Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Общепризнанное горькое мнение: критики на Беларуси нет. Обсудим?

Причем не умеют белорусы критиковать нигде: ни на скамейках во дворе, ни в конференц-залах.

Критики на Беларуси нет. Это — общепризнанное горькое мнение. Ни человеческой, ни профессиональной, ни театральной, ни литературной, ни общественно-политической. И можно было бы сказать — так обычно и говорят — что это оттого, что люди наши не умеют критику принимать

Обижаются сразу, лезут в бутылку, провоцируют скандалы, увольняются и рвут дружеские отношения. 

dollarphotoclub_57945566-700x560-e1448173384784.jpgКто обижается на традиционную белорусскую критику, виноваты меньше, чем те, кто ее производит

Вот критики, мол, и помалкивают — зачем? А если не помалкивают — в офисе, к примеру, не промолчишь, если критика сотрудника — производственная необходимость — то берут криком. Никаких обсуждений, никаких длительных споров. Повысил голос, высказал требования, до свидания, следующий.

Но на самом деле те, кто обижается на традиционную белорусскую критику, виноваты меньше, чем те, кто ее производит.

Что такое критика вообще?

Согласно энциклопедическим статьям, это анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности. В таком виде критика — остро необходима человеку, ибо она дает возможность взглянуть на дела рук своих со стороны, получить профессиональный анализ своих действий, оценить перспективы и тупики выбранной стратегии и откорректировать курс. 

Изнутри, находясь в самом деле, погружаясь в него с головой, это сделать невозможно. Нужен холодный, беспристрастный, но обязательно компетентный взгляд со стороны. Энциклопедия предполагает, что критика не может быть объективной, потому как, кроме беспристрастного анализа, включает в себя пристрастные оценку и суждение, но ведь и такого закона — безоговорочно принимать критику — нет. 

Выслушал, то, что тебе лично полезно, записал — и двинулся дальше, вежливо кивнув на прощание любезному критику. Но на деле происходит не так — и именно у нас.

shutterstock_127064702.jpgВ белорусской семье все ждут, что люди будут соответствовать неким требованиям

Белорусское общество — общество традиционных ценностей, патриархальных взглядов и социальной несвободы. И я не имею в виду политику. Наша белорусская несвобода начинается в семье.

В белорусской семье все ждут, что люди будут соответствовать неким требованиям. Требованиям семьи и детского садика, требованиям соседей и песочницы, требованиям завучей и участкового инспектора. Ребенок должен быть: 

  • опрятным, 
  • умным, 
  • старательным, 
  • послушным. 

Ребенок гиперактивный, или — чумазый, или — непослушный воспринимается  как наказание за родительские грехи. Мамы постоянно чувствуют ответственность: перед соседками, бабушками, коллегами по работе — за то, что у нее какой-то «не такой» ребенок: не вовремя пошел, не вовремя сел на горшок, не вовремя заговорил. В пять лет всех огулом к логопеду, как на прививку.

А дальше — конвейер. От нас ждут, чтобы мы «соответствовали». Надевали на себя маски, легко различимые в обществе, и вели себя как положено. Работали как положено. Танцевали как положено. Играли как положено. Не так, как хочешь ты, а так, как хочет тот, у кого в руках хотя бы малюсенькая, размером с учительский стол, но власть.

Критика в таком обществе всегда выглядит одинаково: «не соответствуешь». Причем объектом критики становится не твой продукт — а ты сам.

1421908461-ac20550fb13d06d6d2fdff6515956a69.jpgПрежде чем критиковать — дождитесь запроса

Белорусский критик не умеет отделять человека от его дела, точно так же, как белорусские родители не умеют отделять проступка от ребенка. «Ты неряха», «ты бездарь», «вечно у тебя так». Мы не говорим: «мне нравится или не нравится твой поступок» — мы сразу обобщаем: «мне нравишься или не нравишься ты». 

«Вы ленивы и нелюбопытны» — заявляет начальник офисному клерку вместо того, чтобы дружелюбно сообщить: «вы забыли подать мне квартальный отчет».

В психологии это называется «техника конструктивной критики»: как организовать себя (а не других!) так, чтобы вашу критику принимали, чтобы к ней прислушивались, чтобы она действительно имела позитивный эффект. Основные ее постулаты таковы:

  • Критика появляется по запросу. Не потому, что вам захотелось (или вы посчитали нужным) высказаться по поводу. А потому, что критикуемый объект критику ждет, на нее рассчитывает и понимает для себя ее ценность. 

Это касается чего угодно: отношений с детьми, родителями, подчиненными, соседями по лестничной площадке или первой учительницей вашего сына. Человек должен быть уверен, что ему полезна критика. 

В любом другом случае он ее не воспримет. Нечего и стараться. Поэтому прежде чем критиковать — дождитесь запроса (ну, или сформируйте его).

original.jpgКритика никогда не касается людей, а всегда касается поступков, событий, продукта, дела

  • Критика исходит от значимых для адресата людей. Вы уверены, что вес вашего мнения достаточно высок для того, чтобы его выслушали? Чтобы приняли не просто как мнение, а — как критику? Чтобы взяли на вооружение — да и просто обратили внимание? 

Если нет — значит, все ваши оценки и суждения в глазах критикуемого так и останутся на уровне мнения, а не критики. Поэтому прежде чем критиковать, задумайтесь: имеете ли вы на это право?

  • Любая критика начинается с признания заслуг и похвалы. Потому как если бы дело, которое критикуется, не стоило бы выеденного яйца, то и разговор о нем заводить было бы бессмысленно. 

Первоначальная же похвала не только позволяет адресату окрепнуть, приосаниться, ощутить себя молодцом, но и сдерживает излишние эмоции адресанта.

  • Конструктивная критика признает, что может быть несправедливой, некомпетентной, однобокой, ненужной, нелепой или глупой. Все мы люди, и друг перед другом — в равных правах. Все имеем право на собственное мнение. 

И в случае с критиком и критикуемым — критикуемый всегда «правее», потому что несет на себе полную ответственность за содеянное.

  • Критика никогда не касается людей, а всегда касается поступков, событий, продукта, дела. Критика, которая перешла на личности — не критика, а должностное преступление. Никогда и никакого конструктивного эффекта от такой критики не бывает.
  • Критика всегда должна быть по делу. Резко ограничьте круг претензий. Бессмысленно, скажем, критиковать программиста за то, что в конечном продукте в списках контрагентов — орфографические ошибки. Его ли это вина?

3567.jpgКритика, которая перешла на личности — не критика, а должностное преступление

И, наконец, главное. Каждый критик должен понимать: его роль — вторая. Он — всего только обслуживающий персонал на широком пути исторического развития, которое толкают вперед те, кто критики не боится. Ну, и те, кто умеет ее принимать. 

VELVET: Анна Северинец
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии.
#
Система Orphus