Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Занятие четвертое: от теории к практике

И опять было новое приветствие.

«Пусть каждая выразит позой и мимикой свое теперешнее состояние и настроение!» — попросила Елена.

Остальные должны были повторить за «водящей», потом догадаться, что именно она сейчас чувствует.

Удивительно — позы были сложные, но почти все угадали состояние друг друга.

Все стали гораздо внимательнее друг к дружке. И все выглядели как-то иначе.

Аня светилась, едва не взахлеб делясь, как прожила дни с последнего занятия (это была совсем не та Аня, что приходила на первое занятие).

4_anna.jpg

Лида, освободившая волосы от «хвостика», вдруг показалась мне похожей на львицу.

Лена прилетела, как бабочка, в красивом белом платьице с новой прической.

Анфиса — в хорошем настроении, несмотря на то, что ничего вроде еще не случилось, а только должно было случиться.

Мы опять поделились впечатлениями о прожитых днях. У всех все потихоньку налаживалось. Только у меня разваливалось, но разваливалось тоже к лучшему: сыпались стены и заборы, загромождающие главные проблемы.

Выслушав друг друга, мы приступили к освоению теории. Ее на сей раз было очень много.

Елена рассказала о формирующих жизненный сценарий предписаниях, дозволениях и запретах, которые мы получаем от взрослых в детстве.

Основных предписаний пять:

Будь совершенным!

Будь сильным!

Упорно пытайся!

Нравься другим!

Торопись!

У каждого предписания есть противоядие — дозволение. Дозволений, естественно, тоже пять:

Будь собой! (вместо Будь совершенным!)

Будь открыт и выражай свои желания! (вместо Будь сильным!)

Сделай! (вместо Упорно пытайся!)

Нравься себе! (вместо Нравься другим!)

Не торопись! (вместо Торопись!)

Помимо этого, автор теории трансактного анализа Эрик Берн выделяет двенадцать основных запретов:

Не живи (Не существуй)!

Не будь собой!

Не будь ребенком!

Не взрослей!

Не достигни этого!

Нельзя (не делай ничего)!

Не высовывайся (не проси того, чего ты хочешь)!

Не связывайся!

Не будь близким!

Не будь здоров!

Не думай!

Не чувствуй!

Запреты — это своеобразные запретительные темы. Они выражаются не только словами (часто вообще не словами), но и мимикой, жестами, поведением.

На прошлом занятии мы уже вспоминали сценарные послания. Теперь домашнее задание было более конкретное: нужно было вспомнить и записать как можно больше директив, дозволений и запретов, которые мы получали в детстве.

4_lida.jpg

Записав задание на дом, мы перешли к практическим занятиям.

Для начала «погрузились» в сны.

Начиная с первого занятия по просьбе Елены мы их «фиксировали»: записывали, что помнили, обращали внимание на повторяющиеся сюжеты и персонажей. В общем, стали относиться к снам внимательно.

На четвертом занятии каждая из нас получила возможность рассказать подробно один сон и попробовать его растолковать с помощью Елены и других участниц группы.

Мы как будто просмотрели свои сны еще раз уже с открытыми глазами.

Как я поняла, толковать сон может только тот, кто его видел, исключительно со своих позиций, опираясь исключительно на свои системы ценностей, на свои ассоциации и воспоминания.

Следующим упражнением опять был транс. Елена «привела» нас в театр, где мы смотрели спектакль — нашу жизнь. Сцены рождения, детства, юности, наше настоящее, наше будущее, финальная сцена нашей жизни  пролетели в нашем воображении за полчаса.

На этот раз все мы вышли из транса без потрясений и плохого настроения.

Впереди оставалось последнее занятие. Самое главное. То, ради которого на предыдущих четырех мы так упорно вспоминали прошлое. То, на котором предстояло переписать свой сценарий в настоящем ради полноценного будущего.

4_anfisa.jpg

Очередной VELVET-овый проект касается темы психологии.

Партнер проекта: Психологический центр «Центр успешных отношений».

Все знают, что психология помогает в решении проблем, но не все спешат этим пользоваться.

Белорусский женский портал VELVET.by совместно с «Центром успешных отношений» дает возможность людям, которые раньше по разным причинам не обращались за профессиональной помощью, теперь сделать это бесплатно: специально для этого мы организовали проект «Хочу стать лучше».

Всего будет пять групповых встреч и по две индивидуальные консультации для каждого участника.

Участники проекта на протяжении пяти недель будут иметь возможность решать свои проблемы с помощью Елены Дубовик — профессионального психолога, специалиста по личностному росту и развитию человека.

Первая встреча. Иметь смелость что-то в себе менять — всегда благо

«Хочу стать лучше». Занятие первое: знакомство… с собой

Вторая встреча. Какой же он, наш жизненный сценарий?

Занятие второе: все сложнее, чем мы представляли…

Третья встреча. Проигрываем сказки

Занятие третье: сказка — ложь, да в ней урок…

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Юлия Беккер

Комментарии

Всего комментариев (5) Последнее сообщение
Овечка аватар

Предприсания вроде бы правильные. Чего в них плохого?

EVA-lution аватар

Попробую обЪяснить.

Будь идеальным - ты недостаточно хорош сейчас, чтобы тебя любить, поменяйся, не будь собой

Будь сильным - не проявляй своих чувств, терпи, не открывайся не перед кем

Упорно пытайся - не достигай, процесс важнее результата

Нравься другим - будь зависимым от мнения других, не живи своей жизнью, оглядывайся на других

Торопись - не позволяй себе удовольствий, ты не имеешь права на отдых

Ну вот где-то так.

Юлия Беккер аватар

Супер! Спасибо, Лида! Я очень хотела тоже Овечке ответить. И сейчас пока времени нет. Но обязательно напишу попозже.

Юлия Беккер аватар

Немного подробнее про запреты (запретительные темы).

Не Живи (Не Существуй)

Чреват осознанием никчемности, мыслями о самоубийстве.

Вербально выражается фразами типа "Лучше б ты на свет не появлялся!" и даже "Если бы не ты, я бы мог (могла)" Невербально – угрозами, побоями.
Запрет накладывают родители, Дитя в которых чувствует, что ребенок в чем-то обделяет их, угрожает им.

Не Будь Собой

Мама, мечтавшая о дочке, одевает мальчика в кружевные воротнички... Папа, мечтавший о сыне, учит девочку играть в футбол. Родители сравнивают ребенка с братом или сестрой, с чужим ребенком, с родственником.

Пример вербального выражения: "Ты вся в отца!"

Не Будь Ребенком

Запрет накладывают слишком строгие родители, которым в детстве не разрешали вести себя по-детски. Либо инфантильные родители возлагают на ребенка слишком много "взрослых" обязательств, например, заставляют растить и воспитывать младшего брата или сестру.

Пример вербального выражения: "Ты уже большая, чтобы играть в куклы..." или "Большие мальчики не плачут".

Запрет чреват ощущениями дискомфорта в отношениях с детьми.

Варианты запрета – "Не Радуйся" и "Не Веселись".

Не Взрослей

Запрет накладывают родители, переживающие, что, если их ребенок вырастет, они лишатся ощущения собственной значимости. И наоборот, запрет могут налагать родителями, которые сами так и не стали взрослыми.

Вариант запрета "Не Покидай Меня". Родителю нужно, чтобы ребенок все время был рядом. Запрет несут большинство взрослых мужчин и женщин, живущих с родителями и так и не устроивших свою личную жизнь.

Еще одним вариантом запрета служит запрет на сексуальность.

Не Достигни Этого

Запрет налагает родитель, Дитя в котором завидует достижениям ребенка.
Взрослые, несущие в себе этот запрет, учатся и работают ровно и хорошо, но как только дело приближается к экзамену или достижению результата, человек находит способ перечеркнуть усилия. Например, заболевает.

Нельзя (Не Делай Ничего)

Запрет налагается родителем, Дитя в котором испытывает ужас от мысли, что ребенок причинит себе вред, если будет делать что-то вне родительской опеки.
Если человек во взрослой жизни не может определиться с целями, работает вхолостую, ничего не предпринимает для решения проблем, возможно, он несет в себе такое сценарное послание.

Не Высовывайся

Вариант этого запрета – "Не Проси Того, Что Ты Хочешь".

Послание обусловлено неприятием ребенка родителем. Либо приятием лишь при условии, что у ребенка нет желаний, которые могут отвлекать родителя.

Не Связывайся

Чреват нелюдимостью и необщительностью во взрослой жизни.

Если родители замкнутые, запрет может быть усвоен ребенком путем подражания.

Запрет накладывается также, если родители говорят ребенку (или кому-то о ребенке), что он "замкнутый", "трудный" или "не такой, как все дети".

Не Будь Близким

Запрет на физическую близость часто усваивается путем подражания родителям, которые редко прикасаются друг к другу или к ребенку. Вариант запрета – "Не Будь Эмоционально Близким". Передается в семьях, где не принято говорить о своих чувствах. Демонстрировать их.

Ребенок может сам наложить на себя такой запрет в ответ на постоянный отказ родителя от физического контакта.

Вариантом запрета служит также сценарное послание "Не Доверяй". Иногда, будучи не в состоянии понять подлинные причины исчезновения родителя (в случае его болезни или смерти), младенец может прийти к выводу: "Больше никогда никому не поверю, что он в случае необходимости окажется рядом".
Запрет "Не Доверяй" может быть усвоен и в тех случаях, когда родитель оскорбляет, пытается обмануть или использовать ребенка в своих целях.

Не Будь Здоров

"Чтобы получать необходимое мне внимание, я должна болеть" – ребенок делает такой вывод, если ему, здоровому, родители оказывают мало внимания.
Во взрослой жизни запрет чреват применением сценарной стратегии недомогания, когда в отношениях с людьми или на работе у него что-то не ладиться.

Вариант запрета – "Не Будь Психически Здоров". Усваивается ребенком, которому удается обратить на себя внимание лишь в том случае, если он вел себя достаточно безумно.

Не Думай

Запрет может налагаться родителем, который постоянно унижает способность ребенка мыслить. Распространенное вербальное выражение «Не умничай!», «Все такие умные стали!»

Следуя запрету "Не Думай", взрослый человек, как правило, теряется перед лицом проблем или сокрушается по их поводу вместо того, чтобы думать над их разрешением.

Варианты запрета – "Не думай о N" (где N может означать секс, деньги и т.д.) и "Не думай то, что ты думаешь, – думай то, что я думаю".

Не Чувствуй

Запрет налагают родители, которые сами подавляют свои чувства. Существуют семьи, где запрещено любое проявление чувств. Но чаще какие-то чувства разрешаются, а какие-то запрещаются. Поэтому запрет чувствовать может интерпретироваться как "Не чувствуй гнев", "Не чувствуй страх" и так далее.
Разновидность послания "Чувствуй, но не показывай этого".

Вариант запрета "Не чувствуй то, что ты чувствуешь, – чувствуй то, что я чувствую". Например, родитель говорит ребенку: "Я проголодался. Иди ешь!" или "Я замерз, пойди оденься!"
 

#
Система Orphus