Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Покупатели поневоле

Быть жертвой манипуляции всегда неприятно. Быть жертвой манипуляции маркетолога — неприятно вдвойне.

Маркетологи — страшные люди. Нет, сами по себе они, чаще всего, высококлассные профессионалы, талантливые работники, креативщики и «зажигалки», потому что других на этой высокооплачиваемой должности особо не держат, но суть этой профессии и область применения этих знаний навевают на меня ужас.

svobodnoe-vremya_1.jpg

Маркетолог ликеро-водочного завода, например. В его должностные обязанности входит такая рекламная стратегия, при которой население многократно повышает спрос на продукцию, а завод многократно повышает обороты. И что за беда, что при этом в разы увеличивается заболеваемость алкоголизмом, уровень спитости нации и количество личных несчастий на душу населения?

И вины маркетолога в происходящем на самом деле нет, потому как он просто хорошо делает свою работу, рекламируя кристально чистую воду вместо водки.

А маркетологи табачных фабрик? Маркетологи фирм-посредников и фирм-дистрибьюторов?  Производители удобных торговых контейнеров для продажи сигарет, фантазийных зажигалок, художники, рисующие бьющие точно в рекламную цель картинки для сигаретных пачек? Они вообще не виноваты в том, что миллионы людей ежедневно усугубляют свой онкологический статус, но ведь если бы их всех не было — кто-то бы за сигарету и не взялся?

svobodnoe-vremya_2.jpg

Боюсь представить себе, какие кампании продумывают, разрабатывают и запускают маркетологи оборонных предприятий.

Ведь если оружие производится, оно обязательно должно где-то стрелять, причем чем больше и активнее, тем лучше.

Есть такое понятие в рекламной практике — «циничный маркетинг».

В него попадают все приемы, средства и методы, которые заведомо нарушают нормы человеческой морали и нравственности. Вы будете удивлены, но даже банальный зал гипермаркета, чистенький, ярко освещенный, уставленный белоснежными полками с изобилием товаров, пример «циничного маркетинга», потому что заставляет человека совершать покупки против воли — воздействие обстановки современного торгового зала на покупателя сродни гипнозу.

Особенным образом подобранная музыка, расположение торговых зон, цвета ценников, распыленные в зале искусственные отдушки вводят человека в состояние транса — и вот уже из всего количества покупок, которые он сделает, 90% будут импульсивными и, по большому счету, ненужными. 

К приемам «циничного маркетинга» относятся любые рекламы, увязывающие базовые человеческие потребности с определенными покупками (купил шампунь — вышел замуж, купил новый телефон — позаботился о матери, купил шоколадку — стал хорошим родителем).

Ладно мы, взрослые, иногда все же способные понять, что не в шоколадке дело, но ведь дети воспринимают эти установки за чистую монету, ожидая от мам и пап покупок как знаков безусловной любви.

svobodnoe-vremya_3.jpg

Верх цинизма — особенные приемы продаж, которые используются продавцами на месте. Знаете ли вы, что хамоватая фраза «для вас это дороговато» — отработанный и санкционированный многочисленными тренерами прием, мотивирующий клиента совершить дорогущую покупку в ущерб и личному бюджету, и здравому смыслу?

Конечно, все мы способны противостоять напору маркетологов.

Достаточно не поддаваться на эмоции, точно знать свои потребности и контролировать бюджет.

Оно даже как-то интереснее: сумеешь ли ты обставить эту армию маркетологов? Или сдашься на милость победителя? 

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (5) Последнее сообщение
Larysa аватар

обставить армию маркетологов не так и сложно. Надо ходить в магазин со списком. у меня на холодильнике висит блокнот с ручкой, в течение недели я пишу, что нужно купить. когда есть список, то уже не смотришь по сторонам, и идёшь за тем, что нужно. 

Sapienti Sat аватар

вчера долго и вдумчиво писала список, уходя в магазин забыла его дома, но сосредоточилась и купила все точно по нему  а ещё иногда практикую выкладывание продуктов обратно. покатала пачку печенья в тележке, а возле кассы выложила не на ленту транспортера, и обратно на полочку. а вот детей сложнее дисциплинировать,сын вчера как ухватил ящичек печенья 600 г., так и притащил домой,ни на что другое не согласился.

zoloto аватар

Угу, меня тоже порой поражают приемы, использующиеся некоторыми товарищами.

Малечка аватар

фраза про дороговато скорее табуированный, чем санкционированный прием 

Юльтя аватар

Тоже хожу в магазин со списком, а то как зайдёшь в торговый зал, всё из головы вылетает.

Насчёт манипуляции: насквозь вижу, как меня хотят заманить/обмануть, а вот дети, думаю, не понимают этого. Просто волосы встали дыбом от недавней рекламы в метро - большой плакат с недовольным лицом малыша: "В школу без смартфона?!" Это ж какими ... надо быть, чтоб на взрослых стараться влиять через детей!

#
Система Orphus