Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Взрослые, не мешайте детям читать

Никто так не отбивает любовь детей к чтению, как взрослые. Это, конечно, довольно мило: те самые люди, которые собственными руками отбивают у детей охоту брать книгу в руки, громче всех потом сетуют, что дети не читают.

canstockphoto0888958.jpg

Вот мама. Она с детства блюдет, чтобы ребенок читал. Она безапелляционным тоном спрашивает каждый вечер:

«Ну, и сколько страниц ты сегодня прочитал? Нисколько?! Ты что, в дворники собрался? У нас с отцом денег на твою учебу нет! А ну-ка марш читать! Пять страниц! И я проверю! 

По большому счету текст неважен — любой человек, который заставляет свое дитя читать через силу, убивает у него охоту к книге на всю оставшуюся жизнь.

А вот учительница: 

«Что-что? Не понравился «Евгений Онегин»? Конечно, куда вам — понять Пушкина. Не с вашими детскими мозгами».

Или, пожалуйста, бабушка:

«Мы в вашем возрасте читали Аркадия Гайдара и Леонида Пантелеева. Вот это были книжки. А это что? Ни смысла, ни ценности... Вот давай-ка вот эти: «Как закалялась сталь», «Последний из могикан», а вот еще можно «Детство Никиты» — мне так нравилось в детстве!»

Эти — и десятки других диалогов о чтении представляют собой, по-умному говоря, тупиковый дискурс. Потому что каждый из таких разговоров чреват печальными последствиями.

Во-первых, дети никогда не будут любить то, что они делают из-под палки, и как только родительская власть над ними закончится, ненавистное чтение (или уборка, уроки, вышивание, занятия музыкой) будет немедленно выброшено на свалку.

Во-вторых, дети никогда не будут любить то, что они не понимают. Поэтому «Последний из могикан» или «Как закалялась сталь» со всей этой умершей эстетикой и устаревшими реалиями с первой страницы обречены на читательскую ненависть.

xqgptnf7o_m.jpg

В-третьих, дети — как и большинство взрослых — любят читать по-своему, а не «по-нужному», да и времена, когда понимать художественный текст надо было в рамках определенной идеологии, слава богу, прошли.

Но и пускать дело с детским чтением на самотек — не годится. Точно так же, как мы устанавливаем для своих детей рамки, что им можно, а что нельзя, точно так же, как учим их этикету и ритуалам в общении с родными и близкими, точно так же, как формируем полезные привычки и учим азам правильного питания — мы можем и должны формировать в них эстетический вкус к хорошей литературе и правила ее чтения.

И первый (и, пожалуй, единственный) способ научить ребенка в охотку читать — это читать самим маме и папе ежедневно и со вкусом.

У читающих родителей практически всегда вырастают читающие дети. Да, они могут игнорировать книгу, особенно художественную, в детстве, могут бросить читать в подростковом возрасте, но чтение войдет в их жизнь безусловным требованием матрицы, и рано или поздно такой человек читать начнет — как раз тогда, когда ему это будет особенно необходимо.

Кстати, почему-то в качестве картинок на тему читающей семьи чаще всего предлагают изображение счастливых родителей и детей, листающих одну книгу на всех. Это большая ошибка. Не бывает одной книги на всех, и в идеале в читающей семье каждый, конечно же, читает свое, что не отменяет, разумеется, в каких-то особенных индивидуальных случаях и общесемейного чтения вслух.

Главное, чтобы такое чтение не становилось обязанностью (а теперь ну-ка все в комнату для совместного чтения!).

Если люди читают — у них обязательно будет домашняя библиотека. Да, основная масса книг, возможно, будет проходить через электронные книги, но и бумажные издания в доме книгочеев будут, особенно детские. Вот здесь будет момент воспитания вкуса: если в домашней библиотеке будут только хорошие книги.

b99cf8376ab2cc8190e3ec3d746a88af.jpg

Проще всего ориентироваться по издательствам: есть такие книжные дома, которые априори печатают только хорошую литературу (из детских русскоязычных это Клевер, Компас Гид, Время, ЭКСМО), здесь первичный отбор книжки уже прошли — родителям остается только выбирать что-то исходя из своего вкуса и предпочтений ребенка.

Потом настанет время, когда в домашнюю библиотеку начнут поступать книги, выбранные самолично маленьким читателем.

И здесь взрослым нужно быть понимающими и мудрыми. Потому что дети всегда читают то, что родителям кажется «слишком взрослым». 

Доходит до смешного. В школьных учебниках для седьмого класса, например, из текста «Маленького принца» заботливо вырезана глава о пьянице. Все есть, а пьяницы —нет. Как будто дети не знают, что такое явление существует. Смешные авторы учебников — в каждом классе как минимум пятая часть детей живет с отцами-алкоголиками.

Или, например, в школьные программы ни в коем случае не включают книги, в которых есть хотя бы намек на секс. При этом «50 оттенков серого» дети прочитывают уже в восьмом классе. Даже те, кто книжек в руки не берет. Так что возьмите себя в руки — и дайте детям читать то, что они читают, все равно ведь прочтут, только тайком, а вы навсегда потеряете шанс обсуждать буклист своего чада.

А ведь обсуждать прочитанное с собственным ребенком — особенное удовольствие.

Главное — не сорваться на менторский тон: нет, здесь ты не понимаешь, нет, тут ты не прав, да ерунда твой Чбоски, то ли дело мой Акунин.

Если взрослые находят особенное удовольствие в литературных спорах — дети любят их только в ситуации равноправия, а не тогда, когда собеседник то и дело норовит задавить своим авторитетом. Поэтому жанр беседы о литературе с ребенком — не спор, но обмен мнениями, на каждое из которых все участники имеют полное право.

А вот проверка содержания, контроль количества прочитанных страниц, диктат в списке литературы и тем более — требование читать каждый день дело бесперспективное и ненужное. Результата все равно не даст. 

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (3) Последнее сообщение
Dinka аватар

можно подумать, что бабушка, рекомендующая к прочтению "Последний из могикан"  жила в эстетике и реалиях первых покорителей Америки.  По такому критерию можно отсекать всех почивших бозе от Шекспира до Пастернака.

Risha аватар

Плюсую

 

Я отрицала и противилась давлению читать.

 

А потом как прочла "Всадник без головы"   - всё. неостановить. Гоняли уже наоборот - оля убери книгу!!!)))))))))

Olvia аватар

Я вот люблю сладкое, но когда мне навязывают "поесть тортика"- отказываюсь  А если бы еще сказали "потом проверю, сколько ты тортика съела" , тортики навсегда бы потеряли свой вкус и привлекательность 

Не только чтение, вся учеба вообще - это настолько ЕСТЕСТВЕННО для человека, для ребенка в  особенности, что едва ли стоит так переживать по этому поводу. Ну не может человек жить без информационной пищи. Манная каша, кстати, вполне себе вкусная, если не пичкать ей каждый день. Ну и, конечно,  фастфуд  ограничить надо до минимума.
(сегодня что-то тянет на гастрономические метафоры , надеюсь, смогла донести идею)
 

#
Система Orphus