Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Uber не несет ответственности за безопасность перевозок в Беларуси

Uber и без того постоянно фигурирует в топах новостей, но недавно (а именно 9 февраля) русскоязычный гугл запестрел «сенсационными» заголовками: компания обновила пользовательское соглашение и отныне снимает с себя ответственность за качество и безопасность перевозок...

vwquz6nftrm.jpg

Некоторые комментаторы на некоторых форумах даже поспешили в панике воскликнуть: «Uber одновременно обновил соглашение по всему миру!»

Нет, оказывается, не по всему. (И чтобы это узнать, достаточно зайти в раздел «пользовательское соглашение», выбрать разные регионы и посмотреть на дату последнего обновления.) 9-го февраля только Россия (ну, может, по совпадению еще и несколько других стран) увидела новые правила.

В принципе, на этом и можно было бы поставить точку в материале. И оставить вопросы «Почему так произошло именно сейчас, и что это значит?» на разбор российских журналистов (мол, нам-то какое до этого дело). Если бы не приводящие в недоумение слова «не несет ответственность за безопасность перевозок».

И в нашей стране тоже?!

А кто же тогда несет?!

Вот с этим мы и решили разобраться.


А у нас и не было по-другому

Пользовательское соглашение для Беларуси выглядит точь-в-точь как российское, только с одним «но». Последнее обновление в нем датировано 5-м ноября 2015-го года — именно тем числом, когда в Минске и был запущен Uber. То есть логично предположить: к нам сервис изначально пришел с теми правилами, которые сейчас всколыхнули рунет.

С тем, что компания не предоставляет гарантий «относительно надежности, своевременности, качества, пригодности или доступности услуг». Снимает с себя ответственность «за косвенные, случайные, непредвиденные, фактические, штрафные или последующие убытки, включая потерянную прибыль, утерянные данные, телесные повреждения или материальный ущерб, связанные с услугами». И предупреждает пользователей о том, что «сторонние поставщики транспортных услуг» «могут не иметь профессиональных лицензий или разрешений».

В общем, крупными буквами (а именно такими эти пункты и выделены) напоминает: Uber «не функционирует как транспортная компания».


Впрочем, транспортной компанией Uber никогда и не был

Это просто в массовом сознании за ним прочно закрепилось слово «такси», а вместе с этим словом — мнение: раз служба такси — значит, должна нести ответственность. А ведь Uber, по сути, просто предоставляет информационные услуги. Благодаря мобильному приложению быстро (без привычного звонка диспетчеру) связывает пассажира с водителем. Но сама компания собственных автомобилей и водителей не имеет и извозом не занимается.

И это — далеко не нововведение. Вот и в соглашении для польских пользователей, которое остается без изменений с 8-го декабря 2014-го года, без труда можно найти все те же слова:

«Во избежание сомнений: компания Uber не предоставляет никаких транспортных услуг. Компания выступает только в качестве посредника между пользователем и поставщиком транспортных услуг».

227dd249ebdb05f6eeba97fbdcd60c43.jpg

Видимо, для других стран компания просто решила акцентировать внимание на таком факте и прописать, что это значит. А именно — отсутствие ответственности. Поэтому тяжело не согласиться с комментарием официального представителя Uber в СНГ Евгенией Шиповой:

«Принципиальных изменений в правилах нет».


Не имеют профессиональных лицензий и разрешений

По идее, присоединиться к Uber и подвозить пассажиров может любой желающий с водительским удостоверением. Например, захотел человек по пути с работы домой немного подзаработать. И в этом случае действительно страшновато: ведь никто не может поручиться за поведение водителя, за состояние автомобиля и безопасность перевозки.

В той же Франции прошли массовые протесты и последующие запреты на пользование услугами компании. Исключительно за работу легальных таксистов ратуют московские власти. Но все это касается больше налоговой ответственности, чем безопасности. Да и речь идет только о бюджетном варианте UberPop.

Но это приложение в нашей стране не запущено и, как уверяют представители компании, вовсе не планируется к внедрению.


У нас действуют UberBlack и UberX, а по отношению к ним — другие правила

Евгения Шипова уже не в одном интервью белорусским СМИ перечислила список документов, которые должен иметь тот, кто хочет сотрудничать с сервисом.

Лицензия на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта, технический паспорт автомобиля, страховой полис (страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств), полис о страховании ответственности перевозчика перед пассажиром, справка об отсутствии судимости. И главное — свидетельство о регистрации. Потому что в нашей стране Uber работает только с зарегистрированными юридическими лицами.

Так, известно, что основной партнер Uber — компания «Белеврорент». Она предоставляет услуги по прокату и долгосрочной аренде автомобилей и имеет лицензию на осуществление нерегулярных перевозок пассажиров.

Причем в ее распоряжении — собственный автопарк (приблизительно 200 автомобилей не старше пяти лет) и штат сотрудников: водители, медики и механики.

Перед выходом на линию водители проходят обязательное медицинское освидетельствование, а автомобили — предрейсовый техосмотр. То есть очевидно, кто отвечает за безопасность и с кого спрашивать в случае аварийных и других опасных ситуаций.

dsc03807.jpgФото: dailydot.com

Есть только некоторые сомнения насчет индивидуальных предпринимателей.

Проходят ли они соответствующий контроль на договорной основе?.. Тем более что выделить их из транспортного потока для проверки крайне сложно: автомобили не являются такси в прямом смысле, а потому не выделяются шашечками, плафонами и пр. (Правда, в ближайшее время они в обязательном порядке должны обзавестись желтыми номерами.)

Но хочется надеяться, что индивидуальные предприниматели все-таки проходят соответствующий контроль. Ну, или хотя бы не позволяют себе чего-то лишнего. Ведь они сами заинтересованы в своей репутации.

Сервис Uber построен на взаимной оценке водителей и пассажиров. И если пассажир заподозрит, например, нетрезвое состояние «таксиста», он не даст ему ни одной звездочки и оставит не очень лестный отзыв. А водители, у которых рейтинг упал ниже 4,5 из 5, блокируются сервисом и не могут больше оказывать свои услуги. (Причем тоже самое и с пассажирами: дебоширы, хулиганы и пр. «элементы» могут запросто потерять связь с Uber.)

Еще несколько условий к водителям: возраст не меньше 21-года, как минимум трехлетний стаж за рулем и обязательно заключенный с каждым клиентом договор фрахтования и заказ-наряд.

Поскольку все эти правила в нашей стране действовали с самого начала прихода Uber и соответствуют тому пользовательскому соглашению, которое только сейчас в обновленном виде появилось в России, то вполне можно предположить, что так все и будет оставаться.

Компания Uber не несет никакой ответственности за безопасность и пр. оказываемых услуг, потому что эту ответственность несут ее партнеры — официально зарегистрированные юридические лица.

Правда, после выступления столичных таксистов председатель Мингорисполкома Андрей Шорец распорядился проанализировать работу сервиса UberX. Но что-то мне подсказывает: если изменения и будут, то где-нибудь в области дополнительного налогообложения.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET

Комментарии

Всего комментариев (5) Последнее сообщение
allure аватар

 А что-то другое ожидалось? Это не служба такси, а всего лишь платформа, которая к тому же лишает работы таксистов, которые как раз несут ответственность за безопасность пассажира! Пассажир выбирает, пассажир платит (или не платит). Это правила Uber кстати не только в России и Беларуси, а везде (добавили мелким шрифтом в ноябре).

А всегда ведь хочется дешево и с полным сервисом

Как же я не люблю такие штуки типа Uber, дрелей напрокат, совместных гардеробов и тд. Сплошной экономический тормоз и никакой отвественности за ширмой халявы.

 

Катюшка. аватар

Это всего-навсего прогресс. Всегда что-то новое вытесняет что-то старое.. Может, нет ничего плохого в том, что станет меньше такси? Может, с помощью убер люди смогут чаще знакомиться, больше доверять друг другу и т.п?..  

И убер, и вещи напрокат — все это классно и современно, но приживается там, где для этого есть условия. У нас, возможно, не приживется. А все из-за "никакой отвественности за ширмой халявы", как Вы написали выше. Поэтому единственное, о чем стоит думать, так это ответственность. Ответственность каждого, и в первую очередь своя собственная.

Чем больше будет в обществе воспитанных ответственных людей, тем меньше у нас будет страхов перед прогрессивными идеями. Мне так кажется .

allure аватар

Я не против нового.. Такси нужно не для доверия и не для знакомств, а  для того, чтобы доставить человека безопасно и вовремя в нужное место. Рынок такси сам себя отрегулирует. Убер - не про это..

Я за качество, за ответственность, за уплату налогов, за разумное потребление. Вещи напрокат хорошо, но они не должны вытеснять традиционные формы. Я понимаю, можно взять напрокат дрель или свадеюное платье, но ведь сейчас можно и джинсы всем районом носить. Чем меньше люди покупают, тем меньше развивается экономика. Мы все хотим жить лучше, но при этом не тратить. Я не за бесконечный шоппинг, а за разумный. Вообще все хорошо в меру.

А убер - личное дело каждого. Только не стоит иметь высокие ожидания к качеству услуг и потом жаловаться, что никто не несет никакой ответственности.

Катюшка. аватар

Да, всего в меру, согласна! 

"Только не стоит иметь высокие ожидания к качеству услуг и потом жаловаться, что никто не несет никакой ответственности."  Вот-вот! Не питать иллюзий, чтобы не испытать разочарований! )) 

Я за все новое! Абы все мирно сосуществовало и одно другому не мешало!

Interested аватар

С нового года ровно 3 поездки было.
Такси.
Глянула, что предложил убер. Вышло дороже. Миракл. Я не знаю, что за икс, но у нас любое ноу-хау всегда блин дороже!

#
Система Orphus