Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Многие белорусские семьи сомневаются, стоит ли отдавать ребенка в детский сад. Давайте разберемся вместе

Слишком многого намешано в нашем национальном понимании феномена «детского сада»

С удивлением обнаруживаем мы, к примеру, что детский сад был создан вовсе не для того, чтобы там было хорошо детям — он создавался для того, чтобы взрослые могли работать, не отвлекаясь на детей. 

post-4478-2017-03-24-02-48-24-e1490302894894.jpg

Объясняя для себя детский сад в категориях «социализация», «воспитание общественных навыков», «подготовка к жизни в коллективе» — мы забываем  уточнить, какой же должна быть нормальная социализация. Ну и, в конце концов, как это часто с нами случается, в спорах о детских садиках забываем, что все дети разные, все семьи разные, и что хорошо одному, вполне может быть плохо другому.

Почти любая белорусская мама, которая решится не отдавать ребенка в детский сад, обязательно столкнется с давлением: родственников, форумчан, ленты социальных сетей:

«А как же социализация? Кого растить будешь — тепличное растение?»

А ведь садик — это в последнюю очередь про социализацию в конструктивном смысле этого слова.


robert-owen-4.jpgРоберт Оуэн

История детских садов начиналась вовсе не с заботы о социализации. В 1802 году Роберт Оуэн создает при своей фабрике детский досуговый центр. Цели у этого центра были исключительно благородные — но и исключительно практичные. 

Во-первых, освободить матерей и дать им возможность полноценно работать. Так на фабрику привлекался ответственный, аккуратный, скрупулезный труд женщин.

Во-вторых, освободить от работы детей. Как ни чудовищно звучит, но в ХVIII веке значительная часть фабричных рабочих в Англии — это были дети 10-14 лет, нередко — и младше: поступить на работу можно было с пяти лет. Теперь дети с пяти до десяти лет получали возможность отдыхать, а не пропадать у станка.

В-третьих, Оуэн считал, что человек есть пассивный результат среды и воспитания — и он пытался в своем досуговом центре дать детям начала общего правильного воспитания.

В 1837 году появился сам термин «детский сад» — немецкий социолог и педагог Фридрих Фребель придумал учреждения, в которых дети взращивались бы подобно плодовым деревьям по отработанным педагогическим технологиям. Именно Фребель разработал первые игровые методики, положил начало идеям и практикам раннего развития — правда, не сумел воплотить их в жизнь.

fridrih-frebel-knigi-2.jpgФридрих Фребель

В России первый детский сад появился в 1866 году при организации с говорящим названием «Общество дешевых квартир для детей работниц Петербурга». Дети здесь не учились, и воспитательных целей никто тоже не ставил — это была своего рода передержка для детей работающих матерей.

Восприятие сада как учреждения воспитания и социализации — продукт века ХХ. В этом продукте соединились два масштабных процесса: борьба женщин за свои права и стремление государства заняться воспитанием новых граждан вместо семьи. Женщинам хотелось освободиться от ига детской и кухни, государству — получить контроль над маленькими гражданами.

Обе тенденции совпали, и в СССР появилась огромная, хорошо развитая и подчиненная госорганам система дошкольных учреждений — несомненный шаг вперед в дошкольном образовании и в защите населения в целом.

И вот теперь в них началась социализация.

a4addd55eb954b9c4b2c1f7df3dfd5cf.jpgДетский сад в СССР


Что такое эта самая «социализация»? Она состоит из комплексно проистекающих процессов:

«усвоение социальных норм, умений, стереотипов; формирование социальных установок и убеждений; вхождение индивида в социальную среду; приобщение индивида к системе социальных связей; самоактуализация «Я» личности; усвоение индивидом социальных влияний; социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами» — так их формулирует психолог Анна Михнина.

Социализация не везде и не всегда проистекает по одному и тому же сценарию: каков тот самый социализирующий социум, такова будет и социализация.


Так вот в садике она будет следующей. Анна Михнина предупреждает:

«Ребенка в садике воспитатели действительно научат (и, возможно, быстрее ввиду систематичности) основным правилам сосуществования в коллективе сверстников, а также минимально необходимым правилам общения со взрослыми (но тут будут скорее правила подчинения, а не межличностных отношений), навыкам самообслуживания сообразно возрасту и личной гигиены.

Однако быть активно вовлеченным в течение многих часов подряд в процесс неконструктивного взаимодействия множества малышей (группы 20-30 человек) физически невозможно ни для одного воспитателя.

Таким образом, общение детей до 4 (а для некоторых и до 5) лет со сверстниками в детском саду является неоправданным фактором стресса (а стресс затормаживает развитие и негативно влияет на здоровье ребенка), развивает «приверженность к стадным увлечениям» (цитата вебинара педагога-методиста Е.Даниловой), не приводит к желаемому результату приобретения навыков социально приемлемого поведения в компании сверстников.

Детсадовские дети (лет примерно с 4), конечно, приучены воспитателем под страхом наказания стараться сдерживать себя в присутствии взрослого, но без надзора проявляют стадные инстинкты подавления слабого более сильным, демонстрируя для этого широкий набор средств: кусание, плевки, щипки, удары, обзывания и брань, многое из которых они не узнали бы в данном возрасте, если бы не посещали детский сад».

5d6451.jpg«Общение детей до 4 (для некоторых и до 5) лет со сверстниками в детском саду является неоправданным фактором стресса»

Ей вторит мама и журналист Анна Ясинская:

«Что представляет собой детско-садовская группа? Пятнадцать-двадцать детей одного возраста и пара присматривающих за ними воспитателей. Общество, безусловно, есть. Но динамика жизни в этом обществе, как правило, такова, что дети учатся тому, чтобы слушаться воспитателей и как-то выживать в среде своих сверстников, а не социализируются в полном смысле этого слова.

Скажу крамольную мысль — все это возможно лишь в том случае, если сами воспитатели ведут себя особенным образом (то есть и сами общаются вежливо, конфликты решают конструктивно и прочее) и обращают свое внимание на поведение детей практически постоянно (чтобы вовремя вмешаться).

С первым в большинстве садов (по крайней мере государственных, где большие группы и традиционный фронтальный подход к обучению) дела обстоят крайне плохо, а второе, как правило, весьма сложно организовать даже чисто технически. Поэтому, приходя в сад, дети быстро учатся тому, что видят — ругаться, повышать голос, драться (давать сдачи), а воспитатели вмешиваются в процесс уже тогда, когда он далек от возможности направления в конструктивное русло.

Да и способы погашения конфликта часто выглядят как простое подавление одной или обеих из участвующих сторон».

ce4f6118.jpg«Приходя в сад, дети быстро учатся тому, что видят — ругаться, повышать голос, драться»

Такое же мнение высказывает известный психолог Людмила Петрановская:

«Искать ответ на вопрос «необходим ли на самом деле детский сад ребенку для развития» нет смысла. Программой развития ребенка такая искусственная форма воспитания не предусмотрена. Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов. И возникли они не как форма «дошкольного образования, развития и социализации», а просто как детохранилища — чтобы отпустить матерей к станкам и кульманам.

Да, старшее поколение не представляет, как можно иначе, но история человечества однозначно утверждает, что вполне можно. К сожалению, на постсоветском пространстве у слова «социализация» часто есть и еще один, довольно зловещий смысл: заранее «обтесать» ребенка под функционирование в качестве «воспитанника учреждения». Приучить его терпеть стресс от пребывания в большой группе без своего, защищающего взрослого, натренировать на отключение от собственных чувств и потребностей ради того, чтобы не выбиваться из группы.

Неслучайно в устах учителей начальной школы «ну, вы же в сад не ходили» звучит часто как претензия: почему ребенок не обтесан заранее, почему он слишком ребенок, слишком живой. И вот такая «социализация», даже если она неизбежна, пусть случится как можно позже, когда у ребенка будет больше ресурсов, чтобы сохранить себя в любых условиях.

Когда нам показывают «детсадовского» ребенка, который быстро привык к школе, в отличие от домашнего, который то плачет, то нарушает правила, то отказывается туда идти, это на самом деле значит только одно — весь тот стресс, который сейчас переживает домашний, его садовский сверстник пережил несколько лет назад — будучи младше и беззащитнее.»

0000000011807.jpg«Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов»

Впрочем, это — только одна сторона медали, сформулированная людьми, имеющими личный травмирующий опыт нахождения в детском саду и исходящими из известной им практики.

Бывают садики, а в них воспитатели, которые умеют создать комфортную атмосферу в саду в целом и в группе в частности. Идеальные представления о детском дошкольном воспитании, высказанные Ф.Фребелем, Я.Коменским, М.Монтессори — случается воплотить на практике. Это огромный труд, но есть люди, которые это умеют.

Людмила Петрановская советует:

«Если относиться к садику именно как к услуге для родителей, а не к учреждению, призванному воспитывать и формировать ваших детей, многое встает на место.

Такая длительная игровая комната. Магазин хочет, чтобы вы спокойно и с удовольствием покупали, а общество хочет, чтобы вы работали. Удобно оставить в игровой ребенка, выбирая мебель? Конечно, если для ребенка это в удовольствие или как минимум безопасно, а вам нужно иметь свободные руки и голову. Удобно пользоваться детским садом? Да, при тех же условиях.

Выбирая для ребенка детский сад и группу, важно смотреть не столько на оборудование и расписание развивающих занятий, сколько на личность воспитательницы. Как она с детьми разговаривает, вступает ли в личный контакт, смотрит ли в глаза, обнимает ли, внимательна ли к состоянию ребенка, а не только к его поведению? Нравятся ли ей дети, может ли она привлечь их внимание и вызвать у них следование, не прибегая к насилию, весело и доброжелательно?

Сколько вообще детей приходится на одного воспитателя? Даже педагогический гений не сможет удержать достаточно личный контакт с группой из двадцати пяти четырехлеток. Не загружен ли воспитатель сверх меры делами, не связанными с детьми: заполнением бумаг, наведением стерильной чистоты, подготовкой к занятиям?

Ведь для ребенка все устроено просто: нет личного контакта с постоянным взрослым — здравствуй, стресс. Именно от отношений воспитателя с детьми прежде всего зависит, будет ли ребенку в саду хорошо».

detsad3.jpgВ одном из белорусских детских садов

Ребенку в саду должно быть хорошо — вот, наверное, главное, зачем хотелось бы отдавать ребенка в детский сад. Там, где ему хорошо — там и есть социализация. Там, где плохо — это уже не социализация, а стресс.

А где сказано, что мы должны социализироваться через стресс? 

VELVET: Анна Северинец
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии.
#
Система Orphus