Полная версия сайта Мобильная версия сайта

И вот наступило завтра…

Волнуются родители, волнуется ребенок. 

Даже если вчера вечером, когда ребенок впервые появился дома со всеми, наличествующими у него, признаками алкогольного опьянения и все прошло гладко — родители вели себя спокойно и доброжелательно, помогли ребенку переодеться, умыться и лечь спать, — то сейчас все понимают серьезность  наступившего момента и непростой характер обсуждения.

photoxpress_2357804.jpg

Правильно построенный первый разговор не менее важен, чем правильное поведение родителей при первой встрече нетрезвого ребенка.

О чем говорить с ребенком? Как? Зачем?

Сначала вам нужно максимально полно узнать все, что создало ситуацию, в которой ваш ребенок принял алкоголь:

  • где это было,
  • когда,
  • с кем и
  • почему, по его мнению, он это сделал.

Причем важно, чтобы ребенок рассказал это вам максимально искренне, иначе вы будете вынуждены делать действия, которые не принесут ему пользы.

Как же построить такой разговор? Есть определенные правила, для такой беседы, давайте ознакомимся с ними.

1.       Не отводите глаз от ребенка во время разговора с ним. Но ваш взгляд должен быть максимально мягок, излучать понимание, любовь и заботу.

В педагогике есть такое понятие: личное слушание.

Главная задача такого слушания показать ребенку, что в данный момент вы занимаетесь только им, вы полны внимания к нему, вам очень интересно все, что он говорит. Самую главную роль в этом имеет «контакт глаз», при котором вы полностью сосредотачиваетесь на лице ребенка.

Маленькие дети часто подходят к человеку, с которым хотят общаться, берут руками его лицо и поворачивают к себе. И только видя лицо собеседника, они понимают, что их слушают.

2.       Обязательно предварительно создайте подходящие условия для доверительного разговора. Позаботьтесь о том, чтобы вам не мешали звуки работающего радио или телевизора, шум с улицы. Отключите мобильные телефоны и прикройте шторами окно, чтобы не слепил яркий свет. Уберите подальше все, чем вы занимались до этого: отойдите от компьютера, отложите книгу и т.п.

3.       Следите за своими словами и тоном голоса. Говорите мягко, негромко, доброжелательно. Помните, что ребенок реагирует не только на вербальные сигналы — слова, но и на невербальные. Если вы говорите сухо, либо резко, хмурите брови, сжимаете губы — все это дает вашему ребенку информацию о том, что вы им недовольны, раздражены. И тогда он уже не только не понимает, а даже не слышит слов, которые вы ему говорите.

4.       Вопросы, которые вы будете задавать должны быть простыми и короткими. Не забывайте о том, что и то какие вопросы вы задаете, тоже дает ребенку информацию о вашей заботе и доброжелательности. Поэтому не используйте подобные вопросы-утверждения:

— Ты пил,  потому что тебе все равно, как к этому отнесутся твои родители?

5.       Храните терпение.  Детям нужно больше времени, чем взрослым на обдумывание услышанного и подготовку ответа. Не проявляйте нетерпения, не торопите ребенка, не высказывайте признаков недовольства.

Очень важно для успеха подобного разговора учесть  индивидуальный стиль общения, который присутствует в вашей семье, сложившиеся привычки. Возможно, у вас принято вести беседы по дороге куда-нибудь в автомобиле или на вечерней прогулке. 

Важно создать доверительную, свободную атмосферу общения с ребенком, в которой ему будет легко рассказывать о достаточно нелегкой ситуации.

Что же вам важно узнать из разговора? Каким основным мотивом руководствовался ваш ребенок — от этого будет зависеть все дальнейшее ваше с ним общение.

 870954_80379420.jpg 

Повторю основные мотивы:

Наиболее частыми мотивами, побуждающими подростков впервые принять алкоголь, являются:

1.      удовлетворение любопытства;

2.      подражание («друзья пьют, не хочу отставать»);

3.      из-за боязни выглядеть «белой вороной»;

4.      чтобы придать себе смелости, уверенности;

5.      чтобы легче войти в контакт со сверстниками, раскрепоститься;

6.      из-за конфликтных ситуаций в семье.

Узнав, каким именно мотивом руководствовался ваш ребенок, обсудите с ним создавшуюся ситуацию, конкретно, а не общими фразами.

Ирина Шпакпедагог социальный со стажем более 15 лет, работала зав. сектором охраны детства, в настоящее время — зав. отделом по основной деятельности Социально-педагогического Центра Советского района г. Минска, руководитель методического объединения педагогов социальных Советского района.

Редакция Белорусского женского портала «VELVET» выражает благодарность компании Heineken в Беларуси за инициативу и поддержку в проведении данной программы.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
VELVET: Ирина Шпак

Комментарии

Всего комментариев (5) Последнее сообщение
kimka аватар

Эх, не всякий подросток пойдет на откровенный разговор, не у всех детей доверительные отношения с родителями…

Nikta_J аватар

С детьми надо начинать разговаривать с раннего детства!

kimka аватар

Так то оно так, но Вы не учитываете тот факт, что все мы разные, есть люди замкнутые, они всю жизнь такие, до них и в детстве тяжело достучаться. Но советы определенно хорошие!

sayer аватар

Согласен, нельзя начинать заниматься воспитанием ребёнка по факту такого случая. Построение отношений в семье это долгий и иногда мучительный процесс....

Такие ситуации как правило возникают когда ребёнок переживает подростковый период и тут очень важно попытаться остаться не только хорошим родителем, но и постепенно стать близким другом. Тогда увеличивается шанс не попасть в такую ситуацию вообще, ну а если уж случилось, то не столкнуться со стеной непонимания...!

i.ta-li аватар

Отличные советы, однако все педагогические беседы подобного рода имеют смысл только в одном случае, если родители сами подают исключительно положительный пример и ведут трезвый образ жизни! Happy А если отец после зарплаты приходит домой в таком же состоянии, то, естественно, сколько бы ни было воспитательных разговоров, ребенок имеет полное право ответить: "А почему вам можно, а мне нет?"

Но, если честно, подобных разговоров не должно быть в принципе, потому что при здоровой атмосфере и наличии культуры питья в семье (которая у славянских народов, к сожалению, практически отсутствует) у ребенка с младенчества формируется определенное представление о правилах употребления алкоголя, и уж каким оно будет, зависит только от самих родителей. А в небольших количествах качественные напитки должны в первый раз употребляться именно в кругу семьи, а не с друзьями в подъезде! Ну и, конечно, родители уже заранее должны знать куда и с кем ушел гулять/пить)) их ребенок, а не выяснять это утром "под пытками". :)

#
Система Orphus