Полная версия сайта Мобильная версия сайта

«Маст рид» современного школьника

Тридцать книг, без которых я не мыслю школьного преподавания литературы, выглядят так.

Если бы мне разрешили самостоятельно формировать курс литературы в средней школе, я бы устроила небольшую революцию, о необходимости которой так долго говорят прогрессивно мыслящие методисты: вместо предмета «русская литература» ввела бы литературу мировую, курс белорусской литературы выстроила бы в соответствии с темами этого курса, чтобы произведения наших писателей не выпадали бы из общего культурного контекста.

Разрешила бы учителям формировать львиную долю списка книг для чтения (а кто не хочет — пожалуйста, вот вам готовые), а тридцать обязательных книг вынесла бы на общешкольный дифференцированный зачет, который сдают все выпускники.

vyruvr.jpg

Зачем? А хотя бы затем, чтобы у всех наших сограждан формировался общий литературный код, общий набор ценностных установок и нравственных формул, отталкиваясь от которых, каждый строит свой собственный мир, пусть себе и непохожий, пусть себе и параллельный, но — доступный для понимания и обсуждения.

«Маст рид» моей программы по мировой литературе для белорусской школы выглядел бы так (в хронологическом порядке):

  • Легенды и мифы древней Греции.
  • Сказание о Раме.
  • Фирдоуси «Шахнаме» (в пересказе для детей).
  • Библия — избранные страницы Ветхого и Нового завета.
  • «Слово о полку Игореве» (в переводе Н.Заболоцкого).
  • Ли Бо — стихи.
  • Легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.
  • Вильям Шекспир «Ромео и Джульетта».
  • Мигель де Сервантес «Дон Кихот» (в пересказе для детей).
  • Мэри Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей».
  • Джейн Остин «Гордость и предубеждение».
  • Александр Пушкин «Повести Белкина».
  • Михаил Лермонтов «Герой нашего времени».
  • Стендаль «Красное и черное».
  • Николай Гоголь «Ревизор».

avry.jpg

  • Иван Тургенев «Му-Му».
  • Лев Толстой «Война и мир».
  • Теодор Драйзер «Американская трагедия».
  • Антон Чехов — рассказы.
  • Леонид Андреев «Иуда Искариот».
  • Михаил Шолохов «Тихий Дон».
  • Решад Гюнтекин «Королек птичка певчая».
  • Михаил Булгаков «Собачье сердце».
  • Стефан Цвейг «Мария Антуанетта».
  • Константин Симонов «Живые и мертвые».
  • Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц».
  • Юрий Трифонов «Старик».
  • Георгий Владимов «Верный Руслан».
  • Дэниэл Киз «Цветы для Элджернона».
  • Стивен Чбоски «Хорошо быть тихоней».

На этот список самым чудесным образом легко нанизываются и другие, не менее прекрасные произведения, и курс литературы приобретает необходимую ему широту, глубину, трехмерность — и интерес.

А что вы хотели бы перечитать из этого списка? 

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (14) Последнее сообщение
Малечка аватар

 Анна, спасибо! жаль, что Вы не формируете список...  

Повеселило про перечитать))) перечитывала и еще перечитаю "Собачье сердце", обожаю плавать по волнам булгаковского языка. Мне бы кое-что впервые прочитать))))) так что еще раз спасибо!

Dinka аватар

я не все читала из этого списка. но почти все прочитанное-по настоящему любимое.

tru-ekaterina аватар

а "королек птичка певчая" зачем? ну такие ведь сопельки!! тогда и "поющие в терновнике". и "унесенные ветром", и "джейн эйр" надо...

zoloto аватар

Джэйн Эйр точно нужно и "грозовой перевал". А всякие поющие - нет, влюбляться в католического священника не есть хорошо.

tru-ekaterina аватар

по-моему, все эти книги - одного ядреного слезоточивого уровня, девочки и так прочитают, а мальчикам и не нужно...

Belka178 аватар

мне кажется Джен Эйр 95% девочек прочесть нужно. а мальчикам можно удовлетвориться Хрониками Нарнии, ну или Крапивиным, Ходячим замком от Уинн Джонс, Хоббитом, да много книг для мальчиков 9-15 книг, даже из классики, будет интересно.

Малечка аватар

так и под поезд не есть хорошо, и мужу изменять))) однако "Анна Каренина" была в программе когда-то  и животных топить нехорошо, а "Муму" было и есть в программе, в том числе и в программе Анны

произведения же для курса литературы подбираются, а не только для интересно или "что такое хорошо". И с этой точки зрения подборка мне показалась заслуживающей внимания, во всяком случае, свои собственные пробелы сразу видны))) 

tru-ekaterina аватар

а кто утверждал обратное?

Малечка аватар

а и правда никто 

Ol'ga аватар

А если бы некоторые произведения разделить для девочек и мальчиков, скорей всего из любопытства многие мальчишки читали девчачьи и девчонки  мальчуковые. Хитринкой можно расширить список. 

Веранда аватар

Господи как я рада что у меня закончилась школа....и слово о полку не висит домокловым мечом....я реально сейчас счастлива что могу читать то что хочу, а не слово о полку))))

Сказка аватар

Вообще не понятно, почему именно эти книги.

Interested аватар

попозорюсь,

читала ровно 8 пунктов

Любимая аватар

Я и того меньше 

Солидарна с Верандой, Слово о полку... Ни за какие коврижки читать не стану. Про что не помню. Только помню какое это было наказание, читать сию муть 

Сразу захотелось бежать и читать, т.е. Восполнять пробелы в образовании. Но вовремя опомнилась ))) Ребенок в школу пойдет - вот и наверстаю, если желание будет дискуссировать с сыном)))

#
Система Orphus