Полная версия сайта Мобильная версия сайта

На что вы имеете право в школе, но не догадываетесь об этом

Наше законодательство в области системы образования — одно из самых продвинутых в мире. Просто мало кто знает об этом. 

0_85079_695d87bc_xl.jpg

В наших нормативных актах все учтено и выстроено так, чтобы каждый ученик действительно имел право на свободную самореализацию, индивидуальный подход и предельное внимание. Но, как правило, до конечного потребителя все его права и возможности если и доходят, то в тот момент, когда они уже не нужны.

А жаль — и права, и возможности порой просто фантастические!


Каждый имеет право на десятку

Все наши педагоги обязаны знать основополагающий принцип десятибалльной шкалы: задания классу должны составляться так, чтобы каждый ученик имел возможность получить десятку.

Если учитель дает индивидуальные задания классу — сильным детям посложнее, слабым — полегче — и предупреждает, что за легкие задания выше восьмерки не поставит, учитель неправ. Получается, он сам регламентирует, кому какие оценки получать, раздавая априори «недесяточные» задания детям, в силы которых он не верит.

Другое дело, что задания могут быть дифференцированы: выполнишь четыре из пяти — восьмерка, решишь пятое — девятка или десятка. Здесь уже в заданиях нет никакого «потолка», который ребенок не мог бы перепрыгнуть, и ученик сам выбирает, «покушаться» ли ему на максимальный балл, или решить то, что с легкостью получается. 

Задача учителя — дать возможность каждому ученику получить свою «десятку».

Есть педагоги, которые ставят ее направо и налево кому ни попадя. Это плохо, так как девальвируется суть максимального балла: все-таки его нужно заслужить, а не получить за красивые глаза.

Есть педагоги, которые ставят десятку раз в пятилетку. Это тоже неверно, так как теряется мотивационное содержание отметки: если ее так сложно получить, зачем вообще стараться?

Правда в том, что в Беларуси существуют максимально понятно и подробно изложенные критерии оценки по любому предмету. Вообще-то современный учитель не боится рассказать ученику об этих критериях — ребенок должен знать, за что ставится какая оценка и как заработать желаемый максимум, а если ваш конкретный педагог почему-то вдруг скрывает эту информацию за семью печатями — в два клика она находится в сети.

Если сложно разбираться в хитросплетениях официально-делового стиля — можно поискать эти же критерии, рассказанные попроще, на сайтах учебных заведений.

1.jpg

Кстати, знаете ли вы, что правильно называть десятки, восьмерки и иже с ними не «оценками», а «отметками»?

Грамотный директор, завуч или учитель стараются не позволять себе в официальных выступлениях и беседах слово «оценка» — только «отметка», потому что мы не оцениваем ученика, а просто отмечаем уровень его знаний.

Да, мы по-прежнему ошибаемся, употребляя в речи неправильное «оценка», но надо стараться исправляться — ведь слово определяет и наше отношение к явлению.


Поплыл? Откорректируем!

Возьмем такую распространенную ситуацию: по всем предметам у ребенка девятки-десятки, а по физике вдруг ррраз — и семь. Или даже восемь. Впрочем, не будем лезть в такие облака: по всем предметам ваш ученик приносит семь-восемь, а по химии — пять. 

С точки зрения педколлектива это — непорядок.

Такие случаи в идеале тщательно отслеживают классные руководители, завучи и учителя-предметники. Есть даже специальная статья расходов в любой гимназии, специальная папка, которую учитель должен своевременно заполнять, такая работа называется «коррекционной», и цель ее — позаниматься с человеком, чтобы он снова выровнялся.

Идея коррекционной работы проста и справедлива: считается, что не может ученик «проваливаться» в одном, конкретно взятом предмете.

Если у него плохо с гуманитарными знаниями — значит, «поплывет» не только русский, но и белорусский, и английский, если тяжело в физике — обязательно пойдет вниз и математика.

Но если у него по всем языкам девять, а по русскому вдруг семь — это прямо показание к коррекционной работе с педагогом. Как минимум час в неделю учитель должен поработать с учеником, объяснить непонятное, доучить недоученное.

На практике, конечно, бывает всякое: есть дети, которые ненавидят один конкретный предмет, и ничего с ним не поделаешь, но в большинстве своем нарушение общего отметочного уровня — это действительно проблема, легко решаемая, и каждый родитель вправе попросить о таком решении.

327984152.jpgФото: kursach.info

В школах под «коррекционной работой» понимают комплекс других мероприятий.

Здесь цель коррекционной работы — помочь тем детям, которые имеют проблемы с мотивацией к учебе.

Так что если вы видите, что ваше дитя не любит школу, учебу, домашние задания и прочие обязательные вещи, просите у школы коррекционно-психологической помощи, каждый ребенок имеет на нее полное и неоспоримое право.


Территория уважения личности

Вообще-то школа — это именно такая территория. Права личности — учителя, ученика и родителя — здесь должны быть превыше всего.

Знаете ли вы, что на родительских собраниях нельзя «склонять» нерадивых учеников пофамильно, нельзя разглашать сведения из личной жизни детей и родителей, нельзя прилюдно называть отметки, тем более — нельзя показывать классный журнал, чтобы чужие родители не видели отметок вашего ребенка?

Знаете ли вы, что одновременно ни один родитель не имеет права повышать на учителя голос, требовать от него отметок, угрожать, размахивать перед ним своими должностями и должностями близких родственников?

Знаете ли вы, что, обсуждая на кухне в нелицеприятных словах и выражениях учителей, каких угодно, ваших или ваших детей, вы собственными руками убиваете в ребенке доверие к учителю и к школе?

Знаете ли вы, что учителям все-таки виднее, как учить? А если вдруг кому-то чего-то не видно — то в школе всегда есть администрация, компетентная решать, кто из учителей плох, а кто хорош?

Знают ли наши дети, что они находятся в учреждении образования, а значит, должны соблюдать устав школы, правила внутреннего распорядка, дресс-код и прочие нормы и правила?

К сожалению, школа далека от идеала — по всем трем статьям. Может быть, это происходит еще и потому, что мы не всегда знаем, на что имеем право и чем можем пользоваться по первому запросу.

О том, на что имеет право ученик и его родитель, можно почитать здесьздесь и, например, здесь.

Все-таки школа должна быть в радость. В идеале. 

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (13) Последнее сообщение
Хильда аватар

Ненавижу школу и всё, что с ней было связано. Кошмарный ужас

kalinna аватар

И я ненавижу школу. Ни одного светлого воспоминания. Мрак.

На вечера встречи не хожу.

Сказка аватар

Откуда эти термины: "коррекционная работа", "коррекционно-психологическая помощь"?

Orlova аватар

Risha аватар

Калина, Хильда, я с вами)

Малечка аватар

я училась в трех школах, одну из них люблю, именно как Школу, но именно здесь, на вельвете, прочитала воспоминания об этой же школе девочки, которая эдак лет на двадцать младше меня, очень негативные, мне было откровенно больно... видимо, все зависит от людей, поменялись люди - и нет той школы

во всех трех очень много учителей, которых вспоминаю с благодарностью, персоналии, не школу, школа в целом - ужас, согласна с девочками 

про критерии официально-делового стиля все так размыто, что сводится к личным представлениям руководства школы и классного руководителя

классный журнал регулярно показывают, кстати )

от жонглирования словами оценка и отметка точно ничего не поменяется, важна смысловая нагрузка, а она не меняется, детям точно все равно, оттенки смыслов только в головах писателей инструкций

из последнего: 100тыс. за участие в олимпиаде меня откровенно покоробили. Причем бумажки получили ученики, рекомендованные учителем к участию. Ну не сходится у меня в голове государственная арифметика после такого... 

Катюшка. аватар

У нас классрук одно время любила давать задания "на 6 " , "на 8" и на "10". Я, конечно, больше гуманитарий, но с математикой  могла справиться на твердое 8. Немного обижало, что не дают возможности замахнуться на 10. Пусть даже и не получится, но попробовать стоит! 

Про права я не знала, но возмущалась громко, поэтому это самое право при желании получить 10 таки отстаивала — и получала. 

Особенно было обидно за ребят, чьи знания оценивали ниже всех.. Многие из них просто ленились, им не хватало мотивации, а не знаний, и об этом знали мы, одноклассники, но это упускали учителя... 

Училась в двух школах. Обе горячо люблю всем сердцем! Бывало всякое, но я с любовью вспоминаю всех своих преподавателей и школьных друзей!

Наяна аватар

И я не люблю, присоединюсь к ненавидящим))

garpun аватар

       Для меня школа -- это люди. С классом очень повезло -- со многими дружу до сих пор, на вечере встречи в прошлом году была -- отлично провела время! 

       С учителями -- сложнее. Всего четверо были действительно Профессионалы и Личности, остальных даже не помню, как зовут.

      С Анной не согласна, что всё у нас супер в системе образования. Наша система заточена не на подготовку людей мыслящих, уверенных, а на штамповку людей одинаковых, подчиняющихся-повторяющих не склонных к анализу -- короче, выгодных для власти. 

lavazza аватар

у меня в школе все было нормально. Я училась сначала в белорусской, потом в русской школе. Первая - нормальная, и родители там работали. Вторая просто на высоте в плане всего - учителей, учеников, руководства. 

В общем "Школьные годы чудесные" это про меня))

сочувствую всем, кого эти эмоции обошли стороной. 

Как сегодня учат детей - я не в курсе. Но скоро буду в курсе, надеюсь))). Тогда и посмотрим, что и как.

Но у меня, как прививка с детства - уважение к учителю. Неудивительно, впрочем. Надеюсь, что глаза при этом будут открыты)))

 

OLIA аватар

Я училась в двух школах. И везде мне было классно.
"Школьные годы чудесные" - это и про меня тоже.

OLIA аватар

У нас в гимназии все для детей.
Это точно.
Здесь уважают каждого.

Interested аватар

О, как же важно оценка и отметка....
Лагерь шаблонов, развиваться особо не даст. Зато паровоз самодеятельности и какой-то дурости типа отчетный концерт по трем поросенкам.
К своей школе равнодушна. К некоторым современным - нет. Порой - аж бесит. Понурые нытики-рабы системы, вдавливающие с первого "И" класса в свой мир. Ибо иной преподать не способны.
Кстати, спасибо порталу, узнала одного современного педагога вполне адекватного. Минимум одного. Хочется верить.

#
Система Orphus