Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Кто сегодня идет в учителя

На самом деле — очень разные люди. Ситуация довольно сложная, несмотря на простоту вопроса и очевидность ответа.

img_3924.jpgФото: du.nios.ru

Кто сегодня идет в учителя? Зависит от того, кого вы спрашиваете.

Спросите об этом министра образования или ректора педвуза — и они вам скажут, что большинство первокурсников — это высокомотивированные студенты, выпускники профильных педагогических классов, которых у нас в республике больше сотни, люди, чье призвание — учитель, и прочие правильные и правдивые слова.

Спросите об этом разгневанную родительницу тихого троечника — и она скажет вам, что в учителя сегодня идет и жук и жаба, и всем дают ставки, а они потом двух слов связать не могут, детей ничему не учат и вообще калечат ребенку детство.

Каких только учителей не показывали нам в знаменитом Ералаше!

velvet_1.jpgФото: 1tv.ru

Спросите минчанку — она скажет, что в учителя идут те, кто математики не знает и не может поступить в нархоз.

Спросите провинциалку — она скажет, что в учителя идут те, у кого мамочка в райисполкоме работает и может в тепленькое место доченьку пристроить.

Очевидно одно: самые разные люди идут в учителя.


Кто шел в учителя двести лет назад

Кстати, так было в наших широтах почти всегда — может быть, кроме семидесяти лет существования советского образования, одного из самых сильных и своевременных образований в мире.

Почитайте «Очерки бурсы» Николая Помяловского (чудесная, хоть и подзабытая сегодня книга): там и пьяницы, и неудачники, и бывшие военные, и люди откровенно психически нестабильные — кто только не восходит на педагогическую кафедру в неудержимом стремлении обучить подрастающее поколение!

velvet__5.jpgНемецкий художник Иоганн Газенклевер, «Первый День в Школе»

Даже в суперэлитарном учебном заведении, каковым по определению был пушкинский Лицей — ведь учиться в нем предстояло братьям императора! — французскую словесность преподавал французский авантюрист, имевший разве что колоссальный опыт работы гувернером, но никакого соответствующего образования и даже учительского таланта.

А вспомнить хотя бы знаменитых учителей Митрофанушки Простакова: семинариста Кутейкина, уволенного «от всякого учения» за полной неспособностью или отставного солдата Цыфиркина, который «на досуге ребят обучает».

Тогдашним родителям было на что жаловаться!


Белорусская школа в цифрах и фактах

В нашем современном образовании людей работает очень много — если собрать всех вместе, выйдет приличный город областного уровня.

В докладе министра образования М.А.Журавкова приводятся впечатляющие цифры: число педагогов дошкольных учреждений составляет свыше 54 тыс. человек, общеобразовательных — почти 97,8 тыс., профессионально-технического образования — 11,9 тыс., среднего специального образования — 9,2 тыс. Число профессорско-преподавательских кадров в вузах — 15,2 тыс. человек.

Теперь — о качестве: в дошкольных учреждениях число педагогов с высшим образованием — 56,9%, и только 45,1% педагогических работников имеют образование по профилю «Педагогика». Остальные — кто откуда, но это не значит, что из них выходят плохие воспитатели, на практике ни наличие специального образования не гарантирует результат, ни его отсутствие не отменяет таланта воспитателя. 

В школах, гимназиях, лицеях высшее образование имеют 92,8% работников, высшую квалификационную категорию — 17,8%, первую — 35%. Здесь работают 84,7 тыс. женщин (86,6%) и 13,1 тыс. мужчин (13,4%). Количество учителей пенсионного возраста составляет 10,5%.

velvet__6.jpgУчастники семинара-совещания работников образования. Фото: ruemcenter.ru

Понятное дело, что среди этих учителей далеко не все — учителя от Бога. Да и невозможно укомплектовать школу от и до педагогами высочайших профессиональных качеств.

Учитель — такая же профессия, как и другие, и в ней точно так же, как в любой другой профессии, встречаются случайные люди, нытики, лентяи, халявщики или просто тихие троечники.

Впрочем, нет. Учитель — профессия значительно более сложная, чем другие.


Почему не каждый может быть хорошим учителем

И даже более того: не всякий хороший учитель хорош каждый день и на каждом уроке. Простой урок — это всегда стрессовая ситуация для человека, который хочет быть хорошим учителем.

Во-первых, туда никогда нельзя прийти без подготовки — даже если ты сотый раз объясняешь одну и ту же тему, каждый раз ты объясняешь ее новому классу, а это значит, нужно поворачивать ее под новым углом, начинать с новой точки, отсчитывать от другой оси, потому что одинаковых классов не бывает. И если ты идешь на шесть уроков — значит, ты готовишься к шести спектаклям, шести выступлениям, каждое из которых создается тобой заново — и единожды.

Во-вторых, не только в материале дело. Есть классы, которые хорошо работают устно, есть такие, в которых устно не разберешь даже плевую тему.

Мало того: в каждом классе есть дети, которым нужно работать письменно, а есть такие, которым хорошо бы проговорить новые понятия. Есть высокомотивированные дети и коллективы, есть — совершенно немотивированные, и твоя задача — за сорок пять минут (а в идеале — за первые десять) заразить всех интересом к предмету и к теме.

А ведь и предметы, и темы — они разными бывают. Какова задачка?

Она на самом деле практически невыполнима, эта задачка, и тяжесть ее ложится непосильным грузом на плечи перфекциониста, который хочет быть хорошим учителем. Многие из нас в силу разных причин находили бы кайф в беспрерывном решении этой увлекательной задачки (решают же люди теорему Ферма!), но, кроме урока, у учителя есть огромное количество самых невероятных обязанностей.

На переменах учителя обязаны дежурить на коридорах, чтобы дети не разнесли школу по кирпичикам. Не дай бог что-то случится — уголовная ответственность.

0_1291c3_48453bbd_xxxl.jpgСоветские школьники отпущены на каникулы

После уроков учитель должен проверить тетради, заполнить журналы, подсчитать деньги, которые дети сдают на обеды, перечитать периодику, подтянуть слабых, заняться с сильными, посетить детей СОПов (ага, есть такие, «находящиеся в социально-опасном положении»), переписать всех детей района на «всеобуче», проверить пожарное состояние квартир своих учеников (да-да, когда пожарным нужны данные о пожарных извещателях, они требуют данные все с них же, с учителей), поучаствовать в многочисленных конкурсах, подежурить на детской дискотеке — и все это не просто так, а под персональную ответственность.

Учитель не может уйти с работы — работа с ним всегда, даже во сне, потому что ты ложишься спать — и видишь сны про школу.

Те, кто дружит с учителями, знает: с ними невозможно даже выпить бокал вина. После двух глотков они начинают рассказывать про своих Ванечек и Машенек, и обязательно — про Вовочку.

Если честно, быть плохим учителем очень просто: пришел себе в класс, дал самостоятельную или переписывать правила в конспект, да и сиди себе, почесывай свое эго криками на нерадивых и снисхождением к сильным. Поэтому те, кто ни на что не способен, с удовольствием идут в учителя.

А вот хорошим учителем быть очень интересно. Без сложных задач и недостижимых целей не будет ни дня — решай, сражайся, пробуй, экспериментируй, и главное — не останавливайся, потому что если остановишься — сам себе не простишь.

И такие люди — они тоже идут в учителя. И двести лет назад, и сто, и прямо сейчас.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (5) Последнее сообщение
tru-ekaterina аватар

"Спросите об этом министра образования или ректора педвуза — и они вам скажут, что большинство первокурсников — это высокомотивированные студенты, выпускники профильных педагогических классов, которых у нас в республике больше сотни, люди, чье призвание — учитель, и прочие правильные и правдивые слова"

серьезно, что ли? наверное, Вы не спрашивали, да?

историю про "полгода пожить забесплатно в Минске" не слышали?))) и не надо никого спрашивать...на самом деле, это - самый простой способ закрепиться в Минске. и ничего обидного: кто бы не воспользовался?))) а по высоким мотивам идут единицы..и ректор это хорошо знает...

Анна Северинец аватар

там ирония, Катя:) в частности, она легко читается в конце вашей цитаты:)))

Я-то не спрашивала, другие журналисты спрашивали:) А что, инистр и ректор могли ответить иначе? :) 

tru-ekaterina аватар

ни министр, ни ректор не носят розовые очки и многократно на разных уровнях озвучивали проблемы кадров. 

Risha аватар

ну  вот только собралась потосковать про педагогику и вы меня с небес на землю спасибо

Dasa аватар

Большая жаль, что нет у нас толковой профориентации для юных, жёсткого профотбора для абитуриентов и жесточайшего профотсева для студентов и молодых специалистов. Не в педагогике, а вообще везде. Поэтому имеем то, что имеем. Отдельные талантливые спецы, почти бесполезные в полностью безумной системе. Любого профессионального сообщества касается.

#
Система Orphus