Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Чтобы жить, нужно непрерывно учиться

Современным ученым известно, что процесс обучения и образования только тогда имеет смысл, когда он продолжается всю жизнь. Нам забыли сказать это в детстве: единожды начав, останавливаться нельзя.

velvet_4.jpg

Занятие в одной из столичных школ  рисования. Фото: minsk.avizinfo.by

Старое представление об учебе — вот вытерплю десять школьных лет, потом пять институтских, и все, я в дамках — умерло раньше, чем мы, рожденные вместе с ним.

Попробуй проживи сегодня в профессии, не обучаясь, не нарабатывая новых знаний и новых навыков! Тебя быстренько сократят, уволят, переведут в технички, потому что смелых, амбициозных, молодых, обладающих современными знаниями — полным-полно.

Так что знаменитое учительско-родительское «мне уже эта математика не нужна, я свое отучилась, это тебе нужно, ты еще птенец» полностью потеряло смысл.

Все мы птенцы — относительно того уровня, которому должны отвечать уже прямо завтра.


Всегда ли обучение взрослых считалось нужным

О, далеко не всегда. Обучение взрослых придумали неугомонные Вольтер, Дидро и Руссо, а оформил их идеи в серьезный научный термин немецкий историк А.Капп аж в 1833 году: он как раз изучал наследие французских просветителей и наткнулся там на идеи о постоянном пожизненном обучении.

Термин этот мы применяем и сегодня: андрогогика, то есть обучение взрослых.

Но целых сто лет потребовалось, чтобы андрагогику начали воспринимать всерьез. Вольтер-Вольтером, но не менее знаменитые философы высказывались категорически против.

«Нужно всерьез бороться с узаконенным вечным несовершеннолетием человека!» — призывал Г.Фридрих, основатель педагогической школы в немецкой науке.

Впрочем, именно немцы с двадцатых годов прошлого столетия первыми начали обучать своих взрослых — для суперсовременных автомобильных заводов требовались высококласссные профессионалы, и класс их должен был все время расти — вслед за потребностями мирового рынка. И, между прочим, стремительный выход Германии из кризиса тридцатых связан не только и не столько с управленческими талантами Адольфа Гитлера, сколько с масштабным развитием понятия «педагогика взрослых».

Высококлассные рабочие заводов Форда получали самую высокую зарплату в отрасли, обеспечивались жильем и медицинским обслуживанием.

velvet_2.jpeg

Завод Форда. Фото: ldiena.lt

В наших широтах всерьез обучать взрослых начали совсем недавно: с нашим славянским чрезмерным почитанием старости как безусловного показателя мудрости поверить в то, что старик тоже может быть глуп, было сложно. Вот и сегодня не каждый из вас согласится, что обучение не бывает законченным — и если ты на что-то претендуешь в этой жизни, то не можешь бросить учиться.


Зачем взрослому учиться

Тут все просто. Современный мир меняется быстро, и порой — до неузнаваемости. Совсем как в школе: пропустил две темы? Третью уже не поймешь. Но не только в информационной динамике дело. 

Оказалось — интересно, догадывался ли об этом Вольтер? — что у каждого из нас свой собственный темп интеллектуального раскрытия, и единицы — единицы! — умудряются раскрыться в молодости. Еще меньшее количество людей оказываются способными раскрыть свои таланты в детстве.

Подавляющее большинство людей дорастают до пика своих интеллектуальных возможностей к сорока пяти годам! Конечно, если они при этом постоянно учатся и нагружают работой мозг.

Если же мы бросаем учебу в тот самый день, когда школьное радио пропоет нам свое последнее «когда уйдем со школьного двора» — наш собственный пик так и не случится. Не из чего будет ему случаться.

Шеф-поваром может стать только тот, кто все время учится. 

velvet_3.jpg

Тренинг-семинар шеф-поваров минских ресторанов. Фото: chefs.by

Можно себе представить, сколько гениальных ученых, великих изобретателей, интересных писателей, да и просто счастливых самореализованных людей мы теряем каждую минуту только лишь оттого, что наши взрослые перестают учиться.


Как учатся дети — и как учат взрослых

Учить детей и учить их родителей — огромная разница. Дети учатся легко и быстро, и, что немаловажно, умеют делать это даже по принуждению. Мотивация к учебе для ребенка, конечно, важна, но любой немотивированный ребенок, которого заставляют учиться, схватывает знания значительно лучше, чем это делает сверхмотивированный взрослый.

Мало того: дети способны воспринимать рассказ учителя как источник знаний, взрослые — нет.

Дети умеют поглощать и усваивать теоретические знания в отрыве от практики, взрослые — нет.

Дети крайне нуждаются в учителе, взрослые — нет.

Зато дети не смогли бы учиться, если бы оказались один на один с одноклассниками, а вот для взрослых совместная деятельность с коллегами или однокурсниками есть первейший и главный способ научиться хоть чему-нибудь. Поэтому детей всегда учат учителя, а взрослые учатся сами.

Но это в идеале.

На самом же деле, в образовательном пространстве нашей страны есть множество курсов, семинаров, программ для взрослых, где их пытаются учить как детей: десять лекций, три семинара, список литературы в зубы — и давай. Учись.

Удивительно ли, что с обязательного повышения квалификации мы, как правило, возвращаемся разочарованными и уставшими?.. 

Поэтому самые лучшие курсы для взрослых — это те, на которых минимизированы лекции, максимизированы семинары, приглашены не педагоги, а профессионалы-практики, имеющие еще и педагогический опыт и талант, где вам предложат десятки и сотни кейсов для совместного группового решения, где поднимут остро актуальные вопросы, где вы лично сможете решать свои конкретные задачи и добиваться своих конкретных целей.

И, кстати, наилучшим способом учиться для взрослых считается дистанционное образование — так что добро пожаловать в бескрайний мир, господа вечные студенты!


Где обучают взрослых

В общем-то, везде — андрагогика набирает популярность, а современные технологии позволяют делать это на любом, сколь угодно большом расстоянии.

Находясь в любом уголке Беларуси, можно воспользоваться программами, предлагаемыми ведущими вузами Европы и Америки, а можно не ходить далеко, рядышком тоже есть достойные предложения.

Интересно поискать предложения обучающих программ и даже грантов на обучение на сайте взрослого образования при ЮНЕСКО.

Здорово обратиться к западным специалистам:

  • Европейская Ассоциация образования взрослых (EAEA — European Association for the Educationof Adults).
  • Институт международной кооперации Немецкой ассоциации образования взрослых (Deutscher Volkshochschul — Verbande.V., DVV).
  • Американская ассоциация образования взрослых и непрерывного образования (AAACE — American Associationfor Adult and Continuing Education, США).
  • Американское общество непрерывного образования (ASCE — American Societyfor Continuing Education).

А можно образовываться и у нас: географически и тематически можно найти самое, сколь угодно редкое, предложение.

Возможностей — бесконечное множество. Гораздо больше, чем причин не учиться.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (3) Последнее сообщение
Dasa аватар

Если уже использовать термин, то писать его правильно во всех местах, а не через раз))) АндрАгогика.

 Термин идиотский и поэтому плохо приживается. Ясен пень: "андрос" - это "мужчина", а никак не "взрослый человек". И писать его нам очень хочется через О, как андрологию, которая изучает здоровье мужчины, а совсем не взрослых, гы-гы. Конечно, слово родом из первой половины 19 века, когда баба человеком ещё не была. За 200 лет можно было бы выдумать ему пристойную альтернативу без такой явной дискриминационной составляющей.)))

Аргументация поставлена с ног на голову. Мы идём по пути узкой специализации, значит, автоматически увеличиваются сроки обучения. Уж больно сложно всё стало. Молодой мозг взорвётся, если попытаться пихануть туда всё это лет в 15-20-25. Только по ходу погружения в профессию.  Поэтому учиться приходится почти весь срок трудовой жизни, если хочется достичь вершин и продвинуть свою отрасль в ещё неизведанное.

Ключевой момент - если хочется. А не хочется не потому, что взрослый туп, ригиден, заторможен. Нет! Взрослый, напротив, обучается осознанно, мотивация его конкретна и очень сильна, жизненный опыт позволяет усваивать знания быстрее и легче, взрослый сразу видит способы практического применения полученной информации, а не зубрит, чтобы сдать и забыть, как легкомысленный ребёнок, подросток.  Проблема образования взрослых в том, что сплошь и рядом преподают люди, которые сами не работали или работали по специальности мало/неудачно, знают преподаваемый предмет в основном из книг. То есть из практики их вымыло волной естественного отбора по факту профнепригодности - и они пошли преподавать. Такое и качество обучения. Основное впечатление от курсов повышения квалифиации: "Ничего нового вы мне не сказали, зря потратил время..." и острое чувство неловкости. И да - вишенка на торте - если ты приносишь ( или привозишь из-за бугра) новое животрепещущее знание на место службы и с энтузиазмом пытаешься его внедрить - тебе быстро и чОтка дают по башке. Мол, не колыхай наше болото, а то пожалеешь сильно. 

 Как правило, желание учиться напрочь отбито у человека годами школы и института.  Слава педагогике!  И к вершинам руководства - так уж сложилось - пропускаются самые ригидные, консервативно настроенные особи, враги всяческой инициативы. Слава вертикали!  Так что не народец неудачный, а в консерваториях что-то не так. Вот оттуда и следовало бы начать реформы. Да некому.    

Ol'ga аватар

Не могу удержаться от комплимента, Dasa - сформулировано блестяще! 

Во всех линиях разделяю вашу позицию. 

Olvia аватар

соглашусь про дистанционное образование. Сегодня столько различных курсов онлайн - учись в свое удовольствие и в свое удобное  время! Я, правда, английские только знаю, но это ж  два зайца - и язык подучить, и знания новые получить 
https://www.coursera.org/
https://www.class-central.com/
https://www.futurelearn.com/

и профессиональные знания, и просто по интересам. Курсы бесплатные, но на некоторых если хочется диплом о прохождении получить - надо денежку платить. 

#
Система Orphus