Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Бесцельно прожитые годы

Меня не оставляет ощущение, что годы, проведенные в современной школе, дети воспринимают именно так.

«Дети, — спрашиваю я у одиннадцатиклассников, — а почему вы не выучили правила и не выполнили домашнее задание? Как вы тесты-то сдавать будете?» - «А мы к репетиторам с нового года идем, там научат».

Не устаю удивляться. Объем науки, который нужно познать, и у школьного учителя, и у репетитора — один и тот же. Учебники — одни и те же. Методы по большому счету — совершенно одинаковые. Технология — стара как мир: объяснение теории, закрепление на практике. Но в школу веры уже нет. Есть вера в репетитора.

«Слушайте, дети», — удивляюсь я. — «Но ведь репетитор все равно заставит вас выучить вот это самое правило, которое мы должны были с вами сегодня отрабатывать на уроке. Вы же его все равно выучите, то есть потратите условно двадцать минут времени на его запоминание, и час времени — на его отработку. Вы посмотрите, какая выходит глупость: с одной стороны, вы бесцельно прожили эти двадцать минут вчера, когда, вместо правила, зависали в социальной сети».

hkolnaja_skuka.jpg

«Теперь мы с вами бесцельно проведем 45 минут урока, потому что отрабатывать нам нечего — правило вам неизвестно. Уже час и пять минут. Потом вы убьете еще двадцать минут времени на то, чтобы все-таки выучить это правило за деньги. Потом 45 минут — у репетитора на то правило, которое в идеале вы должны знать из школьного курса.

Причем толку от этого будет мало: темп у репетитора куда больший, чем в школе, вы все равно мало что запомните. Два часа десять минут выброшенных из жизни! И это только одно правило! А сколько таких правил, таких упражнений, таких уроков просижено вами в школе без смысла!»

«Раз не прочитали произведение дома – сидите и тихонько, пока я работаю с классом, читайте!» — «А, я дома прочитаю» — «А сейчас что будете делать?» — «Ничего».

И ведь не врет — сядет и будет ровным счетом ничего не делать, глядя перед собой пустым взглядом. Человека вообще не страшит эта ужасная перспектива — 45 минут ничегонеделания! 45 минут прекрасного, продуктивного времени в первой половине дня, когда ты полон сил и твой ум настроен вбирать в себя знания — выбросить вон просто потому, что тебе лень или неинтересно.

Это частные случаи с частных уроков — но ведь ими полным-полна школьная жизнь! Да и взрослая: сколько времени тратится нами на просмотр дурацких телепередач, на ссоры и скандалы, на чтение одебиливающих газет, на сплетни и пустопорожние слезы, на добрососедское переливание из пустого в порожнее, кто кого подсиживает или кто кому чего задолжал…

skuka.jpg

Мне по наивности кажется, что дети просто не знают, чем себя занять, и поэтому тратят бесценные минуты своей жизни на тупое ничегонеделание.

Не на отдых даже — ну пусть бы хоть отдыхали, уходили бы с уроков и бродили бы по осенним листьям, сочиняли бы стихи, кормили бродячих котов или переводили бы бабушек через скользкие дороги, а то ведь не на отдых, на тупое сидение с пустым взглядом!

И я начинаю загружать их по полной: какими-то фантазийными заданиями, творческими инициативами, интересными мыслями. И сталкиваюсь с тем, что нет — они именно хотят ничего-не-делать. Ни-о-чем-ни-думать. Перебыть как-нибудь этот школьный день и вырваться, наконец-то, на свободу.

С какого момента школа стала такой убивающей? Когда там появилась эта манера просиживать штаны с единственным желанием «хоть бы не вызвали»? Кто виноват в этом?

А ведь этот навык тупого ничегонеделания — пожалуй, единственный, который школа гарантированно привьет каждому ученику. 

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (2) Последнее сообщение
Малечка аватар

С какого момента школа стала такой убивающей? Когда там появилась эта манера просиживать штаны с единственным желанием «хоть бы не вызвали»? Кто виноват в этом?

имхо: раньше в школе учили учиться, организовывать свой день и время, а сейчас ученики дожили до 11 класса, и Вы первая, кто им сказал об этом. И что уж закрывать глаза, учителя массово настраивают детей и родителей на неизбежность репетиторов. О бесцельно проведенных часах и днях в школе при этом никто не вспоминает. Никто сейчас банально не учит готовиться к экзаменам. Нас учили этому в школе. Как распределить темы на весь учебный год. Как готовиться последние несколько дней к самому экзамену и из чего должны состоять эти дни. Дочка училась не в самой последней гимназии, но их этому НЕ УЧИЛИ. Пришлось внедрять НОТ в учебный процесс маме)))

ай... это уже не сказка, а целая сага "О потерянном времени"

котя18 аватар

Не устраивайте бурю в стакане воды. Мне, например, утром всегда училось с трудом - просто засыпала. Таким совам, как я, всегда утром трудно сосредоточиться. А вот вечером - другое дело. Да и вообще, детей, конечно, надо учить учиться, но и отдыхать тоже. От постоянной работы даже роботы ломаются. Что уж о живых людях говорить?

#
Система Orphus