идеале приходит к детям из семьи и из книг, а на практике — просто у них отсутствует.

И никак иначе нельзя — чтобы прочитать детям лекцию, нужно разговаривать с ними на одном языке, а языки у нынешнего абитуриента и нынешнего преподавателя — космически разные.

shch8geaop.jpg

И вот мы сидим: я, объясняющая студенту, кто такой пророк Исайя и царь Соломон, потому что без этого знания я не могу не то что Пушкина — «Повесть временных лет» не имею возможности преподавать, и он, этот самый студент, которому и Исайя, и Повесть, и Пушкин глубоко не интересны, потому что у него целиком и полностью атрофирован как таковой образовательный интерес. Поставьте, ради бога, четыре, и я пойду. И таких у тебя — целая группа. Особенно на заочном отделении. Особенно у платников.

И поэтому, когда стало понятно, что количество людей, получающих высшее образование, начнет стремительно и неуклонно сокращаться — я лично обрадовалась. Несмотря даже на то, что это мне же первой грозило (и обернулось) сокращением — чем меньше студентов, тем меньше преподавателей.

Без работы учителя не останутся никогда — а вот количество жизни, проведенной в бессмысленном сиденьи перед людьми, не умеющими и нежелающими учиться, уменьшится. И слава богу.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (16) Последнее сообщение
Risha аватар

Не останутся, жииь же надо за что то, найдут другую работу. А человеки так и останутся без знаний про соломона и пушкина. Да и зачем оно им? и в самом то деле.

Сигрун аватар

Согласна полностью.

Веранда аватар

Вспомнилось...получила эл.письмо от человека с во заочное платное в кот. был упомянут сквер Семёна Бульвара в Минске...я чуть не расплакалась....но все равно оказалось что в моем кабинете из 7человек про сквер и его название знают тока я и мой календари-успокоилась....))))

Сигрун аватар

Кстати, наивный вопрос - что дает написание диплома? (я уже пишу, тема уж больно интересная, но встает вопрос - опять же буду зашиваться!!!)

Анна Северинец аватар

В идеале диплом обобщает все умения, знания и навыки ,которым должны обучать в вузе: умение работать с научной литературой, умение анализировать ,систематизировать и обобщать, умение формулировать мысли и умение работать с текстами делового стиля.   

Сигрун аватар

Аня, а студенту он нужен?

tru-ekaterina аватар

Люда, не студенту, а уже скорее выпускнику.

и да, навыки, перечисленные Анной, нужны человеку с ВО. особенно на случай, если он решит продолжить обучение в магистратуре, например.

LisaAnfisa аватар

У меня технический вуз, где я работаю уже около десяти лет (языки программирования) и могу с точностью сказать, что раньше студенты были в общей массе и с лучшими мозгами, и с более серьезной мотивацией.

Это видно на примере контрольных работ... Если лет 7-8 назад к окончанию моего курса процентов 80 реально могли что-то делать сами, то сейчас это 2-3 человека из группы  Остальные ждут, когда им расскажут алгоритм

...

Насчет дипломов. У нас в дипломе самой важной является практическая часть. На теорию комиссия вообще не смотрит. Все всё понимают ))))

 Да и практическую часть многие студенты просто покупают. Вот как-то так 

Сигрун аватар

Спасибо, я прпктическую писать буду сама. Это мое

Dinka аватар

ничего не вижу катастрофического в том .что человеку за  уплаченные им немалые деньги вложат в голову  " чего нибудь и как нибудь". Не самый худший бизнес. а через лет 8-10 выползем из демографической ямы, конкурс станет жестче и уровень студентов повысится. Разогнать вузы проще чем потом восстанавливать.

Мюс аватар

Вспоминается песня "Все идет по плану"... Все и везде у нас расписано: сколько студентов должно быть, сколько призывников, сколько больных у врача (да-да, в зимнее время есть норма по больным гриппом) и тд. И никто не хочет видеть реальную картину, никому дела нет, что если детей рождалось меньше, то и студентов будет меньше, и призывников, и больных в том числе. Главное - количество, а без качества как-нибудь проживем.

Разгонять вузы, конечно, не нужно. Но не думаете ли, что если вырастет конкуренция среди преподавателей за место под солнцем, то и их профессиональный уровень будет расти, так как отбор будет жестче?

 

Мюс аватар

Просто высшее образование - это статья доходов для государства. Это как с сигаретами. Закон о том, что нельзя курить в общественных местах приняли, а потом ларьки Табак поставили по всему городу. То есть на самом деле никто не беспокоиться глобально о здоровье нации, главное - продать и денежку получить, а закон нужен для создания видимости заботы. С образованием система та же. Способен студент учиться, неспособен, никому дела нет (разве что кроме Анны). Оплатил вышку - получишь и диплом. А если бы была конкуренция (а не ежегодный пересмотр нижней пороговой отметки тестирования ), если бы работы на самом деле оценивались по уму, тогда и качество на выходе получалось совсем другим. Студенты бы понимали, что именно от их знаний и зависит их будущее. 

Мне нравилось учиться, нравилось самостоятельно писать курсовые, выполнять другие проекты. Сколько времени просижено в Националке в зале периодики за подшивками различных газет и журналов, но на выходе получалось так, что даже моим собственным преподам это редко когда бывало интересно. Отметка скорее зависела от наличия и объема написанного, а не от содержания.

tru-ekaterina аватар

согласна со статьей.

большинство преподавателей все это хорошо понимают.

и конкретно в этом году стали намечаться подвижки: упорно ходят разговоры о сокращениях, на первом курсе отчисляют большее количество студентов. жаль, пока самостоятельности и осмысленности в обучении им это пока не прибавляет. но ничего, дело-то наживное)

marquis de sade аватар

Нужно в школе предмет добавиь- еврейская мифология.....
И на экзамены вступительные тоже....
Иначе какое же ВО без Соломона ))

Kozlik Mozlik аватар

Kozlik Mozlik аватар

20% для аграрной страны - это потолок. в космос больше не надо. и большую половину вузов закрыть. 

#
Система Orphus