Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Голос и история этого священника не оставляют равнодушным никого

Начинается все с голоса. Еще не успеваешь понять ни языка, на котором он поет, ни слов молитвы, да вообще ни о чем не успеваешь подумать — весь обращаешься в слух.

О чудо! — даже гудение огромного трансформатора становится для этого голоса осторожным аккомпанементом, безупречным альтом, опорой для необыкновенной мелодии.

Казалось бы, хулиганство — молитва о мёртвых, спетая под гул трансформатора. Но как звучит! Не по-человечески ведь. Божественно.

Это Грузия, тбилисский Троицкий патриарший собор. Схиархимандрит Серафим, настоятель Старо-Кандского монастыря Тринадцати сирийских отцов, духовник православной ассирийской общины в Грузии, один из двух (!) человек в мире, совершающих Божественную Литургию на арамейском языке, языке, на котором говорил Христос — именно этот удивительный человек поет под аккомпанемент трансформатора.

Псалом 53 на арамейском языке. Поет отец СерафимБит-Хариби

Арамейский язык, тот, на котором говорил Христос, сегодня практически вымер. Не в каждой энциклопедии даже найдется статья «арамейский язык» — все чаще исследователи говорят о целой группе «арамейских языков», на которых разговаривало население Ближнего Востока три тысячи лет назад.

Арамеи — народ, населявший в те времена земли Сирийской пустыни — кочевал, занимая все новые и новые территории, земли современных Ирака, Сирии, Израиля, Палестины. Своего государства у арамеев не было, но язык их развивался очень бурно и экспансивно, и к моменту, когда в Вифлееме родится младенец, нареченный Иисусом, станет «лингва-франка», языком межэтнического общения на всем Ближнем Востоке.

Сегодня по-арамейски никто не говорит. Разве что христианские общины в Сирии, несколько деревень в Иране и Ираке и одна — в Грузии, да и то это уже не арамейский, а диалекты, наследующие его лингвистические черты, ассирийский и мандейский.

До того, как отец Серафим получил благословение служить на арамейском, молитвы на языке Христа звучали только в сирийском городе Маалюля.

Сегодня это еще и Дзвели Канда, грузинское село, в котором живут ассирийцы — они стекаются сюда со всех окрестных земель, привлеченные служением отца Серафима.

«Пресвятая дева» в Троицком храме Тбилиси

История отца Серафима — непроста. Родился и вырос он в Грузии. Отец его — ассириец, мать — грузинка. Обычная светская семья. Да, в детстве он читал детское Евангелие, рассматривал красивые картинки — но не более того. Увлечением его юности был спорт: отец Серафим — четырехкратный чемпион Грузии по восточной борьбе. Женат, четверо детей.

Собственно, с детей все и началось — его жена, беременная третьим ребенком, тяжело заболела. Восьмой месяц беременности, десять дней в больнице, на десятый — при смерти.

Отчаявшийся муж бросился на могилу преподобного Гавриила, известного в Грузии святого: спаси, исцели! Конечно же, наобещал с три короба. И жена выздоровела, дочка родилась абсолютно здоровой. А о своих обещаниях проситель благополучно забыл.

«После выздоровления жены я уехал в Киев и открыл там спортивную школу. Но нервы у меня сдавали, сердцебиение усиливалось... Тогда я решил сменить работу, об обете своем не помнил, таким образом шла моя жизнь», — рассказывает отец Серафим в интервью сайту православие.ру. 

А дальше — начались знаки. О данном обещании ему напоминало все: и обстоятельства жизни, и случайные встречи, и нечаянно брошенные слова…

Как-то в Киеве навстречу ему шла настоятельница монастыря, матушка Ксения. «Благословите, отец Серафим», — вдруг обратилась она к нему. Он даже не остановился — наверное, за мной идет какой-то Серафим, к которому и обращается эта уважаемая женщина. Отошел на несколько шагов. И вдруг — удар! Такой удар палкой, что он просто-напросто упал.

«Что вы делаете?!» — «Я попросила тебя о благословении, отец Серафим» — «Но я никакой не отец, никакой не Серафим, вы ошиблись!» — «Нет, я не ошиблась. Я обращаюсь к тебе так, как должно к тебе обращаться. Благословите, отец Серафим!» 

«Трисвятое» на арамейском языке

В 2006 году отец Серафим был пострижен в монашество, принял великую схиму и начал свое служение. Через два года патриарх грузинский Илия пригласил его в Грузию, в приход селения Дзвели Канда, которое издавна населяют православные ассирийцы.

Теперь здесь большой храм, построенный отцом Серафимом, служба в котором отправляется на арамейском языке. Многие песнопения сочинены самим схиархимандритом. Послушать его в храме съезжаются люди за многие сотни и тысячи километров. И это того стоит, как вы можете убедиться.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET
#
Система Orphus