Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Ученик как клиент

Есть две крайности в системе образования: концентрация всей власти в руках учителей — и то же самое, но только в руках детей.

Мне давно не нравится эта странная ситуация: когда на бумаге у нас реализуется одна крайность, а на практике — другая.

На бумаге у нас — разгул ювенальной юстиции: права ребенка, телефоны доверия для учеников и прочая личная свобода.

Там почему-то не принято писать, что сначала у человека возникают обязанности — и только потом права, что прежде чем организовывать телефоны доверия для учеников, нужно открыть кабинет психологической разгрузки для педагогов, а личная свобода любого ученика — всегда ограничение личной свободы всех, кто его окружает.

На практике у нас — все по-старому: учитель по-любому прав, а если не прав, смотри параграф первый.

У учителя — как ни крути — возможностей ограничить свободу ученика значительно больше, чем наоборот, и дети с легкостью и без лишнего ропота в эту систему встраиваются.

Помалкивают, обманывают, изворачиваются, да и вообще — живут своей отдельной от школы жизнью, просто выполняя какой-то плохо понятный социальный ритуал: к восьми в школу, к трем домой.

r.jpg

Понятное дело, речь не о высокомотивированных учениках и педагогах-энтузиастах.

Такие дети и взрослые были всегда и везде — и в бурсе, и в реальных училищах, и в древнегреческих классах. Они, собственно, и тянут на себе науку, культуру и научно-технический прогресс. 

Речь о системе, которая декларирует то, что невозможно выполнить, а на практике имеет другое — что стыдно декларировать.

icvk.jpg

В поисках золотой середины я сформулировала бы так.

Никогда бы не ставила во главу угла интересы ученика. Ученики — дети. Они в силу возраста и интеллектуального развития не в состоянии оценить ни перспективность своих интересов, ни значимость их, ни объем нужных для жизни знаний.

Но. Выбирать, каким именно образом достигать поставленных целей и задач — дети вполне могут.

То, что они обязаны, приходя в школу, усваивать школьную программу — это не обсуждается, но каким образом это делать — право выбора каждого.

Поэтому дети, конечно, должны иметь право выбирать и учителя, и вариант программы, и необязательные произведения по литературе, и игры на физкультуре.

Да хоть дома учись — но будь добр свои результаты предъяви и в общую систему оценки впишись.

Право выбирать учителя и конфигурацию знаний — всегда хорошо: это мотивирует и учителя, и ученика, и родителя, который нынче включен в образовательный процесс как подсобная сила и сырьевой придаток, а должен быть включен — как полноценная сторона, принимающая на себя ответственность и требующая взамен конкретного результата.

Возможно, в этой системе ученик будет восприниматься как клиент.

Но клиент не безответственный (вот вам я, оденьте меня как в Оксфорде), а клиент с высочайшей степенью собственных обязанностей (чего тебя одевать, если ты выйдешь из ателье — и начнешь по лужам валяться?).

Это как в медицине: можно, конечно, требовать от стоматолога, чтобы он всем пациентам района отбелил зубы до капельной белизны, но если при этом пациенты продолжают курить и брезговать зубными щетками — какие претензии к стоматологу?

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (2) Последнее сообщение
tru-ekaterina аватар

в целом согласна: ученик - и есть клиент.

у нас в вузовской системе уже разработана анкета для студентов в целях оценки деятельности преподавателей. и было бы все неплохо, если бы не наша национальная лень, при которой худшим преподавателем, по мнению большинства учащихся, все еще остается преподаватель требовательный. поэтому давать право нашим студентам оценивать преподавателей, да еще анонимно, считаю преждевременным.

в Америке словесная оценка деятельности преподавателей уже давно приобрела постоянную основу. студенты вправе и выбирать курсы. и писать на официальных сайтах мнение по поводу качества преподавания. словесная оценка заинтересованного в получении знаний учащегося и просто оценка в анонимной анкете - это не одно и то же, согласитесь)

п.с. "капельная белизна" - это что-то новенькое) или "кипельная", или "кипенная"

Rizanka аватар

Общество потребления, ничего не поделаешь... человек-человеку клиент...

#
Система Orphus