Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Кто виноват в кризисе современной школы

Не президент, не министр и не учитель, между прочим.

Ох уж эти мне критики школьной системы! И то им не так, и то не эдак. А сами, значит, ангелы. Мы, мол, налоги платим, дайте нам нормальное образование.

А ведь родители, заказчики и спонсоры образовательных услуг — единственные, кто может сегодня хоть что-то в образовании изменить.

Для начала я попытаюсь объяснить, в чем концептуально заключается кризис нашей системы образования. В целевой установке. Наша школа сегодня работает на результат.

Дайте нам, требует страна, дайте нам: хороших работников, рукастых-головастых ребят, смыслящих в культурных азах и умеющих прочитать должностную инструкцию. Дайте нам, требует вуз, выпускников, умеющих сдать ЦТ хотя бы на 50 баллов. Дайте нам, требует РОО, победителей олимпиад, турниров, конкурсов и конференций. Дайте нам, требуют родители, детей с хорошими оценками.

krizis_shkoli.jpg

И все благополучно забыли, что школа — это не результат. Школа — это процесс.

Вот скажите мне, почему родители молчаливо сносят преступные домашние задания третьеклашкам: «подготовить при помощи родителей и распечатать на принтере реферат про синичек». Какой реферат?! На каком принтере?! При помощи каких родителей?! Что вынесет третьеклашка из этого чудовищного домашнего задания?

Умение печатать на принтере? Знание гугла? Но ведь нас не интересует процесс. Учителя интересует красивый доклад в отчетную папку, маму с папой — десятка в дневнике. Все довольны. Только школы не видно.

А скажите мне еще, с какого перепугу у нас полстраны бабушек и дедушек сидят с внуками над домашним заданием? С чего это мамы, вернувшись с работы, не в спа идут и не в солярий, а садятся с детьми за уроки? Почему это взрослые держат своих детей за идиотов? Почему мешают им учиться, получать свои законные тройки и четверки, без которых не бывает настоящих десяток?

krizis_shkoli.jpg

А потому что мамам и бабушкам тоже нужен просто результат — десятки в четверти, чтобы перед соседями не стыдно, и никому не нужен ребенок, медленно, но верно научающийся собственным интеллектуальным процедурам.

Да, в школе не каждый учитель — с горящими глазами. Да, в школе не каждый директор — молодец. В РОО так и вообще редко можно найти сотрудника, радеющего об ученике — там свои, бюрократические задачи. Что уж говорить о министерстве.

Но у каждого ребенка есть родитель. Нет, он не должен заменять школу. Но он может хотя бы не отнимать у ребенка образовательный процесс. Не требовать от него результат.

Совсем не важно, какие оценки получит ученик. Важно, чему он научится в процессе их добывания. Просить у мамы распечатать на принтере?

Или переписывать самые важные предложения  из детской энциклопедии аккуратным почерком снизу собственноручного рисунка корявой, но такой похожей синички? 

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (30) Последнее сообщение
Risha аватар

Olvia аватар

сама по себе установка на результат не так уж и плоха, если этот результат не есть формальное отображение "успехов в учебе". Абсолютно согласна про макулатуру в отчетных папочках и десятки, которые получают родители и репетиторы за выполнение д.з. Жаль, что успешность школы определяется только цифрами "средний балл успеваемости", "количество поступивших". А почему бы не считать количество детей, которым интересно ходить в школу, или например, у которых открылся талант?

Kozlik Mozlik аватар

школа отражает заказ общества на будущее. мы отказались от великих целей, и общество будет архаизироваться, образование техноцивилизации будет заменятся формальным. Инженер больше не нужен.  Мыслитель не нужен. Хватит и менеджера с фантазией на уровне суеверия. Наполненная голова мешает обороту денег. 

 

Risha аватар

блестяще

когда меня спросят почему я не вернулась в образование я буду это цитировать))

и это... не хочу быть  менеджером с фантазией на уровне суеверия.

 

Kozlik Mozlik аватар

боюсь ни у кого нет выбора. мы капли в потоке. 

 

Малечка аватар

Анна, ну перевернули Вы все с ног на голову

Ни в жисть не поверю, что Вы на полном серьезе так думаете)))

Родители во все времена одинаковы. И десять, и двадцать, и пятьдесят, и тысячу лет назад. Они желают ЛУЧШЕГО своим детям. При этом что такое лучшее, каждый понимает по-своему. Исходя из жизненных реалий сегодняшнего дня и накопленного опыта.

Нечестно и неправильно перекладывать ответственность за развал системы образования на родителей. Повторюсь: родители сейчас ТАКИЕ же, как и тридцать лет назад Они и так ставят подпоры этому образованию, как могут, как умеют и как понимают. Заметьте, большинство родителей - не специалисты в образовании. Им приходится принимать решения о нужности/ненужности репетиторов  ребенку, они организовывают доп. занятия, т.е. все то, чем раньше занималась школа во главе с, простите, министром.

И пока мы будем перекладывать ответственность с истинных виновников (министра  в первую очередь, как главного ответственного за постановку целей и организацию процесса) на стрелочников (родителей), ничего хорошего у нас не будет. Ни в школе, ни в других сферах. 

Когда я заканчивала школу без репетиторов, наша завуч говорила, что медалист нашей школы поступит в любой вуз Союза, и это не пустые слова. Когда моя дочь заканчивала школу, то завуч, не моргнув глазом и не покраснев, сразу назвала две фамилии рекомендуемых ею репетиторов. То есть сотрудник, отвечающий за образовательный процесс и его соответствие качественным требованиям, не считает зазорным таким образом расписаться в своей профнепригодности.

Я не анализирую причины, почему мы к этому пришли. И не вспоминаю сейчас уровень зарплат наших учителей. Все взаимосвязано. И на Вельвете тысячу раз обсуждалось. Но  в кризисе современной школы виноваты те, кто виноват. Т.е. люди, которые управляют процессом. А не родители.

Анна Северинец аватар

Поспорю:) Родители сегодня другие:) У них больше времени и больше возможностей - по няням, по бабушкам, по развивающим школам. Да и сама тема - ребенок-отличник - сегодня стала статусной, она добавляет взрослым очков в обществе. Я помню свое детство, я помню конец девяностых в школе уже учителем, таких родителей было значительно меньше. 

Нет ,конечно, нельзя снимать вину и со всяких министерств, но в здоровом обществе, знаете ли, здоровая школа, в больном - больная, а общество - это мы. 

Kozlik Mozlik аватар

Малечка аватар

И я поспорю:)

Но у каждого ребенка есть родитель. Нет, он не должен заменять школу. Но он может хотя бы не отнимать у ребенка образовательный процесс.

Отнять можно то, что есть. А если в школе отсутствует образовательный процесс? Родители пытаются его организовать самостоятельно или, как минимум, заполнить пробелы (иногда - зияющие бреши))). Не подменить, а хоть как-то спасти ситуацию...

Я по сути согласна со многими Вашими утверждениями: про д/з, про рефераты, оценки ради оценок и т.п. Но виноваты - не родители. И не учителя ( во всяком случае, многие). А лицемерная система. 

 

Kozlik Mozlik аватар

и я поспорю. система лицемерной быть не может, так как не имеет самосознания. а только инстинкты. лицемерят люди, не желая понимать чего система хочет, куда идет.  В конце концов - она и честности лишена. И морали. Она, эта система, движется по пути наименьшего сопротивления в сторону ощущаемой выгоды. Хорошо конечно иметь профессора на должности сантехника с зарплатой уборщицы. И если для этого система может сохранять часть иллюзий из прошлого дискурса - то она будет. Это экономно. 

 

Малечка аватар

ок, пусть лицемерят люди. система состоит из людей...

и степень ответственности распределяется по ступеням системы

а после статьи у меня сложилось впечатление, что никто не виноват, кроме одной из самых небезразличных сторон - родителей

В детдомах родителей нет, никто не мешает образовывать там детей без бестолкового участия неумных родителей... результаты только где? 

 

Kozlik Mozlik аватар

в принципе посылка правильная. единственное разумное что есть на этих ступенях - это сами люди. родители в том числе. это их и только их дети, никто вообще в реальности им ничего не должен, и постарается ничего не дать. кроме вранья и эксплуатации по дешевке.  толпа же по определению  глупее одного человека из нее, так и любое общество, государство, начинает жить своими системными интересами, вне интересов людей, которые его оставляют. это как ферма - где коров доят,  кормят,  следят, чтобы они доились, но не ради их блага это делается, чтобы они там себе не думали.  А иногда, когда выгодно, коров даже режут на мясо. 
Поэтому вина - как нанесенный ущерб за ошибки выбора  - есть результат пострадавшей стороны, у кого на лице синяки, так сказать, тот и наказан. А мораль, этика - кнуты пастухов их пострабовладельческого дискурса, что очень упрощают управление стадом. Кстати, пастухи такие же заложники, так как с фермы нет выхода. 

Нежность аватар

Мне кажется, современная школа - это очень показательный срез общества, все проблемы которого особенно видны на детях и учебном процессе/результате. Основная проблема на сегодня - полное отсутствие уважения на всех уровнях. Определенный тон задается сверху, где демонстрируется хлестание министров на совещаниях. У общества зеркалится такое же отношение ко всем, кто принимает решения, в результате все инициативы воспринимаются в штыки, ищется подвох. Дальше это неуважение распространяется на местные органы, на учителей (куда вы денетесь, работы другой нет: отсюда принудительные подписки, проверка пожарной безопасности в домах учеников, бумажки без конца и края). А у учителей - на детей (10 вы не заслуживаете, найдите в гугле, всем явка на волейбол/факультатив иначе 2), а через детей - у родителей к школе (жалобы, за что сдавать деньги, вы обязаны и прочее). Вот и получается вместо образовательного процесса мы имеем армейскую установку "приказы начальства не обсуждаются", где в распоряжениях никто не старается создать мотивацию, а исполнители не имеют какой-либо цели, кроме формальной отчетности.

Поэтому что лично я буду требовать от современной школы - не унижать достоинство моего ребенка. Все остальное можно выстроить взаимными усилиями.

Kozlik Mozlik аватар

общество которое не стремится вперед, разрушает себя. энергия постоянна, она найдет выход. мы отказались строить большое будущее, так и имеем маленькое. стране картошки и 2 нпз физики, математики, химики не нужны. как и писатели, кстати, им нечего транслировать в будущее, кроме уныния. нужны люди соответствующие ценностям момента. уважение говорите? Это из лексикона великий военных держав. Стоит в ряду с такими словами как честь, долг, вера. А вот потребление, мещанство, судьба маленького человека - крохотным странам без амбиций в самый раз. Не, ну зачем нам 75-80% образованных, если некому класть плитку и подносить второе в ресторане? Улицу мести хватит и человека с 3 классами. Даже более того - он метёт лучше. 

 

Нежность аватар

К сожалению, ни один приведенный вами тезис для меня не однозначен и не очевиден.

tru-ekaterina аватар

я вообще с другой стороны проблему вижу...и лучше, чтобы не размазывать, процитирую замечательного российского ученого-педагога, который умер, к сожалению, Краевского Володара Викторовича, который писал "Школа должна готовить не к поступлению в вуз, а к жизни"

я главную проблему вижу именно в перенасыщении школьной программы ненужными знаниями, которые стремительно приближаются к вузовским, отдыляясь от собственно средних, обязательных для всех..кто виноват в этом случае? родители, общество, государство? думаю, все в совокупности...всем и расхлебывать.

а еще недавно замечательное интервью было на туте по проблемам образования...так вот, подписываюсь под каждым словом Петровского Г.Н.

для тех, кому интересно:

http://news.tut.by/society/435405.html

Kozlik Mozlik аватар

если не ошибаюсь, школа греческого разлива была местом где человек постигал, а не подвергался принудительному форматированию, чтобы ровно ложиться в энергоприемники социальных страт.  

tru-ekaterina аватар

требования социума были другими, и греческие школы им все равно соответствовали: школьное образование было привилегией с четкой иерархией, массовости, такой, как сегодня, не было. я бы не стала брать ее за образец и примерять к современности. были и там свои перегибы.

Kozlik Mozlik аватар

понимаю. я про концепцию. 

tru-ekaterina аватар

а что с концепцией?

у нас и сейчас концепция -  "всестороннее развитие и формирование" 

над содержанием надо работать! и вот тут можно у греков позаимствовать, согласна... лучше "меньше да больше"

Kozlik Mozlik аватар

формально может концепция и такая, но реальной ценностной матрице общества это не соответствует. 

 

Наяна аватар

Не, Аня. Не согласная я с тобой, согласна с Малечкой. Реформы не могут идти из массы, они идут в нее. Масса на то и масса - ригидна, тяжело подвижна, развивается медленнее единиц. Реформировать и соотносить с требованием времени должна верхушка. А потом разжевывать и подтягивать остальных.

Анна Северинец аватар

А я вот пока что прорабатываю тему личной ответственности каждого за то, что происходит вокруг. Может быть, я когда-нибудь замечу, что ошибаюсь:) Но пока вижу: мы каждый на своем месте можем много ,много ,много изменить. гораздо больше, чем принято считать. 

Знаешь четвертый принцип превращения людей в биомассу? нужно убедить человека ,что от него лично ничего не зависит. 

 

Наяна аватар

так я ж не предлагаю родителям ничего не делать.

Я просто согласна с тем, что они делают лучшее для своих детей.

А вот пересмотреть взгляды может помочь что-то извне как раз.

tru-ekaterina аватар

Аня! личность и социум - не тождественны. социум - это именно массы, о которых пишет Надя. а личность - она может быть хоть сто раз против))) один в поле - не воин...

Risha аватар

согласна.

в корее именно сверху всё шло. 

Kozlik Mozlik аватар

власть проецирует суммарное на каждого. сама она ничего не делает. а обслуживает ожидания. 

Сигрун аватар

По - моему правы все. Каждый в своей мере.

Насчет помощи - приведу крайний пример абсурда.

3 класс. Задание по английскому: 5 простых предложений по образцу. Беру тетрадь - пять предложений. На английском. Кириллицей. Взрослым почсерком.

-???

-МАМА так сказала.

Все. Аллес.

Кстати - прошло 2 года. У ребенка с обучением проблемы. И будут проблемы. 

А по рефератам - по правилам их пишут в 10-11 классе по всем правилам. Вплоть до точек.

Все остальное - абсурд.

o-la-la аватар

Реферат в 3 классе - это абсурд, а научно - исследовательская работа в 1-ом - это маразм, это я как учитель физики заявляю. 

Сигрун аватар

В первом - маразм, а в третьем - напрімер, ісследовать. какая зубная паста полезнее, ілі еўё что - почему нет? 

Главное, не зарываться учітелям і не делать работу за ученіка, "на результат"

А реферат может быть только в старшіх классах, но я, напрімер, не люблю - толку мало. 

А вот отправіть прідумать малый бізнес для поселка, а потом пройтісь по інстанціям, собрать спісок документов і разрешеній - любімая работа уже многіе годы.

#
Система Orphus