Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Как писать грамотно, не зная правил

Современная наука готова предложить школьникам альтернативные методики обучения орфографии и пунктуации.

1444285260_edu_38_ru.jpgФото: magspace.ru

Конечно, тест (ни наш родной ЦТ, ни тамошний ЕГЭ), занимаясь по новым, альтернативным методикам, вряд ли сдашь, потому что эти методики не предполагают зубрежку общепринятых правил.

Они подходят к грамотности с другой стороны — и, говорят, подходят на удивление эффективно.


Изобретая орфографический «велосипед»

В общем-то, идея грамотного письма без правил не нова. Об этом знают все книгочеи и все поголовно настоящие отличники: грамотное письмо и знание правил вообще между собой плохо связаны.

В русском языке настолько сложные и незакономерные орфография и пунктуация, такое количество исключений из правил, такие важные и нужные взаимосвязи всех словообразовательных и морфологических категорий, в комплексе влияющих на правописание, что удержать это в голове одновременно и использовать по первому запросу в процессе быстрого письма — невозможно.

Грамотно по-русски пишут не те, кто знает правила, а те, кто много читает и много пишет рукой — у них развивается орфографическая зоркость и моторная память.

velvet_1.jpg

Излюбленный способ проверить правильность написания слова для таких людей — просто написать его рукой на бумаге и посмотреть, «красиво» ли выглядит написанное. Красиво — значит, правильно. Некрасиво — значит, неправильно.

Поэтому есть только два способа нарастить орфографические и пунктуационные мускулы: много читать и много писать рукой (не клавиатурой).

Плюс — разбираться в словообразовании и раз в три дня разбирать по пять-шесть слов по составу, выделяя окончания-корни-суффиксы.

Для того, чтобы писать «на отлично» школьные диктанты, этих навыков вполне хватает. 


Нейрофизиология для двоечников

Эта методика появилась в общем доступе несколько десятилетий назад и с 1992 года медленно, но верно набирает популярность. Ее автор — Наталья Романова, филолог и нейрофизиолог, автор и ведущая соответствующих курсов в Москве, на которых грамотно писать без правил и словарей можно научиться всего за десять уроков.

Методику и хвалят, и ругают, однозначно полезной она является в случае с дисграфией и дислексией. Все правила русского языка в ней отметены за ненадобностью — и сформулированы заново в десяток простых и более-менее понятных закономерностей.

velvet_4.jpg

Например, в случае со слитным и раздельным правописанием чего бы то ни было предлагается пользоваться элементарной закономерностью: если вы пишете что-либо, не задумываясь, пишите раздельно, как только задумались — пишите слитно.

Заманчиво, не правда ли?

Но попробуйте-ка написать хоть что-нибудь, пользуясь этой закономерностью. Скорее всего, у вас все будет слитно, даже существительные с предлогами. А все потому, что письмо по этой методике требует особенного «строя» мозгов.

Вот как выглядит общее правило «слитно-раздельно» по методике Н.Романовой.

velvet_2.png

В книжках Натальи Романовой как раз таки этому «особому строю», перекройке головы на новый лад, отведено довольно много места, и ребятам, увлеченным, например, информатикой или киберзнаниями, будет довольно интересно разобраться — и начать применять правила Романовой на практике. Справятся с альтернативной методикой и те дети, у которых под боком есть неравнодушные и заинтересованные в неформатной науке папы-мамы. Могут попытаться работать с ней олимпиадники (хотя они и так по определению грамотны).

Остальным, прежде чем покупать книжку и выбрасывать из обращения все изученные ранее правила, нужно внимательно прочитать хотя бы одну главу из книжки и понять, готовы ли вы «садиться» на эту «волну».


Пишем грамотно, играючи

Учитель начальных классов г.Перми И.Л. Калинина разработала и активно внедряет свою методику обучения грамотности, которая называется «Игробуквотека». Название, конечно, веселенькое — но ведь и предназначена методика для малышей.

Расчет автора методики правилен: грамотное письмо, как и много что еще, закладывается именно в детстве. Если ребенок до 3 класса научился грамотно писать — выбить из него этот навык не сможет никто, а вот если не научился — сделать это в средней школе будет очень непросто.

Все правила русского языка в этой системе связаны не со знаниями морфологических закономерностей — а с яркими образами и картинками. Дети, которые занимаются по этой методике, не пишут упражнений и не зубрят правил — они составляют ребусы и шарады, играют в словарные игры, одновременно развивая ту самую орфографическую зоркость и моторную память, которая и лежит в основе грамотности.

Правда, отыскать эту методику в сети просто так не получится — только покупать.

velvet_5.jpg

Легендарная работа российского школьника: в 280 словах диктанта — 273 ошибки

Впрочем, в современном обществе вопрос грамотности сам по себе — довольно спорен. Зачем писать грамотно, если есть «word»?

Руками мы почти не пишем, на любой официально-деловой документ всегда есть отпечатанный образец, куда нужно просто вставить личные данные, да и документы все чаще — электронные.

Попробуй объясни ребенку — да и взрослому! — что грамотность — это не только и не столько про одинаковое правописание слов, это про нейронные связи в мозгу, про личную ответственность и про организованность внутреннего мира. Недоказуемо.

Так что, может быть, напрасно стараются товарищи ученые. Вполне можно жить не только без учебников и правил, но и вообще без грамотности.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец
#
Система Orphus