Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Десять поэтов, включенных в наш культурный код

Их можно не читать, но не знать — невозможно.

Есть такое понятие: культурный код общества. Это условный и более или менее широкий набор артефактов, цитат, героев или мемов, которые понятны большинству носителей данной культуры.

Существует общемировой, общеевропейский, общеславянский культурные коды, которые включаются один в один, концентрически расширяются и сужаются. Вместе они образуют то поле (в науке его называют семантическим), которое позволяет нам понимать друг друга не на обычном уровне обмена элементарной информацией, а шире и глубже — на уровне культурной общности.

В общеевропейский культурный код, например, входит Гомер и Троянская война, суд Париса и капитолийская волчица, Женитьба Фигаро и Ромео и Джульетта, круги Дантова ада и братья Карамазовы.

В общемировой, помимо перечисленного — Великий шелковый путь, кодекс чести самурая и та самая бабочка, которая проснулась и не знала, то ли она бабочка, которой приснилось, что она поэт, то ли она поэт, который спит, и ему снится, что он бабочка.

467458.jpg

Вполне допустимо никогда не читать Библию. Но если не знать культурный код, который она дала миру, никогда и ни за что не поймешь большую половину мировой культуры, начиная от фресок Микеланджело и заканчивая нашим белорусским фэнтези «Сем камянёу» Алексея Шеина.

Да что там: даже претендовать на понимание общества, живущего две тысячи лет согласно Библии, невозможно.

Наш культурный код богат и разнообразен. Мы владеем им в разной степени — в зависимости от интересов и образования. И все же общий шифр обязательно есть: я, гуманитарий, не могу не знать Коперника и Теслу, Менделеева и Вавилова, братьев Райт и Резерфорда, точно так же как любой физик-ядерщик владеет гуманитарным культурным кодом.

Вот, скажем, поэты, включенные в наш с вами культурный код:

Гомер — его «Илиада» и «Одиссея» с девятого века до нашей эры и по сей день разбираются на цитаты, переосмысляются вновь появляющимися видами искусства. Его герои встраиваются в метафоры, пословицы и поговорки, а сцены из книг — вроде смерти Ахилла или прощания Гектора с Андромахой — сами являются меткими и образными метафорами.

Данте — тут и знаменитый Ад с девятью кругами, в котором самым скрупулезным образом размещены грешники (некоторые — пофамильно!), тут и Беатриче — символ вечной и верной любви. Тут и история доверия и предательства, которыми мы оперируем в разговорной и художественной речи — и всегда можем рассчитывать на взаимопонимание.

«Этому место в девятом кругу!» — восклицаем мы, и культурные люди без лишних пояснений расшифровывают, в чем провинился имярек.

22.jpg

Вийон — поэт-вор, поэт-мошенник, трижды приговоренный к смерти, дважды спасавшийся, и, наконец, повешенный. Поэт, самое последнее стихотворение которого написано по дороге на виселицу, символ брызжущей через край любви к жизни во всех ее проявлениях — и плевать на ваши рамки и условности.

Байрон — и его безутешный Чайльд-Гарольд, ищущий себе покоя — и, конечно же, не находящий его нигде. О, сколько нас, совершающих бесконечное паломничество Чайльд-Гарольда по странам, офисам, квартирам, возлюбленным и друзьям в поисках счастья, которого нигде нет.

Пушкин — для русскоговорящего человека — ключевая фигура.

Можно никогда не открыть его стихов — и все равно знать, что чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей, что мы все учились понемногу, а дядя — самых честных правил.

Ну, а уж если мороз и солнце…

33.jpg

Лермонтов — обязательно с парусом, которому только в бурях есть покой, с немытой Россией, тучками небесными, вечными странниками, Демоном и космической неустроенностью вечного подростка, противостоящего Вселенной.

Тютчев — все мы с его легкой руки знаем, что умом Россию не понять, что на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней. А так же что природа — Сфинкс, и тем она верней в своих объятьях губит человека, что может статья, никакой от века загадки нет и не было у ней.

Блок — попробуйте очутиться темной ночью у аптеки под одиноким качающимся фонарем на узкой улице и не вспомнить Блока.

Богданович — слуцкие ткачихи, которых в реальности никогда не было, потому что слуцкие пояса ткали только ткачи, но таков культурный код, он легче впускает в себя поэтическую вольность, чем реальную правду. Его же зорка Венера, Вероника, имя которой вырезано на том самом стволе из детства, цветок родимый василька — и белый домик у синей бухты, как символ несбывшихся надежд и так рано сгоревшей жизни.

Купала — и мужик-беларус, темен сам, белый вус, и курган, на котором расставил костлявые руки вековечный дуб, и длиннокосая Бондаровна…

Купала недаром стал первым и безоговорочным белорусским классиком — он безошибочно считывал генетический код нации и переводил его в слова, размеры и рифмы.

Конечно, их намного больше, чем десять.

Кто еще входит в ваш культурный код?

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (17) Последнее сообщение
Малечка аватар

подсознательно сразу почувствовала, что не хватает музыки... может быть код без музыки?
Культурно-кодовые для нас, имхо:
Чайковский
полонез Огинского (именно только полонез "Прощание с родиной", а не весь Огинский)
Бах

Анна Северинец аватар

Так не только музыки тут не хватает:) И Джоконда, и Собор Парижской богоматери, и венецианские гондольеро - это ведь тоже единицы кода:) 

А из музыки добавила бы "Маленькой ёлочке холодно зимой", к примеру, "В траве сидел кузнечик", а вот по песням из советских кинофильмов сейчас проходит граница - для нашего поколения они код, а для наших детей - нет. 

Малечка аватар

"Купалинка"

Малечка аватар

дубль

Малечка аватар

Анна, я вам про музыку, а заголовок-то про поэтов)))  простите великодушно 

Анна Северинец аватар

Наоборот! Інтересно про все подумать:))) 

Это я к очередной книжке подбираюсь - белорусские мемы, фразы, образы, включенные в наш национальный - неважно, русско или белорусскоязычный - код. Поэтому мне всякая ниточка интересна:) 

Вот Купалинка, например:) 

Малечка аватар

ой, Купалинка - это национальный код чистой воды... слова, мелодия, образ, и даже голосовой диапазон, не высокий, не низкий, а как природа белорусская, очарование средней полосы... 

Сигрун аватар

Короткевич

Ильф и Петров

Анна Северинец аватар

Вот кстати да, Ильф и Петров. И кажется, даже нынешние дети в теме.  

Ol'ga аватар

Из музыки мирового масштаба первыми приходят Вагнер и Шопен. Чайковский мой личный код. 

Малечка аватар

вот я тоже задумалась над личным и неличным кодом

есть вещи, которые для тебя самого самый что ни на есть код, но если задуматься, то общим кодом назвать его не можешь... и есть вещи из общего кода, которые проходят мимо тебя...и у каждого человека эти множества личных и неличных кодов будут свои 

в Шопене столько духовной интимности, что хочется эгоистично спрятать его только в личный код...

Анна Северинец аватар

Я тоже думаю, что есть и личный - но раз это код, то должен быть кто-то, с кем ты обмениваешься информацией с его помощью:) Друг, родственник, близкий, случайный знакомый... Мне кажется, код - понятие, подразумевающее как минимум диалог. Не станешь же сам с собой разговаривать кодами. Хотя... 

Ol'ga аватар

Личный код представляю в этом контексте так: кто-то что-то создал, а я вдруг в этом узнаю себя, а еще это узнавание может внезапно возникать и быть постоянным, но может и пропадать. 

Анна Северинец аватар

И Моцарт еще, и Россини. 

Morgenstern аватар

Я бы обязательно добавила следующих поэтов:

1. Уильям Шекспир. Это и Ромео с Джульеттой, и "молилась ли ты на ночь, Дездемона", и "бедный Йорик", и "есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам", и "быть или не быть", и многое другое. 

2. Владимир Маяковский. Это целая эпоха, люди которой доставали паспорт из широких штанин, и знали, "что такое хорошо, и что такое плохо". И, насколько я помню, "ешь ананасы, рябчиков жуй" тоже его цитата.

 

 

Анна Северинец аватар

Шекспир - это обязательно. Я вот до сих пор не понимаю ,чем он так уж особенно велик - кроме того ,что умудрился отобразить общечеловеческий культурно-психологический код. 

Этого немало ,впрочем 

А Маяковский - не знаю:))) При всей моей к нему любви:) Кажется, он слишком разменялся на политику - или время его так уродливо использовало. 

heartache аватар

А я была в место со второго фото, там классно!

#
Система Orphus