Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Быть грамотным или мести дорожки в Париже? Что лучше для наших детей

Самое опасное в функциональной неграмотности то, что настичь она может кого угодно, и вас в том числе.

Есть такое хорошее выражение: «руки помнят». В нем отображается известная физиологическая закономерность: если человек один раз в жизни научился что-то делать руками (то есть приобрел моторный навык) — он его без труда восстановит даже после долгого перерыва.

monkey_234342d.jpgФото: www.aum.news

А вот похожего выражения про мозг — нет. А все потому, что когнитивные навыки, навыки, полученные в результате интеллектуального напряжения, утрачиваются гораздо быстрее моторных, и зачастую — бесследно. Нельзя разучиться мыть посуду, но запросто — играть на фортепиано с листа.

Так вот. Судя по всему, сегодня человечество массово теряет когнитивные навыки, наработанные в ХХ веке, веке всеобщей грамотности и научно-технического прогресса: мы все хуже пишем, все меньше читаем, все реже анализируем поступающую информацию и превращаемся в некритических потребителей визуальных образов.

Функциональная неграмотность — так называется новый недуг человечества, погрязшего в потреблении материальных ценностей и презирающего гуманитарное знание как факт.

Эта неграмотность характеризуется тем, что мы теряем возможность применять на практике полученную информацию, как тихий троечник в современном классе: вроде и правила знает, а применять — никак.

Только это происходит не на диктанте, а в жизни.

«Читаю — и ни слова не понимаю», «они хотят, чтобы я что-то сделал, а я не понимаю, что», «не могу прочитать больше страницы, теряю смысл», «помоги мне заполнить это резюме, я не понимаю, чего они от меня хотят», «куплю диплом», «найди, кто решит за меня контрольную» — все эти фразы говорят функционально неграмотные люди.

Симптомы этого грозного заболевания очевидны.

  • Во-первых, модная нынче дислексия. Этим термином, обозначающим изначально неврологическое нарушение, избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма, сегодня политкорректно называют все, что под руку попадет. В том числе и вопиющую безграмотность, возникающую из-за отсутствия довольно простых навыков анализа и синтеза полученной информации.

Дислексия сама собой не проходит — безграмотность устраняется обучением, но дело в том, что учиться сегодня люди массово разучились.

  • Во-вторых, общая проблема с чтением. Не читающий человек практически всегда функционально неграмотен: он теряет способность критически мыслить, воспринимать информацию, членить ее на части, выделять главное и отсекать второстепенное. Нечитающий человек медленно, но верно (а иногда — уверенно и быстро) тупеет, теряя даже то, что ему успели или умудрились заложить в деградирующей школе.

Верно и обратное: функционально неграмотный человек всегда мало и плохо читает — потому что у него атрофирован навык чтения, то есть перевода графических символов в визуальные образы и обратно.

  • В-третьих, культурный разрыв между поколениями и членами разных социальных групп: общий код, то есть набор общепонятных и общепризнанных мемов, ассоциаций, культурных шифров, утрачивается в силу того, что новые поколения не усваивают гуманитарную информацию в силу растущей функциональной неграмотности.

А дальше что?

cdvo8ldw0aq0afv.jpgФото: twitter.com

А дальше — растущий непрофессионализм во всех без исключения областях человеческого знания, кризис и деградация школы и медицины, науки и высокотехнологического производства. Потому как функционально неграмотные люди заполняют ниши на рынке труда (а куда деваться — работать-то кто-то должен), а функционально грамотных сотрудников на всех не хватает.

Дальше — падение уровня жизни, зависимость от внешних рынков и постепенный, но верный переход на низшие ступеньки в мире, охваченном глобальными процессами разделения труда и распределения прибыли, в том числе и культурной. И не за горами светлое, но функционально безграмотное будущее.

Метем дорожки в столицах мира — потому что больше ничего делать не можем. Дислексия, образно говоря.

Что же делать? Как спасти от функциональной неграмотности себя и своих детей?

А рецепт прост, как старинная пареная репа.

Во-первых, чтение. Причем чтение бумажных книг — хотя бы наравне с электронными или хотя бы с хороших ридеров, потому что размер экрана телефона или планшета слишком мал, чтобы наш мозг успевал от строки к строке критически обрабатывать получаемую информацию.

При этом, по большому счету, не слишком важно, что именно вы читаете, научно-популярную или художественную литературу, главное — чтобы она была качественной, то есть представляла бы собой изложение глубоких мыслей в стилистически безупречной форме.

Это как с едой: можно съесть рыбу с салатом, а можно — чипсы со вкусом сметаны и лука, и то, и то вроде как насыщает, но чипсы приносят вред, а рыба с салатом — пользу.

Во-вторых, еще раз — чтение, и в первую очередь — чтение взрослых. Нечего и думать воспитать поколение читающих детей, если ему не предшествует поколение читающих  пап и мам, а еще раньше — поколение читающих бабушек и дедушек.

На этом фронте дела у нас обстоят чудовищно: у нас нет официальных данных по Беларуси, но думается, они коррелируют с российскими:

по данным Ежегодника аналитического центра Юрия Левады за 2008 год, 46% взрослых россиян в принципе не читают книг никогда и никаких, а еще 36% читают от случая к случаю. Регулярно читающих — 18%, причем качество читаемых книг не исследовалось.

Что ждет общество с общим уровнем функциональной неграмотности в 82%?

В-третьих, еще раз — чтение, причем чтение повседневное и бесконечное до самой смерти. Помним о том, что когнитивные навыки утрачиваются, а значит, прекратив читать на два-три года, можно намертво утратить навыки восприятия, анализа и использования информации.

original.jpg

В-четвертых — ограничение на визуальную информацию, особенно для детей. Знаменитое клиповое сознание — не выдумка, а реальность. И опасность клипового, то есть выхватывающего из потока информации статичные картинки, сознания в том, что оно отключает способность анализировать, выделять главное, фильтровать нужное и ненужное и распределять известное по функциональным ячейкам интеллектуального и социального опыта.


Впрочем, можно и не заморачиваться. В конце концов, мести дорожки в Париже тоже хороший вариант прожить жизнь. Подмел, съел круассан в ближайшей кондитерской — и на Елисейские поля лежать на зеленой траве. 

Чем не жизнь?

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (4) Последнее сообщение
Larysa аватар

Думаю, что только грамотный белорус может мести дорожки в Париже Happy Чтение - это хорошо, но, кроме художественной и научно-популярной литературы, хорошо бы ещё читать профессиональную. 

Вот сижу и думаю, в СССР люди много читали, и куда пришли? Получилось так, как Вы описали в статье: " А дальше — растущий непрофессионализм во всех без исключения областях человеческого знания, кризис и деградация школы и медицины, науки и высокотехнологического производства. "

allure аватар

Мне кажется кроме чтения нужно еще учить писать эссе со школы и до самого окончания университета. Если в школе какие-то сочинения я писала, то в университете все через зазубренные билеты. Вырабатывается навык зубрежки, одновременно атрофируется навык интерпретации, применения знаний под другим углом, анализа, качественного изложения мыслей, построения аргументации и тп.

Я помню разницу сдачи экономики и права в Беларуси и в Германии и Финляндии. В Минске получил билет, выучил наизусть, и благополучно забыл. В Германии нам просто дали материал, а экзамен был как раз в форме письменных эссе по применению материала в новых задачках. Естественно мозговая работа над материалом совершенно другая. Мне кажется, если применять практику эссе-сочинений с ранней школы и до окончания университета - это немного помогло бы ситуации. Вместе с постоянным чтением, конечно.

И такой еще вопрос - это наверное помгло бы с развитием грамотной речи? Иногда слушаю знакомых подростков лет 15-ти и понимаю, что речь на уровне 10-12 лет.. сложно выстроить грамотное, связное и последовательное высказывание.. Какие у Вас, Анна, мысли на этот счет? Вы как педагог видите намного больше.

Спасибо за хороший материал и напоминание

Анна Северинец аватар

О, абсолютно те же мысли у меня. Я считаю эссе самым лучшим и самым функциональным видом гуменитарной работы, если можно так выразиться. И у нас ведь есть много-много возможностей писать эссе там, где наши дети пишут всякий маразм: и вместо выпускного изложения, и вместо дурацких научных работ, и даже вместо ЦТ на гуманитарные специальности, и даже вместо резюме на работу. 

garpun аватар

    И я вставлю свои 5 копеек. 

   Ко всему вышеперечисленному я хочу добавить изучение иностранных языков с целью "говорить". Не с целью сдать грамматику в школе на оценку, не написать тест на зачёт в университете, а именно говорить. 

   Учёные доказали, чем больше иностранных языков знает и использует человек, тем лучше работает мозг в старости, и даже риск Альцгеймера снижается. 

   Я убеждена, что иностранные языки, как способ коммуникации -- бесценны, а как тренажёр для  мозга необходимы. 

#
Система Orphus