Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Почему у нас нет ничегошеньки

Это и вправду так: война была у всех, а ничего не осталось — только у нас.

Адам Егорович Богданович, отец нашего знаменитого Максима, в своих этнографических заметках по истории Северо-Западного края (то есть бывшей Беларуси — само по себе название «Беларусь» было запрещено к употреблению в 1836 году) писал:

«Справедливость требует поставить белоруса по типу душевного развития ниже его братьев из великой русской семьи».

В том числе и такие взгляды были причиной серьезного, непреодолимого разлада между Максимом и отцом. В том числе и эта фраза для меня — причина не слишком-то доверять любым другим словам Адама Егоровича. Но — давайте будем честными с собой — откуда-то ведь взялось такое нелестное для нации мнение?

На сакраментальный вопрос «Где наши замки, где наши храмы, где наше культурно-историческое наследие, где наши города, первыми среди славянских получавшие Магдебургское право, где наши мемуары и воспоминания, где архивы и летописи» обычно принято отвечать: так ведь война. Вон как нас бомбили.

vojna.jpeg

Но позвольте. Киев — еще как бомбили. Варшаву — еще как бомбили. Питер — еще как бомбили. Дрезден — вообще с лица земли стерли. Но мы сегодня, восторженные и вдохновленные, мчимся в уикенд любоваться Киевом, Варшавой, Питером, восхищенно замираем перед дрезденским Цвингером — и не находим места, где остановиться влюбленному взгляду, на своей земле.

Я пишу сейчас по-русски. Точно так же, как двести лет назад наши журналисты, жаждущие ответа от читателя, писали по-польски. Где он, этот язык, на котором был создан один из самых значительных памятников мирового права, Статут огромной многонациональной империи, Великого Княжества Литовского, где он? Почему, если я напишу по-белорусски, шансы быть услышанной для меня сократятся вдвое, а шансы начать дискуссию — вдесятеро?

Я спрашиваю у наших литературоведов: где белорусские мемуаристы? Где воспоминания? Да какие воспоминания, отвечают они, половина литературы расстреляна, половина — сломана об колено. Кому писать? О ком писать? Слово не так — и ты уже не живешь. Но милые мои. Ведь то же самое было у соседей. Но у них нашлись и Лидия Гинзбург, и Надежда Мандельштам, и Ариадна Эфрон, и Александр Солженицын — где они у нас?

Где наши усадьбы, парковые комплексы, доходные дома? Где наши музеи в квартирах писателей? Еле-еле работают меньше десяти, влача грустное существование в условиях плановой системы.

net_nichego.jpg

Недавно директор одного из литературных музеев искренне радовалась в прессе, что музею впервые за много лет выделили господдержки 50 миллионов рублей. От размера этой суммы хочется бессильно плакать. Думаю, обычный корпоратив государственного банка стоит значительно дороже. Поэтому у нас много банков — и мало музеев.

Но что такое? Почему у нас с нашими банками не получается какой-нибудь Швейцарии? Почему мы никак не можем создать себе нормальный страновой имидж?

А потому что — вот парадокс! — имидж создают не банки.

Та же Швейцария знаменита не банками — банки это просто следствие. Она знаменита тем, что умеет сохранять традиции. Сохраняет свои — сохранит и ваши.

Что такое происходит с нами? Почему мы не любим свое? Почему стыдимся? Почему не восстанавливаем по кирпичику свое прошлое, как это делают поляки, украинцы, россияне? Почему мы не хотим помнить о том, что мы — древний, достойный народ со славной, хоть и драматической, историей?

Почему добровольно позволяем отсчитывать свой век чуть ли не с 1945 года — когда мы уже были сожжены, разбомблены и по принципу «каждого четвертого — уничтожить» убиты? Почему нас так устраивает ,что у нас нет ничегошеньки? 

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (33) Последнее сообщение
Веранда аватар

Сломалось-выбросили вот и не восстанавливаем

Наяна аватар

В Гамбурге тоже, к примеру, все сломалось. Порт все ж, в войну все разнесли.
Но им отчего-то было надо и они все восстановили как было. Почему?

Веранда аватар

Я не знаю почему им надо а нам не надо...

Risha аватар

Анна, все ваши рассуждения .. напоминают мне спор о то, что первее курица или яйцо.

Никогда, никогда голодные-плохо одетые  люди не будут думать про дворцы и мемуары

Потому что нельзя сказать: "хоти" читать, люби музеи, старайся для страны

Это культура, но культура - надстройка над базисом. А базис - это определённый уровень комфорта, - тот когда появляются силы и свободное время думать до душе, тогда когда есть доверие к стране, а не папа приехал на день или неделю из-за границы где деньги зарабатывает...

Или... или через религию. Потому что Вера сильнее голода.

Как то так.

Joyful аватар

Пожалуй, и я оттолкнусь от базиса, как от уровня возможностей (имеющихся, предоставленных). Сравнение Беларуси и Швейцарии и есть очень яркий пример того, кому чего позволили в ходе непоследнего передела мира.

 

Анна Северинец аватар

Еще один стереотип:) 

Белорусы сегодня живут так богато, как никогда раньше не жили. Это цитата, не я сказала, но я согласна:) Нету у нас сегодня людей, которые не в состоянии удовлетворить базисные человеческие потребности в еде, воде и крыше над головой. не в этом все дело, вообще не в этом. У нас хватает денег на - уж прошу прощения - ледовые дворцы, но не хватает на музей Богдановича. Дворцы тоже нужны. Но вот бы построить на один меньше - вся музейная сфера республики озолотилась бы. Но людям нашим понятно, зачем нужен дворец - и непонятно, зачем нужен музей. Вот в чем дело. А не в том, что мы живем бедно. 

И еще одна есть штука. Зависимость выглядит не так: "вот разбогатеем и станем культурными". Она выглядит так: "вот подразовьемся, поумнеем, книжек пару прочтем - и разбогатеем". 

Ирина Петрович аватар

А чем вам, Анна Константиновна, ледовые дворцы не угодили? Это ли не возможность воспитывать спортсменов, предоставлять им хорошую базу для развития? Да и посмотрите, в выходные ни один дворец не пустует. Люди катаются на коньках, снимают коробки для игры в хоккей. Чем это не развитие? Лучше, пусть по домам, что ли сидят, окультуриваются перед телевизором, ибо книги у нас многие не читают?

У музеев никакой маркетинг. Многие и не знают, какие музеи у нас есть. Да и креатива не хватает. Вещи старые и экскурсии - вот и все. А где инсталляции, выставочные композиции? Посмотрите на Национальный музей авиации и космонавтики в США, например. Туда реально интересно сходить. А у нас что? В лучшем случае, в Национальный художественный музей интересные экспозиции привозят, а в остальных - мрак и скука.

Культура во многом в детстве закладывается. И эстетическое восприятие развивать с детства надо. А то забавно, посокращали часы литературы, убрали культурологию, музыку, МХК и т.п. - и типа приобщайтесь сами. А разбудить желание приобщиться - не, не слышали. По музеям водить не самым интересным и востребованным - это ни к чему не приведет. Повинность, а не желание что-то новое узнать и увидеть.

В общем, в основе всего лежит жажда познания. А когда ее нет - то и культуры нет, и науки, и искусства.

 

Анна Северинец аватар

Да дворцы всем угодили - я ж пишу, они нужны. Но не единственные и не в первую очередь. Инсталляции и выставочные композиции музеев - вот они, там, во дворцах:) 

Но это так, просто в ответ.

А по сути да: в основе всего жажда познания. Когда она есть - на самом деле неважно, на что она распространяется, то есть даже не так: она на все будет распространяться. И на дворцы, и на музеи, и на замки, и на усадьбы. 

Вот где она, интересно? 

 

Ирина Петрович аватар

Дворцы вам, все-таки, не угодили) вы каждый раз их недобрым словом поминаете, когда речь зайдет 

И инсталляции и композиции не во дворцах. Никто не хочет выделять деньги на провальный проект. Вот Домрачева стала призером Олимпиады - денег на биатлон выделили. Тут и ЗОЖ, и спорт, и всеобщее народное увлечение, которое объединяет.

А что сделали музеи? Ничего. Никаких интересных проектов, не требующих затрат особых. Хотя бы экскурсии разнообразили для начала, их ведь тоже можно по-разному вести. Сейчас они скучны - и все. Точка. На скуку никто денег не даст, ибо нерентабельно.

А жажда познания заканчивается там, где детей начинают учить не думать, а просто заучивать.

У нас человека с самого детства учат не думать. А где нет мысли - нет ничего. Все просто.

Наяна аватар

Разве музеи должны что-то делать?
Они хранители произведений искусства. У него нет цели развлекать, у него есть цель питать и развивать чувство прекрасного. Потребности в котором у нас, как видно, нет

Ирина Петрович аватар

Надя, сегодня музеи - это такой же коммерческий проект, как и все остальное. 

Да и что такого хранит, например, музей Янки Купалы. Вещи писателя? И что? И экскурсия скучная. Всю эту инфу сейчас можно в интернете найти без проблем.

Я хожу на выставки, которые мне интересны. И все остальные люди тоже. Нужно уметь вызвать интерес у публики, чтобы она пришла посмотреть на что-то.

Вот как так получается. что 50 ОС распиарили, а музей не могут? Могут, конечно. Но ничего для этого не делают.

Нет денег, не дает денег гос-во - вперед, у нас сейчас стартапы есть. Придумайте что-нибудь интересное, а инвестор найдется, если поймет, что дело будет прибыльным. Вот, например, музей Маяковского в Москве - это ж просто песня! Могу ошибаться, но там, по-моему, не гос. капитал был вложен.

Наяна аватар

Вот и печально, что он коммерческий

Ирина Петрович аватар

печально. Но это наши реалии, какие есть 

Alesja аватар

Даже повода для печали не вижу.

Оч согласна с вами, Ирина.

Возникла ассоциация с немытой/нечесаной/неухоженной теткой, требующей полюбить себя такой, какова она есть, ну потому что мир внутренний богатый, а чесать волосы - мещанство)))

Ну и Лувр вспоминается, например... Вполне себе коммерческий проект, если посчитать вложения на реставрации и новшества))) а да, думаю, еще и окупаемый, судя по стоимости билета и количеству людей в очереди)))

Ирина Петрович аватар

Алеся, просто 

Наяна аватар

Ну так ведь Анна и предлагает не в дворец леньги вбросить, а в наведение лоска музею. Помыть, причесать и накупить новых платьев.
А там уже и билетик купят.

Alesja аватар

Так ведь и Ирина это же предлагает))) только если уж государство занято дворцами (это реалии, и смысла бороться с мельницами не вижу), но пусть музеи свою судьбу возьмут в свои же руки, ну хотя бы для начала (см. текст о маркетинге)

И иллюстрация: во время экскурсий по Беларуси (было в моей биографии чуток такого)))) много всего повидала, а запомнился хутор недалеко от Гольшан, потому что там было реально интересно (кст, частная инициатива), а вот все музеи мимо - и не вспомню ничего))))

Ирина Петрович аватар

Только увидела Надин коммент, хотела отписать - но Вы так все четко разъяснили, Алеся, что даже добавить нечего)

Risha аватар

Вы хотите поспорить с Платоном и Марксом которые хоть и жили в разные времена, но твердили одно: на пустой желудок о философии никто думать не будет...

Вы можете пойти к министрам и потребовать обратно все наши часы по философии, этике, эстетике, культурологии, логике, социологии????????? Экзамены, а не зачёты???

а?

рыба гниёт с головы.

да и не всё так плохо) время, оно такое. ничего быстро не бывает. сперва вырастут дети которые умеют работать и зарабатывать, те которые умеют делать дела и мыслить "ширше", потом эти дети захотят сделать из тех руин - замок, они найдут деньги и будет всё хорошо.

Но только в таком порядке)  из воздуха из ничего один интузиаст ничего с руинами не сделает.

по маленьку, по тихеньку)))

Анна Северинец аватар

А у кого желудок-то пустой?

Наяна аватар

На полный желудок уж тем более ничего возвышенного не случится

Risha аватар

ну почему..

если у меня есть свободное время....

и есть деньги на доехать до музея, заплатить за билет в музей, я с удовольствием схожу в музей) я вообще частенько бывала в музее. даже с детьми один раз. одного раза хватило оч было страшно что разобьют что то ценное)

Veronika Very аватар

Особенно издалека ощущаешь, как красива и богата Беларусь, особенно образованными и красивыми людьми.  И уж тем более, никогда не приходилось стыдиться. О каком голоде и нищете вы говорите??? Я не видела плохо одетых очень давно, дороги города переполнены высококлассными авто. Поверьте мне, Беларусь не создает впечатление убогой и недоразвитой страны.

И почему  нужно избавиться от груза забот и проблем, чтобы задуматься о душе? По-моему, наоборот, уж если прижмет, тогда душа ищет отдушину в категориях прекрасного. Возможно, мы наоборот, с  жиру бесимся? Не умеем ценить и радоваться тому, что имеем. 

И не дай Бог, нам взяться за восстановление своего, как это делают поляки и украинцы!!!

Наяна аватар

Поддерживаю

Юлия Петруненко аватар

знаю, что во многих странах замки и прочие исторические достопримечательности - это собственность частных лиц... государство выделяет им какие-то кредиты, делает налоговые послабления.

Но они сами заинтересованы как в восстановлении имущества, так и в грамотном маркетинге) 

Очень необычно и приятно было покупать в Чехии входной билетик из рук самого графа и пить пиво, сваренное его супругой-графиней)

Я к чему? Может, и у нас раздать исторические ценности в надежные руки? 

Alesja аватар

Не помню точно, но вроде где-то в сми читала о подобной попытке - взять ценность в свои руки)))) количество "бонусов" и требований оказалось совершенно непропорциональным))))

Анна Северинец аватар

Да, у нас это такой неподъемный проект, что караул. почему-то. Как будто гос-во само радо эту лямку тянуть. И само не тянет, и людям не дает. 

Мне кажется, я знаю, почему, но неохота тему поднимать:) 

Малечка аватар

поделюсь инфой о том, как государство (например, немецкое) сохраняет культурные ценности

если частное лицо желает приобщиться к сохранению, например, памятника архитектуры, который проходит процедуру реновации/реставрации с сохранением исторического облика, но и с одновременным превращением "начинки" в современные и удобные квартиры, то, извольте, государство компенсирует что-то в районе 20-25% стоимости проекта частному лицу.  Частное лицо получает удобную квартиру (да, в ней не разгуляешься с евроремонтами, сносом стен и заменой окон на ПВХ-шедевры по собственному разумению, но за эти небольшие ограничения получишь атмосферное жилье в сложившемся старом квартале с сохраненным, например, историческим парком), а государство получает ту самую городскую среду, которая повышает ценность дома, города, страны не только как туристического объекта. но и как среды обитания (все знают, что ищет рыба, поэтому красота аквариума не так уж неважна))). 

не идеализирую ни разу, но это пример взаимовыгодного партнерства частного лица и общества. В итоге никто не выясняет, что нужнее - ледовые дворцы или музеи, потому что всего в достатке

 

Risha аватар

Анна, далеко не ходим.

Здание на Пономаренко. Оч лакомое: покупай и открывай хоть галерею, хоть детский центр. НО оч не хотелось бы очередное казино(((

dd619083b4.jpg

я раз в неделю проезжаю. хорошо бы там открыли  кафешки пиццерии детско-развлекательное и  выставочную галерею небольшую, ну всё для отдыха развлекат культурного. и пандусы канешн для колясок)

полтора миллиона долларов. почти полтора если я не ошибаюсь. где взять?)))

http://realt.by/sale/offices/object/584242/

BabaZina аватар

http://forum.globus.tut.by/viewtopic.php?t=948

ну как бы так.

в качестве информации.

Анна Северинец аватар

вот-вот. 

BabaZina аватар

притом, если бы эта усадьба была в Минске, то грамотный портфель "личных инвестиций" в нужные руки, вполне бы решил вопрос купли-продажи объекта и создания из него того же самого вип-казино.

наши реалии.

Kozlik Mozlik аватар

мы не одиноки в этом. так проще. это тоже метод выживания. 
что же до характера - было у сербов в косово, такое поле черных грачей, или воронов. там они сражались с турками, которые столетиями их ломали о колено. убивали, терроризировали, ограничивали вводили в ислам. и уж точно не стоили им дороги, школы, заводы, и не принимали как равных. братьями точно не считали. но сербы выстояли. вот только поля у них уже нет. ребята из нато отжали. они покруче турок будут. 

#
Система Orphus