Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Какой должна быть успешная реформа образования

Нас опять будут реформировать — слышали? Впрочем, сколько себя помню — столько систему образования реформируют. И очень редко — удачно.

1456441681_uchitel-ustal.jpg

Я училась в седьмом классе, когда школу переводили на одиннадцать лет обучения — и мы сразу прыгнули в девятый, и с тех пор на моей памяти школа все время куда-то через что-то прыгает.

Ввели так называемые «уклоны» — потом убрали. Сколько было нервотрепки и школьникам, и учителям, и родителям! Усилили гуманитарную составляющую обучения — потом резко переиграли, гуманитарные предметы ужали, точные — добавили. Боже мой, сколько проблем сначала — для технарей, потом — для гуманитариев! Потом начали отыгрывать назад: профили вводить, но как-то крадучись, как-то в обход, чтобы не перед кем не признаться, что зря убирали.

Гуманитарную составляющую сейчас возвращают тем же путем — в объезд, через факультативы, потому что первичность гуманитарного знаний на сегодня очевидна — но как признаешься, что десять лет назад с математикой переборщили?

Учебники меняют без конца, они не успевают выработать свой ресурс и состариться естественным путем — но и те, что меняют, плохи, и вот уже к новому учебному году издадут что-то вроде 180 новых книжек — спорим, и они будут не идеальны?

В выпускном классе по языкам зачем-то ввели экзаменационное изложение — при том, что при поступлении по тем же языкам сдаётся тест, к которому изложение не имеет ни малейшего отношения, но и это оказалось ерундой, ведь изложение — специфический вид работы, и в качестве выпускной работы никак не подходит, и поэтому — барабанная дробь — со следующего года есть планы его убрать.

А что ввести вместо? Может быть, старый добрый диктант? Или — вполне логичный тест? Как бы не так!

20140912094644-38234.jpg

Логичные способы решения проблем — не для белорусских реформаторов. Если реформы пойдут по этому пути — в следующем году все выпускники напишут сочинение!

Да! За время прежних реформ сочинение как вид работы практически ушло из школьной практики и полностью себя скомпрометировало в условиях массового не-чтения и интернет-списывания — а этого-то нам и надо! Чем сложнее и нелогичнее — тем нам лучше! Опять же непонятно, как сочинение связано со вступительными тестами и что делать учителю в 11 классе. Порваться, что ли, одновременно готовя детей к тестам и к сочинению? Но того-то, кажется, нам и надо — чтобы внезапно, непонятно, трудно и малоэффективно.

Впрочем, я ни в коем случае не хочу обвинить в некомпетентности или стремлении навредить всех наших реформаторов — как прошлых, так и нынешних, так и будущих. Всем очевидно, что с современным образованием надо что-то делать — и все с ним что-то делают. Нельзя же просто стоять и смотреть, как оно летит в тартарары?

Но проблема в том, что всё равно ничего не выйдет. Потому что система образования — это не спущенное нам извне здание в заранее спроектированными входами и выходами, которые можно перекрыть или отворить — и будет нам всем счастье.

Система образования — порождение общества, слепок с него, его точная маска, и нельзя, не меняя общества, изменить образования. В здоровом обществе будет здоровая школа, в больном — больная, и никак иначе.

velvet_3.jpgФото: fishki.net

«Да вы только посмотрите, кто идет в пединститут!» — возмущаются мамы, но тут же отправляют в этот же самый пединститут своих недорослей, если ничто другое высшее и бесплатное им не светит.

«Что за тупица ведет у вас математику?!» — восклицает папа на кухне, но искренне удивляется, если сын перестает делать домашнее задание по математике в принципе, а ведь сына можно понять — зачем выполнять задания человека, которого отец назвал тупицей?

«Ах, семерка в четверти? Ну, я покажу твоей химице, как ставить тебе семерки! Она у меня нигде работы не найдет!» — кричит разгневанная бабушка, она же потом удивится неадекватной самооценке выросшего внучка, который никак не может найти работу, потому что достойных заработков для гения на рынке труда не существует.

Все проблемы современной школы — просто-напросто отражение проблем общества. Показуха, гонка за результатом, выжимка всех возможных и невозможных сил из лидеров при тотальном равнодушии к неуспешным, невнимание к простому, как он есть, человеку — зато преклонение перед статусом и должностью, страх перед вышестоящими и презрение к нижестоящим, приписки, вранье, «параллельная» жизнь в виде репетиторов — в школе или серых заработков — вне ее.

В общем, нет ничего такого в стенах учебных заведений, чего бы не было вне их. А поэтому реформа образования возможна только в одном случае. Если — медленно и трудно — но начнет меняться само общество. 

Если мы наконец-то научимся адекватно оценивать себя, свои знания и свои умения. Если мы наконец-то научимся априори уважать другого и высказывать это уважение словами и поступками. Если мы перестанем орать друг на друга и научимся выслушивать. Если мы прекратим требовать от других — и начнем требовать от себя. Если перестанем требовать от детей непонятных десяток по непонятным предметам — а начнем развивать в них то, что у них на самом деле получается и что им на самом деле нравится. Если научимся ценить и любить человека таким, каков он есть — а не таким, каким он с какого-то перепугу должен быть.

Тогда, может быть, реформы и прекратятся — а начнется нормальное, здоровое, конструктивное строительство такой школы, которая нам, прекрасным и обновленным, будет соответствовать.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (2) Последнее сообщение
Risha аватар

8viva8 аватар

Анна, это гениально!  Ваша статья  - как лакмусовая бумажка того, что происходит в стране.

И всегда приятно читать человека, который не просто говорит, что все плохо, а искренне болеет за свое дело и положение дел в обществе.

#
Система Orphus