Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Страна, поставляющая непрофессионалов

Большинство наших эмигрантов работают на низкоквалифицированных работах не потому, что они эмигранты.

ongvcht.jpg

Есть такая красивая и трогательная история о том, что наши эмигранты не могут устроиться на хорошую работу за границей, поскольку наши дипломы там не признаются.

Под эту печальную сурдинку вся страна вдруг взяла — и включилась в Болонский процесс: мол, теперь-то уж наши дипломы будут признаваться по всей Европе и наши эмигранты наконец-то смогут участвовать на равных в конкурсах на вакантные должности в самых престижных зарубежных компаниях.

konferenciya_ministrov_obrazovaniya.jpg

Конференция министров образования европейских стран в Ереване, на которой было принято решение о принятии Беларуси в Болонский процесс

Фото: edu.gov.by

Процесс пошел, как всегда, в авральном режиме, когда исполнители не вполне понимают, чего от них хотят: лихорадочно переписываются программы, меняются ученые планы, перекраиваются курсы и дисциплины…

А только поможет ли это нашим молодым специалистам выдерживать конкуренцию на мировом рынке труда?

В поисках компетентности

Впрочем, еще до того, как стать эмигрантами, наши молодые специалисты получают неограниченные возможности для участия в странном круговороте работников в природе.

Вот гражданка А закончила педуниверситет, но работает администратором в кафе. А гражданин В работает здесь же барменом, а раньше сдавал сессии в БНТУ.

А калькуляцию у них в кафешке делает милейшая девушка С, по образованию инженер.

А официанткой у них — красавица D, дипломированная журналистка. Кстати, частенько на чашечку кофе к ним забегает настоящая журналистка, широко известная в узких кругах Е, она — настоящая, только не дипломированная, когда-то закончила ин.яз, но в переводчики не вышло, а в журналисты — запросто.

Где найти компетентного специалиста в этой стране, если не работать по специальности у нас — норма?

Спросите у любого кадровика оптовой фирмы, кто у них трудится на ниве активных продаж. Думаю, ни одного дипломированного продажника там не будет. Но активные продажи — это куда ни шло. Вы вспомните, кто у нас воспитателями в детском саду работает.

Диплом на экспорт

Среди эмигрантских историй о поиске работы на одну счастливую приходится три несчастливых. Чаще всего удача улыбается мужчинам: квалифицированные врачи, программисты, юристы, переводчики, научные работники устраиваются на новом месте довольно комфортно, и зачастую — намного комфортнее, чем дома. Но это при условии, что ехали они не на пустое место, а по приглашению конкретного работодателя.

Здесь все просто: не надо ни хитроумного резюме на трех языках, ни мотивирующего письма, написанного строго в соответствии с запросами конкретной вакансии. Тебя ждут, приглашают. Даешь согласие — приезжаешь.

А вот женщина… Не всегда ей повезет реализоваться в профессии. И не потому, что работы нет — работы за границей достаточно. Просто женщина не подходит.

978x.jpg

Очередь в центр занятости

Это у нас педагогические работники — или даже просто люди, имеющие педобразование и не имеющие практического опыта — нарасхват, и всегда могут устроиться в школу или садик в первый же день, когда у них возникнет такое желание.

За границей их пригласят на интервью, попросят провести тестовое занятие для сотрудников кадровой службы, проверят владение современными методиками, попросят разработать авторский курс…

Много ли мы знаем отечественных педработников, способных это сделать? Да еще и на неродном языке?

Дело не в дипломе: у тех, чья профессиональная компетентность не вызывает сомнений, принимают любой диплом.

Дело в ней, в компетентности.

Обычно она видна уже на первом интервью.

И наши спецы ее в большинстве случаев не демонстрируют.

Как выглядит компетентный профессионал у нас и у них.

Скорее всего, дело в разнице смыслов.

У нас компетентный специалист — это человек с дипломом и опытом работы.

У них — работник, всерьез увлеченный своим делом, имеющий собственные планы саморазвития и заинтересованный в решении новых сложных задач.

Именно поэтому у нас к резюме вы прилагаете копию диплома и трудовой, а у них — эссе или мотивирующее письмо.

Нет, и тамошние эйчары могут ограничиться копиями документов — принимая вас на такую работу, на которой здесь у нас и паспорт не всегда спросят.

У них компетентный специалист ищет работу, у нас — зарплату.

Достаточно посмотреть на диаграмму, отображающую ответы наших респондентов на вопрос о том, что они хотят получить на удовлетворяющем их месте работы в другой стране.

diagramma_zaprosov.jpg

Фото: www.intex-press.by

Ясно как день: подавляющее большинство едет не за новыми возможностями или перспективами, хотя и такие варианты предлагались в качестве ответа.  

Подавляющее большинство едет просто за деньгами. Вопроса «а стою ли я больших денег» не возникает.

Так поможет ли нам Болонский процесс и формальное признание наших дипломов в европейских кадровых агентствах?

Очень вряд ли — если мы по-прежнему станем искать зарплату, а не работу, деньги, а не новые задачи, тепленькое местечко, а не стартовую площадку для новых возможностей, если мы по прежнему будем жертвовать своими полученными в вузе компетенциями педагога или врача ради зарплаты возчика тележек или администратора кафе. 

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (14) Последнее сообщение
Larysa аватар

Кроме того, чтобы наши дипломы признавались (в Канаде, например, мой диплом признаётся), чтобы иметь возможность начать поиск квалифицированной работы, часто надо сдать лицензионный экзамен по специальности и языковый экзамен, и зачастую пройти что-то вроде стажировки (в разных специальностях по-разному). И вот тут мы начинаем понимать, какого качества образование мы получили. Не спасёт никакой болонский процесс, если ни языка, ни знаний нет. 

и всё это ещё при условии, что у соискателя есть статус постоянного жителя.

 

Веранда аватар

В голландии можно девушке устроится в детсад главное язык знать...без методик ,  курсы закончить парумесячные...и все в путь воспитуй народ Пс мне иногда кажется наши мигранты едут работать посудомойкой потому что хотят работать посудомойкой..потому что тут какого-нить аккаунта мучают и в хвост и в гриву несмотря на кучу профессионализма и компетенций..за 4 монетки....а так сбежал от родины-мамы, кури бамбук, мой посуду...это даже считается дауншифтинг) А кто любит работу и едет развиваться, то в принципе получает норм позиции.

Lapka аватар

Да и мнение окружающих немаловажно. Я точно знаю, что если сейчас пойду в дворники или горничные, каждый посчитает своим долгом сказать "Ты что , с ума сошла?". А там меня никто не знает и никому нет дела до того, чем я занимаюсь.

Малечка аватар

"если мы по прежнему будем жертвовать своими полученными в вузе компетенциями педагога или врача ради зарплаты возчика тележек или администратора кафе" - зацепила меня эта фраза... в долгосрочной перспективе согласна, а в текущем моменте чем жертвовать молодому врачу? своими компетенциями или едой для своего ребенка? стартовая площадка для новых возможностей в наших реалиях иногда оказывается умелой манипуляцией работодателя иллюзиями молодежи... впрочем, это тоже опыт, который нужно с пользой для себя переварить 

Dasa аватар

О да.  Кроме своих цепей, терять по месту службы совершенно нечего.

Morgenstern аватар

Даже с европейским дипломом но белорусским гражданством могут быть проблемы в трудоустройстве на нормальные позиции. Есть правило - иностранцев берут только в том случае, если нет подходящих претендентов среди граждан своего государства. Поэтому если претендуешь на высокую позицию и соответствующую зарплату, то желательно как-нибудь по-другому легализоваться в стране, а потом искать работу в статусе постоянно проживающего. В США и в Европе именно так.

allure аватар

Буду судить только из собственного опыта (университет в Минске, Германии и Финляндии) и только в своей области (гуманитарные науки и науки об окр. среде):

- чем отличаются белорусскиуе выпускники? большим багажом знаний (который непонятно как применить в жизни) и отсутствием инициативы, способности думать и отсутствием критического мышления)

В Минске из программы университетской можно спокойно было выбросить 80% содержания (обязательного!). В Германии и Финляндии свою программу составляешь сам, исходя из своих планов и интересов на будущее. И это на мой взгляд исключителньо правильно! Потому как самому нужно подумать, что ты будешь делать со своим багажом и суметь отсеять из предложенных курсов лишнее и выбрать нужное. 

Способ работы и построение процесса: учебный процесс в Минске у меня был построен на заучивании материала. Никакая групповая работа, критическая оценка или анализ материала не предполагалась. Хотя, на мой взгляд, в гуманитарных науках это просто необходимо, и возможности были большие. Но никому из преподавательского состава не было интересно.

Сам процесс сдачи экзаменов иллюстрирует ситуацию лучше всего: в Беларуси получаешь список вопросов, учишь, тянешь билет. Что в Германии, что в Финляндии было так: есть программа на весь курс, приходишь на экзамен, получаешь вопросы или задачи, которые нужно решить на базе знаний полученных. Чаще всего в форме эссе. Здесь и необходимы развитое мышление, способность применить знания в различых ситуациях, критическое видение и грамотное представление в письменном виде.

Стоит ли говорить, что выпускники белорусские ВУЗов очень отличаются - знают много, но молчат, не знают, как сказать, что и когда, бояться критически высказаться (в Беларуси за вопрос - а надо ли мне этот предмет, у нас преподаватель курицами всех обозвал). Как-то так..

Могу про научный процесс также написать, но там вообще боль.. На моей памяти половина дипломов цитировалась википедией (в лучшем случае), а чаще просто копи-пастом из интернета, о науном процессе (построение работы, методология, и тд) вообще никто понятия не имел к моменту выпуска.. О какой конкурентной способности тут можно говорить?   

И еще один момент: возраст. Ну не может выпускник в 21 год быть конкурентоспособным. Когда я обучалась в магистратуре в Германии (а было мне 22-25) большинству моих одногруппников было около 30. И разница эта очень видна и важна - как раз в критическом мышлении, свободе речи и мы сли. Я вообще категорически против поголовного поступления в университет 16-17 летних детей (мало у кого есть своя голова на плечах к этому моменту). Мне кажется, в том числе по этой причине получается много выпускников, которые не работают по специальности (потому, что родители выбирали университет).

Dasa аватар

Согласна с Вероникой.

Восстанавливается естественное равновесие.  Возможно, кому-то трудно постичь простую истину: люди в большинстве своём от работы хотят исключительно зарплаты что показано на диаграмме и является абсолютно нормальным.

Человек хочет отработать от забора и до обеда, выполняя посильные задачи, а потом уйти и забыть об этом нафиг. Потому что для большинства людей жизнь - это не работа, а работа - не жизнь. Возможно, самым идельным состоянием для них был бы простой традиционный труд на земле. Но это же непрестижно. Это ж и мама с папой обрыдаются, и соседи засмеют. Надо-надо-надо рваться в города, а в городах надо-надо-надо рваться в ВУЗы.

А после ВУЗа, оказывается, надо работать совсем иначе. Высококвалифицированный узкоспециализированный профи автоматом обречён жить своей работой, думать о ней и гореть ею 24/7, постоянно совершенствоваться и изобретать велосипеды всё новых конструкций. Иначе это человек не на своём месте. Существовать в таком режиме и иметь от этого удовольствие способен только небольшой процент людей. Они двигают науку и технологии, но это должны быть какие-то изначальные качества личности, непреодолимая тяга впрёд и вверх - их и только их должен подхватить проф-отбор и понести в институт, аспирантуру, Академию Наук. А не каждого первого выучить на профессора,  а там видно будет, захочет ли он такой судьбы или скажет: "Пошли вы на...".  Колоссальные ресурсы коту под хвост!

Попавшие не по адресу быстро выгорают и начинается дауншифтинг. Инженер идёт торговать трусами - пусть идёт. Не помрёт от инфаркта в 40 лет на нелюбимой работе в бюро. Да и работник ведь будет так себе, в смысле КПД. А трусы нужны всем. А продукты меж тем выращивать некому - ешьте, белорусы, химическую голландскую морковку, агрентинское яблоко и китайский чеснок. Потому что простой труд низведён на уровень "для умственно отсталых". Нету у тебя диплома о ВО - ты в глазах окружающих плесень обыкновенная. Как будто в простом труде на земле нет места инновациям и прочему хай-теку. Но кто будет этим заниматься? Это не комильфо, надо всех поступать в ин-яз. Скоро забудем, как картошку посадить и будем её на алиэкспрессе заказывать.

Когда диплом - просто модный аксессуар, выбор ВУза по принципу куда-проще-поступить,  высшее образование  в стране общедоступно, как сортир на вокзале - происходят такие вот косяки. Если человеку, чтобы выскочить из этой идиотской карусельки, надо уехать в Голландию посудомойкой - пусть едет и будет счастлив наконец. Потому что делать полезную работу, иметь за это достойную зарплату и не оправдываться на презрительное фырканье каждой дурочки, срубившей себе на халяву (или на последние родительские копейки) диплом (неизвестно о чём и неизвестно зачем) - это не стыдно, а абсолютно нормально. 

Risha аватар

Сигрун аватар

со многим согласна.

И рада, что моя работа есть часть моей жизни, а не отбывка от звонка до звонка.

allure аватар

Согласна с Дашей и еще кое-что добавлю. Я писала в основном про высшее образование, но начинать нужно с самого раннего - со школы например. Приучать выполнять задания на совесть, а не "для галочки", показывать результат и полезность выполненного. Чтобы было ощущения смысла и осмысленности с самого детства.

И еще факторы, которые озвучили Вероника и Даша: социальная обстановка (престижность, тенденции развития общества), доступность высшего образования (слишком доступно и не всем нужно). Государство играет тоже очень важную роль в формировании всего этого ( начиная от зарплаты, заканчивая имиджем определенных профессий). Имеем то, что имеем.

heartache аватар

Часто еще вузы никак не скоординированы с рынком труда. Мой выпуск был 40 человек, по специальности работаю от силы человек 10, просто потому что на рынке труда таких вакансий всего ничего и рынку не нужны были эти 40 человек ваще никак. А аналогичных специалистов выпускают и другие вузы, которые точно так же не нужны рынку. Я в свое время работу хотя бы чуть близкую к своей сфере не нашла, поступила в магистратуру в Москву, там уже работала по специальности. 

Мюс аватар

Анна, но и работодатели там другие. Им нужна инициатива от сотрудника, а у нас самый востребованный принцип: сиди - не высовывайся. Уж сколько раз я слышала фразу: тебе что больше всех надо? Мне-то надо, но если руководству не надо, то имей хоть огромнейшее желание, никуда не сдвинешься.

ArtArt аватар

Большинство наших граждан за рубежом работают на стройках. Напримем, электриками. Интересно, для этого нужна квалификация?

#
Система Orphus