Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Антируслит

Даже у меня, академического филолога со специализацией «русская литература», давно назрел этот вопрос.

Почему наши дети до сих пор в рамках обязательного образования из всего богатства мировых литератур читают только русскую и белорусскую? И даже больше: почему отдельным курсом в наших школах и вузах идет русская литература? Не польская, например, как литература наших близких соседей, не французская, между прочим, более богатая и разнообразная, а — русская?

Вы скажете: и слава богу! Школьные уроки уродуют несчастную литературу России, но они ничего не успевают сделать ни с английской, ни с американской, ни с французской, именно поэтому мы их читаем вне программы всю последующую жизнь.

Быть в школьной программе — сомнительное преимущество: кто, скажем, перечитывает во взрослом возрасте «Героя нашего времени» Лермонтова?

uspeshnaya-zhizn_3.jpg

А штука ведь посильнее «Триумфальной арки» Ремарка! Однако Ремарка мы не убираем с прикроватной тумбочки, а Лермонтова не открываем больше никогда. Смутно помним, что вроде ничего была книжка, но чтобы перечитывать — брррр. Ни за что.

С литературой последние десятилетия в школе — просто беда. Фантастические возможности этого предмета, на основе которого ученики могли бы развивать творческое мышление, логику, получать и трансформировать жизненный опыт, учиться «живой жизни» и аналитическому отношению к этой самой жизни, не используются даже на один процент.

В годы моего ученичества главной доблестью отличника по литературе считалось запоминание сотен героев «Войны и мира», а также качественный пересказ сюжета, что было, конечно, отвратительным издевательством над предметом. Но сегодня и этого нет. Не надо запоминать героев. И даже сюжет.

В общем-то, и читать особенно не надо. Вообще непонятно, что надо: тестов по литературе нету, вступительных и выпускных экзаменов — тоже, поэтому в младших классах на литературе просто читают «по цепочке», а в старших — отдают скудные часы под подготовку к языковому тестированию.

И это понятно: общество наше — негуманитарное. Вся эта интеллигентская шелуха, не приносящая ни денег, ни натурального продукта, не поднимающая ВВП и не переводящаяся в валюту, считается ненужной. Попробуй докажи, что именно чтение, чтение хороших разнообразных книг, учит главному навыку современности: навыку распоряжения информацией.

Если бы наши старшеклассники на увлекательных, полноценных уроках литературы читали бы литературу так, как положено: не древние, ветхие тексты, имеющие сегодня сугубо научную ценность, вроде «Слова о полку Игореве» или «Песни о купце Калашникове», а остросовременные, решающие повседневные вопросы современного человека, скажем, «Хорошо быть тихоней» Стивена Чбоски или «Не отпускай меня» Кацудзо Исигуро, не сложную, историографичную «Капитанскую дочку», а «готического» «Гробовщика» (тоже, между прочим, Пушкин, но совсем другой: леденящий душу, страшный, непонятный  и интересный).

uspeshnaya-zhizn_3.jpg

Пусть был бы на уроках литературы Рабле и Гашек, Диккенс и Честертон, пусть именно в школе человек открывал бы для себя Ли Бо и Басё. Пусть бы русская литература, сложная, драматичная, скороспелая, развившаяся в сложнейших условиях, за двести лет всего догонявшая европейскую и уж тем более восточную литературы, преподавалась бы детям всего лишь как часть литературы мировой, огромной, увлекательной, имеющей что предложить каждому. Часть удивительно интересная, насыщенная — но только часть.

А экзамен по литературе пусть будет обязательно. Наши дети сегодня катастрофически не умеют говорить и писать, связывать слова в предложения, а предложения — в тексты, и никакими математиками и дополнительной физкультурой этот навык не разовьешь — только чтением хороших книг, которые хочется читать.

Казалось бы, это так просто — преподать литературу так, чтобы ее любили. 

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (6) Последнее сообщение
Малечка аватар

Ой, у меня этот вопрос еще в школьные годы возник. И моя сегодняшняя шестиклассница подкрепляет это вопрос своим озадаченным "почему дополнительный список литературы читать интереснее, чем основной?"

И еще вопросы есть))) почему нет в школе изобразительного искусства, музыкального? Я, конечно, не уроки пения и рисования имею ввиду...

котя18 аватар

Абсолютно согласна с тем, что современные дети катастрофически не умеют говорить и писать, причем ни на одном языке мира. Хотя в обыденной жизни пытаются общаться именно на русском языке. Было бы отрадно если бы они свободно общались на нескольких языках, включая белорусский  Но это пока фантазии, фантазии и ничего более.
А реальность заключается в том, что современные дети не хотят читать ни русскую, ни белорусскую, ни американскую, ни какую иную литературу. И чем старше школьник, тем меньше желание даже статью в журнале прочесть. Какие там Ремарк и Пушкин? О чем вы?А наша система образования рада помочь школьнику совсем отупеть. Сократили количество часов математики, языков и литературы до минимума, добавили часы физкультуры и при этом удивляются тому, что результаты ЦТ всё ниже и ниже с каждым годом. Конечно, преданные своему делу учителя находят выход и в такой ситуации. Например, знакомая мне преподавательница русского языка и литературы, зная о том, что её ученики не успеют за выделенное программой время даже "по диагонали" прочесть роман "Война и мир", устроила для них просмотр одноименного к/ф Бондарчука. И добилась замечательного результата! Ребята заинтересовались, и половина класса таки прочла впоследствии роман. То же самое было сделано с к/ф "Тарас Бульба" и "Мастер и Маргарита". И опять успех! Я сама общалась с этими ребятами. Глаза на лоб лезли, когда увидела двоечника доказывающего отличнице, что книга интереснее фильма.
Такой метод подходит, конечно, не всем. Но надо же как-то бороться за детское образование.
А произведения иностранных авторов? Так ведь это все переводы. Кто владеет языками и может прочесть эти книги в оригинале, тот скажет вам, что переводы совсем не то. Уж лучше читать российских авторов без посредников-переводчиков. Хотя... каждому свое. Только бы читали!

Веранда аватар

смотрела "хорошо быть тихоней" 

я согласна, с тем, что многое из программы нужно выбросить- слово о полку однозначно...да и войну и мир и иже с ними -я бы выбросила: зачем забивать голову реалиями аж позапрошлых веков, а хорошо быть тихоней не включала бы из-за тети хелен- очень не люблю я все эти извращения

не вижу так же смысла в том, чтобы учитель как фокусник каждый раз на урокх доставал белых кроликов из цилиндра, не хочешь учиться- ради бога -дуй навоз на ферму трясти

я бы скзала что чтение книг развивает кругозор, но возводить  в культ руслит - упаси боже! старшекласники "типа не умеют говорить и писать" по двум причинам- их готовят к тестам , а  не сочинениям или ответам по билетам, и им не знакомо слово пересказ..

но я бы возвела в культ математику

Interested аватар

я, я перечитывала Героя нашего времени)))

многе бы выбросила из обязательной программы, но добавила бы другое

Galunechka аватар

Кстати, думала тоже недавно о произведениях из школьной программы. И пришла к мнению, что многие вещи просто не воспринимаются в возрасте 15-16 лет. Я читала все в школе, но помню очень мало. А  "Герой нашего времени" недавно перечитывала в сокращении, когда надо было спасать дочь. И поняла, что не помню ничего.  Но только сейчас поняла, насколько данное произведение актуально  до сих пор. А тогда, в школе, думаю, что и смысла его не особо понимала, раз не оставило оно у меня в душе след.

Ol'ga аватар

Перечитывала. Новая взрослая история.

Теперешнее модернистов время. Истинное не пропадает. Семья важней чем школа, как  исток всего. 

#
Система Orphus