Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Только пять процентов белорусов умеют планировать бюджет. Что делать оставшимся?

Стоит ли вообще тщательно планировать семейный бюджет? Может, гораздо лучше относиться к деньгам более спокойно: пришли — ушли, главное — голодными и раздетыми не ходим?..

byudzhet_640_31529056188998173.jpg

Любой экономист скажет вам, что тщательно распланированный семейный бюджет позволяет: воочию увидеть, в какую трубу вылетают деньги, оградить себя от абсолютно ненужных покупок, создать для себя «подушку безопасности» в виде накоплений, отложить деньги на дорогостоящие вещи или отпуск и уйти от жестокой реальности под девизом «неделя до зарплаты, а в кошельке — ни шиша».

С этими пунктами тяжело не согласиться, однако на практике все выходит совсем иначе. Как в наиболее распространенных примерах, взятых с форумов:

— У нас программка есть для домашней бухгалтерии, прикольная и легкая. Можно анализировать, потом настраивать под себя. Только у нас вести ее больше полугода не получается.

— Я пыталась распределять, но погрязла в мелочах, и вся изнервничалась: туда не хватает, сюда не хватает. Попросила мужа. Он обещал что-нибудь придумать.

— Одно время пыталась что-то записывать, чеки сохранять. В итоге ничего не распределяем. Мне показалось, что от этих отчетов особо ничего не поменялось.

— Мы не заморачиваемся подсчетами. Я хотела, было, вести, но у мужа моего девиз «Надо не меньше тратить, а больше зарабатывать». Так что результата подсчетов не было. Вся зарплата в общей кубышке, оба оттуда берем на повседневные нужды, крупные покупки делаем вместе, периодически пересчитываем и думаем, на что хватит.

Безусловно, далеко не все отказываются от тщательного анализа семейных финансов, однако, как показывает опрос, проведенный исследовательским центром HeadHunter, таких все-таки меньшинство.

По крайней мере, лишь 5 процентов белорусов признались, что четко планируют свои расходы. В то время как 93 процента периодически сталкиваются с ситуацией, когда деньги заканчиваются быстрее, чем наступает день получения зарплаты. Причем с половиной опрошенных такое происходит регулярно.

shutterstock_110142032-700x560.jpg

Каждый пятый после получения зарплаты сразу же начинает ждать следующей выплаты. Треть строго подсчитывают имеющиеся средства за две недели до заветного дня, 39 процентов — за неделю.

Да, виной всему не только отсутствие планирования. Есть еще такие факторы, как внезапные крупные траты (например, в виде сломавшегося холодильника), несвоевременные выплаты, низкий доход… Но, согласитесь, даже миллионер при беспечном отношении к деньгам за один день способен стать нищим. А с помощью строгого учета своих трат можно накопить средства на те самые форс-мажорные случаи.


Что мешает?

Сразу внесем ясность: говоря о белорусах, мы не имеем в виду конкретно каждого жителя нашей страны (мы даже уверены, что среди наших читательниц немало тех, для кого планирование бюджета не представляет никакой трудности), однако, ориентируясь на форумы и приведенные результаты опроса, вынуждены, к сожалению, обобщать.

И вот, обобщая и вспоминая себя, пришли к выводу: основная сложность планирования заключается в том, что это — постоянная скрупулезная и довольно нудная работа.

С точностью записывать свои доходы, распределять их по категориям, методично регистрировать счет по каждому чеку (даже за купленную на ходу жевательную резинку), въедливо анализировать траты по прошествии месяца, куда-то что-то добавлять, откуда-то отнимать… Жуть!

И хотя сегодня разработано немало специальных компьютерных программ, мобильных приложений с готовыми «формами» для заполнения (и прочими удобными опциями, вплоть до напоминания об очередной выплате или количестве оставшихся до зарплаты средств), многие ими пользоваться не решаются.

byudzhet_na_mesyac_otchet.jpgФото: poryadokigarmoniya.blogspot.com

Тем более что строгий подсчет всех своих расходов рождает ощущение, будто находишься под дамокловым мечом. Ну, или под прицелом, когда шаг влево, шаг вправо — и незамедлительное серьезное наказание. Никакой свободы!

Плюс, в нашем менталитете «широкой души» человек, трясущийся над каждой копейкой, ассоциируется с жадиной и даже скупердяем.


С чего в таком случае начать?

Наверное, наиболее частая схема ведения бюджета — отложить деньги на обязательные расходы (оплата жилья, коммунальных услуг, телефонной связи, интернета, погасить кредит, если у кого-то имеется…), еще некоторую часть запасти на «черный день», а остальное — на повседневные нужды. Причем нередко львиная доля последних — это питание, а «заначка» не всегда успевает в целости и сохранности дойти до следующей зарплаты.

Однако есть несколько вариантов оптимизировать подобную схему. Вполне вероятно, что вы применяете их на практике, но все-таки… Может, кому-то пригодится.

Суть таких вариантов заключается в том, что дотошно подсчитывать свои расходы не требуется, но при этом можно равномерно распределить имеющиеся средства по нескольким категориям. Правда, придется все-таки следить за своими тратами, а порой и подключать силу воли.

Например, авторы книги «Все ваше благосостояние: главный денежный план на всю жизнь» предлагают следующую схему:

  • 50 процентов доходов запланировать на обязательные нужды: жилье, транспорт, продукты и т.п.;
  • 30 процентов — на развлечения и хобби, в том числе и на покупки «для настроения»;
  • 20 процентов оставить в неприкосновенности (положить на депозит или, в соответствии с нашей реальностью, перевести в иностранную валюту).

Ричард Дженкинс, автор экономических статей на сайте MSN Money, считает, что необходимо увеличить количество категорий и пересмотреть процентное соотношение:

  • 60 процентов — на текущие расходы (это и аренда, и коммунальные услуги, и питание, и транспорт, и покупка одежды с обувью, и косметика…);
  • 10 процентов — в полной неприкосновенности;
  • 10 процентов — на долгосрочные покупки;
  • 10 процентов — на нерегулярные (или незапланированные) расходы: подарки, лечение зубов, ремонт техники и т.п.;
  • 10 процентов — развлечения.

mzqzlwjjo.jpg

Есть еще метод шести кувшинов:

  • 55 процентов — на самое необходимое (опять-таки, транспорт, одежда, питание, коммунальные услуги…);
  • 10 процентов — на развлечения;
  • 10 процентов — сбережения;
  • 10 процентов — траты на образование и самообразование;
  • 10 процентов — резервный фонд: то, что копится для дорогостоящей покупки;
  • 5 процентов — подарки и благотворительность.

Считается, что именно столько (от 50 до 60 процентов дохода) человек тратит на то, чтобы обеспечить свои базовые потребности, все остальное вполне по силам отложить на другие нужды. Причем в идеале необходимо строго придерживаться процентного разделения расходов и только в крайнем случае занимать из другой категории.

Впрочем, на этот счет есть некоторые сомнения. Потому что, например, при зарплате в 4 млн. белорусских рублей тяжело вложиться в положенные 2 400 000, учитывая то, что не менее миллиона придется отдать на выплату коммунальных услуг и прочих счетов. А за оставшиеся 1 400 000 — питаться, одеваться, обуваться и передвигаться. Поэтому лучше, наверное, подстроить такую систему под себя. И добавить свои категории.

Так, еще наши бабушки использовали классический метод конвертов (на каждом подписывали «еда», «одежда», «лекарства», «коммунальные услуги», «черный день») и приблизительно распределяли по ним заработанное, ориентируясь на предыдущие траты. Конечно, желательно было рассчитывать именно на выделенную сумму и лишь в случае форс-мажора влазить в конверт под другим названием. А если влезла, со следующей зарплаты вернуть на место взятое.

Кстати, консультант, инвестор и бизнесмен Макс Крайнов предложил использовать конверты немного по-другому.

Вычесть из доходов деньги на крупные покупки (10-20 процентов), из остатка — сумму на обязательные расходы (транспорт, жилье, оплата счетов), а то, что осталось, разделить на количество недель и разложить по конвертам. И стараться ни под каким предлогом не выходить из предусмотренного недельного бюджета.

Вот только конверты и другие «емкости» хороши с «живыми» деньгами. А как быть в наше безналичное время? Если при взгляде на карточку теряется точное представление о сумме, которой обладаешь?

Впрочем, эту сумму все равно ведь можно разложить по процентам.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Ольга Игуменщева

Комментарии

Всего комментариев (4) Последнее сообщение
Lapka аватар

Ничего не планирую, никакой бухгалтерии не веду. При любом доходе всегда хватает, а уж поверьте на слово, всяко бывало.

Orlova аватар

Ведение семейного бюджета начинали с общей шкатулки, куда складывалась его и моя з/п, затем были конверты. После конвертов- месяц  кропотливой работы с чеками, что меня ужасно бесило и отнимало  драгоценное вечернее время, которое и так проходит по "строгой отчетности"

В итоге, снова вернулись к шкатулке... 

самое интересное, что "утечку "я так и не устранила- все обосновано и нужно

Сейчас  хочу попробовать поэкспериментировать с процентами. 

А может  надо больше зарабатывать? 

 

 

Катюшка. аватар

Поддерживаю идею с процентами). Я устала все в тетрадочку записывать --перестала. А проценты дают чуть большую свободу, но заставляют держать в уме все свои карманные деньги

LisaAnfisa аватар

Всегда веду свой бюджет (правда, именно свой, т.к. с мужем у нас раздельный бюджет).

Есть у меня в excell специально сделанная табличка со статьями расходов, доходов, курсами валют и т.д. - очень удобно, т.к. сразу видно, на что утекают деньги, на чем можно сэкономить или куда могут пойти деньги в следующий раз.

В результате, т-т-т, деньги есть всегда и удается еще откладывать достаточно большой процент от ежемесячного дохода.

#
Система Orphus