Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Нобель — наш!

Нобелевская премия по литературе вручена белорусской писательнице Светлане Алексиевич.

Думаю, это единственный в мире нобелевский лауреат, которого склоняли на все лады и полоскали на всех перекрестках и свои, и чужие. Светлана Алексиевич, как всякий большой художник, не вписывается ни в какие рамки мышлений, пытающихся оценить и объяснить ее феномен. В упрек Светлане Александровне ставили и ставят и ее русский язык при белорусском гражданстве, и ее неформатный подход к художественной литературе, и ее нестандартное отношение к журналистике, и ее политические взгляды, и их отсутствие — словом, чего только не найдут в биографии талантливого человека бесталанные завистники.

Впрочем, нет, не единственный — Нобелевка Пастернака стоила ему здоровья и жизни, Нобелевка Шолохова породила отчаянные споры по поводу авторства «Тихого Дона», Нобелевка Бродского навсегда закрыла ему дорогу домой — словом, в наших широтах Нобелевская премия — опасный подарок судьбы.

Но время проходит, шелуха опадает, а вечное — остается: нобелевские лауреаты и литературы, имеющие честь считать их своими, вот уже 108 лет составляют гордость мировой культуры.

Это — впервые: гражданка Беларуси получает Нобелевскую премию. Однако эта престижная награда не впервые вручается белорусам — 14 лауреатов премии учили белорусские учителя.

Лауреат Нобеля по экономике 1971 года Саймон Кузнец жил в советской Белоруссии до 21 года, лауреат премии по физике 2000 года Жорес Алферов закончил минскую школу, лауреаты премии мира разных лет Менахем Бегин и Шимон Перес родились и выучились на нашей земле.

2266937.jpg

Фото: sputnik.md

Но именно в литературе, как нигде, реализуется национальное, открывается наше, своё, именно литераторы формулируют национальную идентичность и особенность — и именно поэтому литературный Нобель имеет огромное значение для каждой страны и каждой литературы.

Наука — наднациональна, литература — очень привязана к земле и людям. Поэтому эта премия — премия не только Светлане Александровне. Она добилась этой высокой чести для всей белорусской литературы, которая одним махом вышла в ранг мировых.

На самом деле мы пока еще не совсем понимаем, что именно сделала для литературы Светлана Александровна. А она сделала очень много — не только для нашей, а для литературы мировой.

Именно она разработала в совершенстве и вывела теперь уже на мировую арену совсем новый тип литературы. Алексиевич — не совсем писатель в общепринятом значении слова. В ее книгах почти нет ее собственного текста. Она собирает голоса уходящей истории. Ее книги — это интервью: с девчонками, прошедшими войну, с парнями, возвращающимися с войны афганской, с чернобыльскими ликвидаторами, с жертвами репрессий и их палачами. 

Именно о такой литературе в начале прошлого века говорили и мечтали Розанов и Пришвин, такую литературу начинал делать Даниил Гранин и наш Алесь Адамович, именно такая литература получила 8 октября признание мировое. Литература не выдуманная — а настоящая.

sv702.jpg

Фото: interfax.ru

Я читала все книги Светланы Алексиевич. Первую, «У войны не женское лицо» — еще школьницей. Как и вторую — «Цинковых мальчиков», в каком-то чуть ли не журнальном варианте, мы передавали книгу из рук в руки, потому что это была единственная на тот момент доступная нам правда об Афгане. После университета была страшная — я не дочитала до конца — «Чернобыльская молитва», с такой ужасной правдой, которую вынести практически невозможно.

Несколько лет назад я открыла для себя ушедший Советский Союз таким, каким его видели жившие в нем взрослые люди — «Время сэконд-хэнд» развеяло мои последние детские иллюзии о стране моего детства и дало возможность думать о ней теперь по-взрослому.

Теперь ее будут читать много и все. Уже к вечеру 8 октября в книжных магазинах ее книг не осталось — потому что их мало издают и быстро разбирают. Теперь, конечно, типографские машины заработают на полную мощь: нобелевская лауреатка — это теперь уже навсегда.

И хочется сказать от всей души спасибо — за книги, за мужество, за Нобеля, которого она так щедро и так искренне разделила с нами. 

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (36) Последнее сообщение
Kozlik Mozlik аватар

был уже такой автор. Солженицин его звали. И дали за тоже, и пЕисатель он тогоже плана - автор составитель. Только продавал свою неполживость в гораздо менее документальном стиле. 

Теперь ее будут читать много и все.
---------------------
Время книг прошло. Если только она не в твиттере пишет, ггг. И в этом случае - лично я рад. Коварство истории, как говаривал старичок Гегель. 

Я просто оставлю это здесь. 

Малечка аватар

событие, к которому так душевно чувствовать свою причастность!

Анна, спасибо!

tru-ekaterina аватар

а каким образом Вы, Малечка, к этому причастны?

просто интересно..

по-моему, это - как быть причастным к человеку, который выиграл в лотерею.

ведь Мураками  - тоже достойный кандидат! нет?

я рада, что о Беларуси еще немного поговорят в мире.

но причастности - нет, не испытываю. такая новость - из мира большого везения..о затраченных усилиях даже ничего не говорите - я знаю сотни примеров, когда усилия, и большие, ничего не удостаивались.

Малечка аватар

я, конечно, не причастна ни грамма в прямом смысле слова

чувствую причастность, как человек, родившийся на одной земле, и мне, как и писала в lavazza в своем удаленном посте, это событие ощущается как более значимое для страны, чем спортивные достижения.  

а затраченные усилия - да, далеко не всегда вознаграждаются

но это не умаляет заслуг тех, кого все-таки вознаградили, и в конкретном случае не считаю это лотереей

самим лауреатам, наверное, важнее само дело, и не ради Нобеля они его делают

tru-ekaterina аватар

хотите поговорить о нобелевской лотерее?

тогда как Вы думаете, каковы критерии отбора в литературе?

Анна Северинец аватар

Человек вообще-то имеет полное право чувствовать причастность к чему угодно и по каким угодно причинам) И вообще человек имеет право на что угодно, пока он не ограничивает прав и свобод других людей) И то))) 

Критерии отбора в литературе - это, конечно, хорошая тема:) Отбора куда и отбора кем:) 

Критерии, по которым Нобелевский комитет выбирает номинантов и лауреатов - это одно. Критерии, по которым литературные произведения попадают в разряд значимых, или популярных, или читаемых, или еще каких-то - это другие дела:) 

Но не так уж и часто Нобелевский комитет бывает настолько безоговорочно прав, как в случае со Светланой Алексиевич:) Впрочем, вообще все лауреаты Нобелевки по литературе - действительно выдающиеся художники. Это не отменяет того, что среди не-лауреатов выдающихся художников очень и очень много. 

tru-ekaterina аватар

Но не так уж и часто Нобелевский комитет бывает настолько безоговорочно прав, как в случае со Светланой Алексиевич

это чье безоговорочно авторитетное мнение?))))между Пушкиным и Цветаевой Вы бы выбрали кого?

кстати, я что-нибудь говорила о том, что Малечка не имеет на что-то прав? я уточнила: каким образом она причастнаю и ответ меня вполне удовлетворил..можно было и без адвокатов)

Анна Северинец аватар

Это мое авторитетное мнение:) А при чем тут Пушкин и Цветаева? 

tru-ekaterina аватар

исходя из Вашего "безоговорочно авторитетного мнения", нобелевский комитет тоже имеет право на ошибку, так?))) ну, раз присутствует высказывание "как никогда прав"?

Малечка аватар

у меня свои критерии отбора

у Нобелевского комитета - свои

я, например, наше ЦТ считаю куда большей лотерей, чем решения комитета по премиям 

tru-ekaterina аватар

мы сейчас говорим не с позиции "бОльшая-меньшая лотерея"..

мы говорим о том, лотерея ли в принципе..

и в этом ракурсе, кого бы в литературе Вы лично предпочли: Пушкина или Цветаеву?

я почему настаиваю..я не понимаю, как можно выбирать между Алексиевич и Мураками..и буду благодарна, если мне кто-нибудь объяснит..

Малечка аватар

со своей абсолютно субъективной и дилетантской ТЗ, если бы я раздавала премии:

между Пушкиным и Цветаевой - Пушкина

между Алексиевич и Мураками - Алексиевич

при этом совершенно не умаляю достоинств и заслуг в литературе тех, кого я премией обошла. Но меня никто и не спросил бы 

Алексиевич, насколько я знаю, тоже не первый раз номинировалась, и тогда тоже наверняка были те, кто недоумевал, почему не она

 

tru-ekaterina аватар

и по каким критериям Вы выбирали?

Малечка аватар

исключительно сердцем

точно так, как между Вагнером и Шопеном я выберу Шопена

при этом я абсолютно признаю гений Вагнера и люблю его музыку, но сердцем выберу Шопена

уверена, что у комитета есть критерии, и принимая решения одними эмоциями не руководствуются. Но что-то мне подсказывает, что при прочих равных...))) личные эмоциональные симпатии качнут чашу весов)))

tru-ekaterina аватар

тогда чем Вам не нравится слово "лотерея"?)))

Малечка аватар

и в конкретном случае не считаю это лотереей - где написано, что мне слово не нравится?

имхо, я считаю, что Алексиевич достойна этой премии

Kozlik Mozlik аватар

вы знаете - я с этим согласен. именно Она и именно этой премии. 
Очень симптоматично. 

tru-ekaterina аватар

не конкретное слово, а применительно к нобелевке, конечно..

Анна Северинец аватар

А как вообще можно выбирать? ) 

Что же касается Алексиевич и Мураками, то первая действительно развила и закрепила в литературе принципиально новый жанр, хоть и уходящий корнями еще в девятнадцатый век, а второй работает в довольно традиционном русле европейского модернистского романа. Вот вам первый плюс в пользу СА. Во-вторых, творчество СА на сегодняшний день крайне актуально, поскольку исследует и объясняет многие геополитические процессы современности, а творчество Мураками в этом смысле не так легко расшифровывается европейским читателем, ибо актуальность японского романа в любом случае читается нами искаженно. Вот вам плюс второй. А так вообще Мураками кандидат очень достойный, но что-то его участие в Нобелевской лотерее мне напоминает историю нашей Гюнешь Абасовой, которая хотела поехать на Евровидение) 

tru-ekaterina аватар

спасибо, кое-что начинает проясняться.

а кое-что запутывается еще больше: как можно выбирать между модернизмом и "уходящим корнями в 19-й век"?

по-моему (и я веду именно к этому), в литературе, как нигде, присутствует доля субъективизма и большая доля удачного стечения обстоятельств..

читала даже мнение, что "кто первый в Союз плюнул - тот и молодца"..

при этом, замечу, достоинства проделанной работы никто не умаляет..

но пока - увы и ах! - как считала, так и считаю, что Нобелевская премия в литературе - большая лотерея...

Анна Северинец аватар

Как і любая премія, потому что достойных много, а Нобель - одін:) 

Но еще ни разу не бывало, чтобы эту премию получил бездарь:) 

tru-ekaterina аватар

прошу заметить, что авторитет нобелевского комитета под сомнения поставила не я, а именно Вы)))

Анна Северинец аватар

хорошо, если вас там начнут упрекать, валите на меня:) 

tru-ekaterina аватар

мне, как и Вам, не светит))) скорее все же Гюнешь)))

Анна Северинец аватар

а, и про модернизм - и корни. Можернизм - он ведь тоже уходит корнями в девятнадцатый век:) Просто можно из этих корней выгнать свежие листья, а можно продолжать гнать неплодоносные уже отростки от чахлых корешков:) Как стареющая слива, знаете:) Моджернистский роман, к сожалению, отживает свое, а нон-фикшн сегодня - самое перспективное литературное направление. 

Ивановна аватар

Вся наша жизнь в какой-то степени лотерея. 

Спортивные победы тоже ведь несут элемент лотереи, однако мы радуемся чемпионам. Ну здорово ведь, что женщине возраста моей мамы, которая упорно и долго работала, еще и немного повезло.

tru-ekaterina аватар

здорово ведь, что женщине возраста моей мамы, которая упорно и долго работала, еще и немного повезло.

это да! и не немного))

Юлия Петруненко аватар

только что читала в какой-то статье, что в случае с литературой у Нобелевской премии попадание примерно 1 к 3-м) ну то есть на двух канувших в лету лауреатов приходится один действительно подтвердивший свое значение в истории писатель

а по поводу бездарей:  Нобелевку по медицине как-то дали за лечение психических расстройств лоботомией

Анна Северинец аватар

за медицину ничгео не скажу, я в этой теме не сильна:) А насчет писателей - знаете, сколько талантливых и даже гениальных кануло в лету? Уйма. Кануть в лету - не значит быть бездарем. 

 

Юлия Петруненко аватар

Не быть бездарем - не значит быть значимым. А ведь премия не просто талантливым людям по идее должна присуждаться, а действительно значимым. А история и статистика этого , получается, не подтверждает

 

Kozlik Mozlik аватар

и даже более того. 

Ивановна аватар

Вряд ли это значит, что премию по медицине получили бездари. Вероятно, на то время это был прорыв. Много есть в истории медицины того, от чего сегодня за голову хватаешься.

Юлия Петруненко аватар

да не бездарь, конечно) но согласитесь, что значение Нобелевской премии в масштабах истории эти факты здорово обесценивают 

Ивановна аватар

В масштабах истории много чего обесценивается, это не отменяет того, что нужно жить и работать, и присуждать премии, исходя из дня сегодняшнего. 

Ивановна аватар

Импонирует, что в наше время, когда все мечтают о молниеносном успехе- проснуться богатым и знаменитым, премия досталась человеку, который много и упорно работал, трудолюбивому и верному своему делу. 

А лауреату здоровья, стойкости и не принимать близко к сердцу злопыхателей.

Анне спасибо и ждем интервью.

Kozlik Mozlik аватар

принципиально новый жанр
------------------

#
Система Orphus