Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Какой должна быть современная школа?

Не такой, как сейчас — это понятно всем. Ну, или почти всем.

К сожалению, это факт: современная школа не устраивает ни учителей, ни учеников, ни родителей.

Мало того: она противоречива и нелогична с первого и до одиннадцатого класса. Программы и планы, рожденные еще в СССР (а некоторые — и того раньше, в старой, дореволюционной гимназии), никак не согласуются с выпускными и вступительными экзаменами, придуманными в наше смутное время, знания, получаемые детьми в течение десяти лет, оказываются ненужными на одиннадцатом году, тестирование исключает, конечно, коррупцию, но вместе с ней — и творчество, и нестандартность мышления, и умение размышлять.

deti_2.jpg

Одиннадцать лет молодой, прекрасной жизни, золотой возраст, в который у человека природой заложена мощная и всеохватная жажда к новым знаниям, проходит впустую. Совсем как в популярном анекдоте: если мерять знания кучками, то у нас — ямки.

Но ругать всегда проще, чем думать о том, какой же современная школа все-таки должна быть.

Думаю, в первую очередь стоит отталкиваться от вызовов времени: какие именно люди с какими именно умениями и навыками смогут легко адаптироваться в современном мире?

Мне кажется, наиважнейшие характеристики, на которые должны опираться современные реформаторы от образования, таковы:

  • Огромное количество информации, умножающейся каждый день в геометрической прогрессии;
  • Отсутствие надежных фильтров, распределяющих информацию по стремени достоверности;
  • Стремительно меняющийся и обновляющийся, динамичный рынок труда;
  • Перманентная информационная война и полномасштабная манипуляция общественным сознанием со стороны СМИ;
  • Легкий доступ к информации любого вида, качества, надежности и необходимости.

Очевидно, что в таких условиях главою, чему должна школа учить человека — это умению работать с информацией: отслеживать, оценивать, фильтровать, анализировать, синтезировать, обобщать и делать выводы. Раздобыть нужное знание сегодня несложно: нужно знать — где, уметь — как, и понимать — зачем.

Но и этого мало: ребенок должен научиться мотивировать себя на умственный труд, ставить себе правильные цели, распределять усилия, работать как на краткосрочный, так и на долгосрочный результат, словом, он должен уметь учиться и менять себя и окружающий мир к лучшему при помощи надежной и достоверной информации.

Вы удивитесь, но первой наукой в такой системе образовательных ценностей становится наука гуманитарная, а именно — в школьном варианте — язык, литература и культурология. Из декоративных дисциплин, которые раньше всего лишь учили грамотно писать, отличать Гоголя от Бабеля и — в самом лучшем случае — узнавать индивидуальный почерк Питера Брейгеля Старшего, в новой системе образовательных координат должны выполнять свою настоящую функцию: учить распоряжаться информацией.

deti_4.jpg

Несомненно: математические, исторические и обществоведческие дисциплины ни в коем случае не теряют своей архиважности. Может быть, не каждому ученику необходимо разделение математики на алгебру и геометрию, скорее всего, в наш век компьютерной техники не стоит делать основной упор на арифметику, но без математики невозможно получить логическое мышление и навыки анализа и синтеза, разве что подавать ее нужно именно в этом, методологическом, разрезе.

Естественнонаучный цикл я бы тоже объединила, сделав упор на общенеобходимые знания и умения комбинировать факты об окружающей природе в перспективные теории и оригинальные эксперименты. Не параграфы и формулы, а лабораторные и практические работы, не зубрежка, а эксперимент, для которого ребенку просто необходимо будет самостоятельно добыть и отобрать необходимые знания — таким должен быть этот «химико-физическо-биологический» предмет в современной школе.

Грубо говоря, в день у обыкновенного ученика остается всего три урока: гуманитарный, математический, естественнонаучный. Пусть они длятся по два академических часа с перерывом. Пусть учителя будут вольны в том, что именно и как именно дети делают на этих уроках — разумеется, имея на руках перечень необходимых знаний и умений, который обязана дать школа.

deti_3.jpg

Приоритеты учительской работы сместятся с фронтальных опросов, контрольных и самостоятельных работ — на дискуссии, коллоквиумы, обсуждения, создание оригинальных проектов, поиск ответов на сложные научные вопросы, эксперимент и анализ, ждя которых детям будет необходимо самостоятельно и интенсивно искать проверенную, достоверную информацию.

Плюс — к обязательным занятиям каждая школа предложит курсы на выбор. Пусть среди них будет и каллиграфия, и танец, и театральное мастерство, и вообще кто во что горазд. Эти предметы дети выберут самостоятельно и посвятят им еще по два часа в день.

Выпускные экзамены, разумеется, тоже будут совсем другими.

Возможно, они могут проводиться в форме сочинений, защит собственных проектов, презентаций собственных разработок или изобретений. Вступительные экзамены – подобно экзаменам в европейские вузы — составятся из перечня научных достижений абитуриента, мотивационного эссе и экзамена по языку, на котором будет вестись обучение.

Да, справятся с ними не все. Но ведь и не нужно, чтобы все — высшее образование обязано быть высшим, а не общедоступным.

Что получат от такой школы ученики? Максимум необходимых навыков в овладении знаниями и оперировании информацией, умение ставить цели и технику их воплощения в жизнь.

Что получат от такой школы учителя? Свободу творчества, разбюрократизацию, повышение собственной роли в процессе обучения, ослабление диктата проверяющих, контролирующих и управляющих органов.

Что получат родители? Детей, которым интересно учиться. А если неинтересно — то вот вам пять-шесть классов обязательного образования и добро пожаловать в профессионально-технические колледжи. Тоже прекрасный вариант, очень, между прочим, востребованный обществом.

Это, конечно, всего лишь схема. Но давайте начнем хотя бы со схем. 

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (36) Последнее сообщение
Ирина Петрович аватар

"высшее образование обязано быть высшим, а не общедоступным" - 

согласна на все 100000....%. Такая тактика минобра, как сейчас, ведет к погибели высшего образования как новой ступени в развитии человека. Сейчас это тупо конвейер, который выпускает много брака, поскольку сырье зачастую некачественное 

Сигрун аватар

По сути согласна, конечно Happy

Добавлю, что даже эти изменения нельзя вводить без ОЧЕНЬ серьезной апробации

И - программы должны быть. Далеко не все учителя способны работать самостоятельно, особенно на первых порах. И программы, и методички,  и критерии успешности реформы.

А насчет высшего - ой, согласна насчет доступности, сейчас

Ъжслое аватар

Ээээ... Вы предлагаете 8 часов в день? И это без учёта несчастной физры, которую по-любому всунут? НЕНАВИСТЬ! НЕНАВИСТЬ! Вы явно ненавидите детей!

Для меня и 6 уроков-то в своё время были мучением, а 7 - лютой каторгой. Медаль-то она есть, а вот ностальгии по школе - нет, есть только радость от того, что это закончилось.

Анна Северинец аватар

Шесть уроков в классической школе - обязательно мучение. Потому что скучно и бесполезно. А вот интересным и любимым делом можно заниматься и больше восьми часов:) 

Смысл ведь как раз таки в том, чтобы не было ненависти к школе. Потому что с ненавистью ничего не выучишь. 

А я училась в школе с музыкальным уклоном, после обычных уроков (их было 6-7) у нас всегда было 2-3 музыкальных. Так что лично для меня 8 интересных, захватывающих, творческих часов в хорошей школе - это сплошное удовольствие:) 

Сигрун аватар

Все дети разные. Для некоторых интересна будет именно та самая ненавистная физкультура. И 8 часов много - по банальному санпину.

Так что я за кружковые занятия. 

Анна Северинец аватар

Мы все равно возвращаемся в прежнюю систему. Кружковые занятия - оттуда:) Не видела ни одного толкового кружка:) 

Скорее всего, альтернативой идее кружков может быть обычная система "обязательного" набора предметов - и "выборного". Кто-то к математике и гуманитарке добавит физкультуру, а кто-то - каллиграфию. Как-то так. 

Восемь часов - пусть будет величина дискутируемая:) 

Сигрун аватар

Кружки держатся очень сильно на преподавателе, его умении вести за собой

выборный набор предметов -  когда то я за это слетела на две - три позиции на Учителе года. Но считала и считаю, что это необходимость

а 8 часов для меня не дискутируемая величина - дети не выдерживают столько занятий

Сказка аватар

Согласна на 8 часов, если сюда входит и подготовка домашнего задания.

Ъжслое аватар

Мне довелось учиться в гимназии в биологическом классе, и после 6-7 стандартных уроков и перерыва было ещё 4 часа занятий чисто биологией. С преподавателем в гимназии мне не особо повезло - занятия были в основном по олимпиадным тестам и книгам, но интерес к предмету и аналитическое мышление перевесили. А первые уроки - это адочек. Вместо того, чтобы объяснить, откуда начинаются войны - учите даты. Вместо принципов словообразования и закономерностей - учите правила. И огромные тома непонятных на тот момент классиков на лето. И... да список бесконечно можно продолжать. И физра, ненавистная физра, с нормативами и ржанием тех, кому интересна только она.

Сигрун аватар

И тем не менее физкультуру отменять нельзя ни в коем случае. Дети настолько слабее нас в их возрасте, что страшно. Сами они заниматься не будут (в массе)

Ъжслое аватар

Ага, много силы дадут 3 часа в неделю. До гимназии мой путь в школу (в один конец) был более 2км, и это ИМХО перевешивало всю школьную физкультуру. Что не добавило мне ни здоровья, ни выносливости, ни любви к физической активности вообще.

Сигрун аватар

У вас - 2 км, у кого то - 50 метров. 

Давайте говорить о нормальном преподавании  - 3 часа пользу дают. 

Ъжслое аватар

Ну окей, давайте говорить о нормальном преподавании и о средних "более слабых" детях, чем мы когда-то.

Что есть урок физры? Вначале это разминка минут на пять, а потом либо массированная физическая нагрузка в виде лыж зимой/кроссов летом/подвижных игр (хотя последние меньшее зло), либо сдача нормативов. У человека, который всем этим ежедневно не занимается, происходит что? - правильно, скачок давления, а при продолжении нагрузки все весёлые атрибуты вроде колотья в боку и одышки. Какая, извините, организму польза от регулярного стресса и кислородного голодания?

Сигрун аватар

Я думала 45 минут занятий через день это нормальная нагрузка. тем более что альтернатива для большинства - сидение за партой или компом Happy

Ъжслое аватар

Это нормальная нагрузка для тренированного организма, который физзанятиям отдаёт больше 15 минут в день, кроме школы. Ежедневно (и в выходные тоже, да-да!) Для нетренированного это исключительно стресс.

Сигрун аватар

Я приведу пример нашей школы - не идеал, но повезло на физрука, ругались дети - родители - классные с ним страшно. Отметки низкие лепил, без формы вытаскивал заниматься

Ругались (грешна -я  тоже). Но как то незаметно количество детей в спортсекциях увеличилось, пошли призовые на спартакиадах, гордость за школу (у детей!!!)

И - вечерами заполнилась спортплощадка у школы.

А началось все на уроке физры.

Кстати, ругаться с ним не перестали. но когда уходил со школы - было всеобщее горевание большого масштаба

Вроде мелочь, но эта мелочь - дети 

 

Ъжслое аватар

Так то заслуга конкретного человека, не предмета. И вы не указали, пошли ли вниз заболеваемость и травматизм среди тех, кто на спартакиады Happy

На всех ведь таких учителей не наберёшься (а жаль).

Сигрун аватар

Ну так и нормальная поездка в таксичке - заслуга водителя, а не наличия маршрута (следуя логике).

Просто необходимо, чтобы в систему образования приходили и оставались именно такие специалисты, и тогда пресловутые 3 часа будут работать

А насчет заболеваемости - не приведу цифр. поскольку этим не занималась, прикидки  же писать не хочу.

Ъжслое аватар

А это и есть заслуга водителя, если что. Маршрут проложить через болото (читай: программу написать) всякий дурак сможет, а вот задача водителя - довезти всех быстро, целыми и ещё дать полюбоваться на редкие болотные цветочки.

Сигрун аватар

 Вот тут не соглашусь - как же нужны умные и опытные прокладчики маршрутов!!!

Ъжслое аватар

Нужны! Ой как нужны! Но не в этой жизни их получим, увы -_-

Анна Северинец аватар

Никогда не понимала никаких аргументов в пользу физры. 

Никто ни разу мне не доказал, что она приносит хоть какую-то пользу в том виде, в котором она есть в школе. 

Было бы куда больше пользы, если бы вместо этого физического бреда дети, например, ходили бы на пешие экскурсии, гуляли бы с биологическими целями по парку, работали в теплице или играли бы в подвижные игры. 

Сигрун аватар

А зачем доказывать, если оппонент не хочет получать доказательства? 

Пешие экскурсии - развивается одна группа мышц

Биологическая прогулка по парку ( в селе - по лесу) - так есть дожди, клещи и см. замечание №1. Плюс - БИО - это не физ

Работа в теплице - есть трудовое обучение (с ужасной программой)

Подвижные игры - они есть в программе вкупе с качанием пресса.

И если ведется предмет на должном уровне - он будет приносить пользу, как и любой другой 

Сигрун аватар

Вот почему я говорила об апробации - проверке - перепроверке и прочем.

Физра надоела, преподаватель был ужасный - реформируем, уберем, 8 часов пусть любимый предмет учат ... через 5 лет: и почему здоровье пошло на спад, скалиоз и прочее?

Ох, сколько я уже таких реформ пережила. И ведь малый процент был "от балды", большинство - для улучшения

Анна Северинец аватар

При чем здесь надоела и преподаватель? 3 часа в неделю странной физической активности... Они помогут спастись от сколиоза? 

Сильно сомневаюсь. 

 

Сигрун аватар

А 8 уроков на здоровье детей также не повлияют? 

Дискуссия явно зашла в тупик.

 

Ъжслое аватар

На здоровье влияет гигиена труда (в данном случае умственного), а не ползанятия в день. Если сидеть за партой не по росту и сутулиться, уткнувшись носом в книгу, никакая физра не спасёт.

Сигрун аватар

ну тут трудно спорить Happy

Marsha_ аватар

Физкультура должна быть в школе - КАЖДЫЙ ДЕНЬ по часу

к примеру - кому-то бассейн, кому-то тренажерка, кому то группое занятие по фитнесу.... все можно организовать - было бы желание )

чтобы все дети с детства и умные ботаники и те - которым учеба нафиг не нужна - привыкали к здоровому образу жизни и к постоянным физическим нагрузкам.

ОСОБЕННО это важно - гуманитариям и технарям

Мозг вы питаете новыми знаниями и развиваете - а тело не нуждается ???

пусть так как-нибудь, да ? само собой ?

а потом к 20 годам-  кроме банального сколиза и очков, хрупкое неживое тельце или наоборот....

неумение заботится о собственном организме !!!!

Анна Северинец аватар

Ну вот в каждый день по часу я еще могу поверить. Только как это организовать нормально - не представляю. Чисто даже технически. Не говоря уже о кадрах. 

Сказка аватар

Категорически согласна насчет "вам пять-шесть классов обязательного образования и добро пожаловать в профессионально-технические колледжи". Хотя, когда я однажды написала, что многим не нужно среднее образование, достаточно начального, Аня меня покриковала.

Считаю, что должны быть обязательные программы и стандарты. Отдавать все на произвол учителя содержание образования нельзя. Были у нас такие "вольные художники", занимающиеся исключительно  дискуссиями, коллоквиумами, обсуждениями, созданием оригинальных проектов и пр. Никакой пользы от тех уроков не было никому. Таблицу умножения нужно просто выучить. И про "жи-ши" нужно просто выучить раз и навсегда.

Анна Северинец аватар

Ира  Ну есть же разница между начальным - и профессионально-техническим! 

Начальное образование - это, извините, восемнадцатый век. Зачем туда возвращаться? 

Сказка аватар

Ну какая разница? Ведь и имелось виду - начальное образование и потом обучение профессии. Ведь чем они там в пту занимаются? Явно не Канта изучают. А изучают способы обработки металла, или дерева, или кладки кирпичей. 

OLIA аватар

Некоторые (многие) и с андроидами в руках находятся в каменном веке по уровню  своего интеллекта.

И еще, Анна, хотелось бы узнать, где вы взяли свою информацию и почему решили, что именно это будет круто??????????

Анна Северинец аватар

Информацию взяла частично в голове, частично - в педагогическом опыте разных стран и эпох:) Я все-таки дипломированный специалист и педагог с практическим опытом преподавания:) 

А решила, что это будет круто, исходя из, опять же, практического знания детей и теоретического знания реакций общества на различные системы образования. 

Если бы было возможно - я бы с удовольствием открыла бы экспериментальную школу с подобными принципами. Но у нас это нельзя. Уж не знаю ,к сожалению или к счастью:))) 

 

OLIA аватар

Наверное, к сожалению...

#
Система Orphus