Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Кто виноват в том, что школьники воспринимают научную деятельность как пытку?

Взрослые дяди и тети превратили научную деятельность школьников в сплошную пытку. И ведь никто не хотел ничего плохого.

velvet_1.jpg

Идея — прекрасная: дать детям возможность проявить себя в настоящей взрослой науке. Объединить усилия учеников, учителей и университетских преподавателей в едином порыве создания научного открытия, уникального эксперимента, неожиданного ракурса.

Если ребенок хочет заняться каким-нибудь вопросом вплотную, исследовать что-то с ног до головы — пожалуйста, возможности — просто фантастические: школа устроит тебе общение с вузовскими преподавателями, учитель сядет с тобой после уроков и поможет сфокусировать исследовательскую проблему, ты выплеснешь на бумагу все то, что увлекало тебя и манило долгими зимними вечерами.

Наконец, ты сможешь представить результат своего труда на высокий суд высокого жюри, и не только у себя в школе — в области, в республике, в Москве, в Питере юных исследователей ждут с распростертыми объятиями.

А так ли уж нужны детям для исследований университетские лаборатории?

Как не хватало нам этого в детстве! Не всем, научный поиск  — дело не массовое, но таких головокружительных возможностей — международные конференции, сборники статей школьников, денежные премии, доступ к университетским лабораториям — у нас не было. Но мы — исследовали.

Я, помню, увлекалась декабристами — и все магазины «Военной книги» (были такие в советские времена, специальные магазины про войны и революции) были мной обысканы, обсмотрены, выучены наизусть, и все книги касательно декабристов — нещадно скуплены (википедий-то не было).

Мой брат собирал коллекцию камней — и в поисках редких экспонатов объездил чуть ли не всю Беларусь. У нас дома до сих пор хранятся эти склеенные из белого картона стеллажи с ячейками, в каждой из которых на белой ватной подстилочке лежат слюда и шпат, уголь и кремний, янтарь и железная руда.

Сестричка занималась куклами — то, что сегодня называется авторской куклой и стоит невообразимых денег, для нее было простым увлечением, и ей приносили из ближайшего ателье мешками обрезки разных тканей, пусть ребенок шьет.

Дети — исследователи от рождения.

velvet_2.jpg

Интересно, были бы мы счастливы, если бы нас взяли бы за шиворот — и заставили все наши увлечения записать в виде стандартной научной работы с введением, заключением, двумя главами, списком литературы, шрифтом «таймс нью роман», четырнадцатым кеглем?.. Есть сомнения.

На курсах повышения квалификации желающим учителям всегда рассказывают, какие требования к научным работам детей предъявляет область (и это еще не самый высокий уровень). Ответственно заявляю вам: такие требования не предъявляются даже к дипломным работам студентов. Научная новизна, очевидная практическая значимость, оригинальность заявленной темы, четко сформулированная гипотеза…

Есть специальные курсы, на которых учителей учат формулировать цели и задачи в детских научных работах.

Не режет глаз? Учителей учат — что делать в детских работах.

Требования к написанию и оформлению детских работ шокируют. Критерии отбора для выступления в секциях — тоже. Уверяю вас, ни мне с моими декабристами, ни коллекции брата, ни сестричкиным куклам места там не нашлось бы, потому что декабристы — это неактуально, коллекция камней — реферативно, а куклы — избито. Казалось бы — ну и бог с вами, не будем участвовать, вот делов-то! А не участвовать — нельзя: школе поставят на вид, мол, чего это вы своим детям развернуться в науке не даете?

Детей, которые хотят участвовать в научных исследованиях, в наших школах — очень много. Их и правда много, современных детей, имеющих ярко выраженные интеллектуальные интересы и увлечения. Кто-то занят освоением программ, позволяющих создавать компьютерные игры, кого-то интересует история Наполеона, кого-то — динозавры и их бесславный конец, кого-то — параллельные миры и доказательства их присутствия. 

Но заставить детей описать это соответственно запредельным требованиям?

Выделить научную новизну и практическую значимость?

Уложить в две обязательные главы и сопроводить введением и заключением?

Нет лучшего способа убить детское желание заниматься наукой, чем заковать свободного творческого гения в бетонные рамки псевдонаучного стиля.

velvet5.jpg

Надо сказать, что железобетонные правила оформления научных текстов — это исключительно наше изобретение. Весь мир уже давным-давно вместо официально-делового канона «цель-задача-гипотеза-объект-предмет» пишет эссе — вот почему нам так интересно читать переводную научно-популярную литературу, вот почему у них такие интересные детские журналы, образовательные передачи, учебники и программы для школ. Абитуриенты для поступления в тамошние вузы тоже пишут эссе — такое свободное сочинение-рассуждение на максимально широкую тему.

Дети на научных конференциях — там они тоже существуют — уж тем более пишут эссе! Или вообще не эссе, да и вообще не пишут — показывают, рассказывают, инсценируют, что угодно, лишь бы только им нравилось и доставляло удовольствие.

Кстати, на российские конференции тоже совершенно необязательно везти сухую работу — можно свободно и спокойно доложить результаты исследования в виде обычной статьи, более или менее вольно написанной.

Но нет, мы так не можем. У нас наука — это серьезно.

Что еще за динозавры? Какая здесь практическая значимость? При чем тут войны Наполеона? Где актуальность? Параллельные миры — это вообще ненаучно, что за неуважение к высокому жюри?

Очевидно, что учителя садятся — и дописывают, формулируют, оформляют. После семи уроков, проверенных тетрадей, написанных планов на завтра, подсчитанных денег за обеды, после того, как обзвонят всех болеющих и всех прогульщиков, вместо того, чтобы бежать домой к семьям — сидят и забивают кувалдами детское вдохновение в железную клетку образца.

Радует ли это педагогов? Ни за что.

Хочется ли им этим заниматься? Да ни в жизнь.

Будут ли они счастливы, если к ним придет ученик с горящими глазами и научным — но неактуальным и неновым — интересом? Сильно сомневаюсь.

f9befe6f61475b9b92c5d515a208fa5c.jpg

Хорошо, что хотя бы у себя в школах мы можем позволить детям творить как им угодно, не требуя от них ни оформления, ни соблюдения формальностей.

В начале года мы предложили детям: пишите, о чем хотите. Помогли сформулировать темы. Подтолкнули в нужную сторону. Принесли книги, сбросили ссылки. И оставили их в покое. Кто-то сошел с дистанции сразу же, кто-то — когда понял, что наука — это вам не рефераты из сети скачивать. До гимназической конференции добрались самые стойкие. Этих стойких было 25 человек — спросите в своих школах, много это или мало, двадцать пять детей, абсолютно самостоятельно написавших научную работу.

Темы были самые разные — от периодизации Афганской войны до вреда кока-колы. Большую часть этих работ мы не сможем послать ни на какую конференцию выше рангом, потому что они не имеют никакой научной новизны, актуальности или практической значимости. Но видели бы вы лица этих юных исследователей. Слышали бы вы, как они владеют темой, как они залихватски о ней рассказывают…

Вот только одна «картинка с выставки»: две шестиклассницы представляют работу о вреде кока-колы. Показывают фотографии опытов.

«Итак, опыт второй. Мы взяли зубы и поместили их в стакан с кока-колой. Через неделю зубы потемнели и стали крошиться». Жюри в ужасе: «А зубы-то откуда?!» Автор работы спокойно отвечает: «Зубы — мои». «Как — твои?!» — «А  я в детстве свои молочные зубы собирала, вот их мы и поместили в стакан».

Вот это — настоящая наука. И неважно, что о вреде кока-колы только ленивый не писал. Кто еще пожертвовал для науки собственные зубы?

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (5) Последнее сообщение
Катюшка. аватар

ох, сколько раз перепечатывались страницы курсовых и диплома из-за лишнего пробела, не слишком длинного тире, большого или маленького расстояния между абзацами... А самый ужас — это список литературы. Не он сам, как таковой, а его оформление... Вся эта дотошная волокита убивает любой творческий порыв...  Жалко, что у детей -- с самого детства... Я в школе еще могла себе позволить написать реферат от руки тем шрифтом и стержнем, каким получалось)))  

allure аватар

Конкретно по теме статьи "дети и наука" мне нечего сказать и для меня это довольно удивительное сочетание. Научные игры или обучение через эксперименты, какие-то минимальные исследования чисто для развития любознательности и воображения - да. А научная деятельность и написание работ, пусть в даже самом примитивном виде, - для меня звучит странно по отношению к детям.

А вот о науке в РБ и в русскоязычном пространстве мне есть, что сказать. И, к сожалению, ничего хорошего. Она застряла  далеко в истории, погрязла в бюрократии и каких-то бумажных стандартах, ограничена оооочень узкой литературой, абсолютно не конкурентноспособна на международном уровне и вообще к настоящему научному процессу имеет отношение очень опосредованное. Я не о людях - а именно о науке и научном процессе как он поставлен в университетах.

На мой взгляд, первое требование - это знание английского языка. Потому как почти вся научная литература выходит на английском языке, соответственно и peer-review тоже. И только peer-review является показателем качества на данный момент (и в обязательном порядке из других стран, а не коллег из соседнего университета).

Научный процесс в университетах просто отсутствуют. Это самое базовое в западном образовании - университет должен совмещать и науку, и образование. А у нас студенты отдельно, лекторы отдельно (не имеющие ни одной публикации,а зачитывающие общедоступные книги), а наука вообще оторвана от реальности.

Я отучилась в хорошем минском ВУЗе 5 лет и нам ни разу не намекнули, что в общем Википедия - это не источник для цитирования. Я не говорю о массовой перепечатке статей неизвестных авторов из интернета (ссылка есть и прокатывает). Никто не говорил о том, как пишется научная работа, о том, что вообще составляется план, сбор данных, вообще ничего. Наверное потому, что преподаватели сами этого не знают, потому, что опять же не учавствуют в научном процессе?

А для оформления списков литературы есть огромное количество софта, который сделает все в считанные секунды за вас, на это вообще не надо тратить время.

А, кстати, в гимназии у нас были прекрасные возможности для всяческих экспериментов: была и мини-лаборатория для физики, кабинет биологии полных всяких аквариумов, заросший растениями и уставленный банками со всякими организмами в формальдегиде, химическая лаборатория. Было дико интересно все это рассматривать и проводить мини-эксперименты, но все было в рамках программы. Творческих проектов не было как таковых, а жаль. До сих пор жалею, что не стала химиком.

Катюшка. аватар

Да, без английского сегодня — как кроты... никуда дальше своей норки).. 

Kozlik Mozlik аватар

общество отказалось от прогресса. наука стала уделом второсортных, обслуживающего персонала для нужд потребителя. официанты за кадром, подносящие айфон. физик это вам не футболист, даже не певичка в блестящих стрингах. ни яхты ему, ни премиум партнеров для секса. нихрена. сушить мозги за скромную мзду. 
кто поведется на такую шнягу? разве что китаец. или индус. 

Анна Северинец аватар

Да, проблема, конечно, шіре, чем просто в школе. И даже если мы их в школе зажжём - что их ждет дальше? 

В общем, что-то в консерватории надо менять:) 

#
Система Orphus