Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Велосипед: анатомический атлас

Если врага нужно знать в лицо, то уж друга — поскелетено.

Каждую косточку, каждый суставчик, каждый поворот каждой части — никогда не знаешь, что именно тебе пригодится и где именно другу пригодишься ты.

А раз уж мы затеяли подружиться с велосипедом — давайте-ка изучим его чуть подробнее, чем просто «вот рама, а вот педаль».

Вот как выглядит подноготная велосипеда:

majestic_001_09.jpg

Разберемся поподробнее в незнакомых деталях.

Вот, скажем, универсальные крепления на раме — зачастую они остаются вообще неиспользованными, хотя придуманы исключительно для удобства велосипедиста: к ним крепятся бутылочки с водой, велонасос, ремкомплект, аптечка или что еще вы хотите держать под рукой постоянно.

Петух —это металлический кронштейн, на который крепится задний переключатель. Он бывает съемным и несъемным — кстати, съемность петуха есть показатель высокого качества велосипеда.

Грипсы —так называются ручки, надеваемые на руль для удобства управления, бывают резиновые, поролоновые, гелевые и т.д.

Вынос руля как тактико-технический показатель во многом определяет посадку велосипедиста: она может быть почти вертикальной, прогулочной, скоростной, более низкой и аэродинамической — совсем согнутой.

Приличные фирмы в дорогих моделях предусматривают регулируемый вынос.

В системе переключения передач существуют такие тонкости: монетки (ручки переключения скоростей и тормозные ручки), передний переключатель (обеспечивает переход цепи по шестеренкам), задний переключатель (разбрасывает цепь на нужные «звезды»), система тросов (передает усилие рук велосипедиста на механизм велосипеда).

Из всех этих деталей задний переключатель и особенно его ролик — детали, требующие особенного внимания и тщательного ухода, так как они очень хрупкие и постоянно перегруженные работой.

Тормоза — один из важнейших компонентов велосипеда.

Существуют три основных вида тормозов:

а) на базе тормозного барабана (где торможение начинается тогда, когда вы крутите педали в обратную сторону);

б) ободные тормоза — механизмы клещевого типа, зажимающие обод колеса;

в) дисковый тормоз, в котором торможение происходит за счет сжатия диска, закрепленного на втулке колеса.

Вилка — деталь, входящая в систему амортизации.

Бывает двух типов — жесткая и амортизационная. Первые ставят на велосипеды, нацеленные на скорость — шоссейные, туристические и трековые модели, а амортизационные — на горные велосипеды и гибриды, поскольку они поглощают не только удары, но и часть энергии от педалирования и дают лишний на шоссе вес.

В эту же систему включается задний амортизатор — им оборудуют горные и туристические модели. Так же, как и вилка, задний амортизатор съедает часть усилий велосипедиста, добавляет веса велосипеду, комфорта и управляемости велосипедисту.

Система — так незамысловато называется набор из передних звезд и шатуна, к которым непосредственно крепятся педали. Обычно система состоит из трех, реже двух или одной звезды.

4449306491_0e4a7f7128_z.jpg

Педали бывают двух типов — обычная платформа, с которой можно ездить в любой обуви, и контактная педаль, которая требуют специального крепления на велотуфлях. Последняя значительно улучшает скорость и технику педалирования, поскольку вы передаете усилие на вращение системы не только при «нажатии» на педаль, но и при подъеме ног — педаль пристегивается к ноге особым контактом на ботинке.

Что касается колес — главной деталью колеса является обод.

От прочности обода, зависит долговечность колеса в целом и во многом — скорость велосипеда. Для горного велосипеда стандартный диаметр колеса — 26″ (но есть модели и 28″, 29″), для шоссейного или гибрида — 28″ дюймов.

От типа покрышки напрямую зависит устойчивость велосипеда на разных типах дорожного покрытия и его скорость. Покрышки различают по плотности резины, виду протектора и ширине. Покрышки без протектора или со слабовыраженным рисунком, называют «слик», с чистым верхом, но боковыми шипами — «полуслик» и, наконец, «шиповка», чья рабочая поверхность имеет ярко выраженный протектор.

Одна из самых требовательных в уходе деталей — втулка колеса.

Она представляет собой сложный закрытый от грязи механизм, который обеспечивает вращение колеса на оси и «держит» спицы. Подвергается большим нагрузкам, поскольку, на него приходится весь вес велосипедиста и велосипеда.

Еще один уязвимый момент — спица, которая помимо нагрузки от велосипедиста, постоянно подвергается ударам на ухабах дороги.

Обычно колеса спицуют накрест («в три креста») или радиально («солнышком). Для горного велосипеда наиболее распространена спицовка 32-мя или 36-ю спицами на 3 «креста».

В лицо нужно знать и ниппель — простой механизм для удержания воздуха в камере. В современном велосипеде, существует автомобильный или велосипедный (специализированный высокий ниппель «френч»).

Еще один велосипедный незнакомец — подседельный штырь, или глагол.

От  его высоты напрямую зависит посадка велосипедиста и расстояние ног до земли.

Здесь же располагается эксцентрик, или подседельный хомут: он зажимает подседельный штырь в раме. Наличие эксцентрика — тоже показатель качественного велосипеда: в дешевых моделях его обычно заменяют простым болтом.

2233538919_b7ba367120_z.jpg

Теперь, когда вы знаете чуть больше о своем любимце, пожалуй, можете приобретать велосипедный ремкомплект — по крайней мере, подкрутить ниппель или подтянуть спицу вы сможете без посторонней помощи.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Александра Алешкевич

Комментарии

Всего комментариев (2) Последнее сообщение
Ъжслое аватар

Самостоятельная подтяжка спиц чревата адской восьмёркой, так что весьма не советую.

Ну и если придираться (а я придираюсь, да) ниппели в массовых велосипедах повымерли примерно одновременно с распадом союза. Золотники ставятся нынче. Ниппелем называлась система, когда на ввёртыш в камеру (этакая характерная запчасть с длинным носиком) надевался кусок резиновой трубки.

Ксения Альхмам аватар

До сих пор вспоминаю, как я хорошо отремонтировала велосисипед брата (его рядом не было): столько лишних мелких детеалей осталось  Но велик поехал! 

#
Система Orphus