Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Какой мамой для себя я хотела бы быть

Должны ли родители первокурсника участвовать в жизни ребенка — или самостоятельное плавание сделает его сильнее?

velvet.by_.jpg

Студенты БГУ. Фото: onliner.by

Я помню себя на первом курсе… Нет, в марте, уже после первой сессии, это была уже совсем другая девочка — смелая, сильная и уверенная в себе, та самая, которую хорошо знали родители, одноклассники, учителя и прочие доброжелательные наблюдатели. А вот в ноябре… В ноябре я всерьез подумывала забрать документы и вернуться домой — и это было еще самое безобидное и безопасное из того, о чем я тогда думала. Честно говоря, мне страшно от мысли, что те же самые настроения настигнут и мою дочку, которая вот-вот станет студенткой.

Сможет ли она выпутаться из проблем и тревог первого семестра без потерь? И что должна делать я? Вести профилактические беседы? Следить за статусами в соцсетях? Уповать на удачу? Расслабиться и получать удовольствие от того, что проблемы детей меня больше не касаются? 

Казалось бы: поступил — значит, вырос. Это ж не школа, чтобы проверять домашние задания или звонить куратору с нежным вопросом «ну как там у нас дела по высшей математике». Да и ребенок… то есть, извините, студент делает большие глаза: «Мам! Ты чё, серьезно?! Я что, первоклассник?» А мама — она никак не может успокоиться.

И правильно. Специалисты по студенческой адаптации в один голос говорят: до первой сессии студент — еще не студент, а всё тот же школьник, брошенный в стрессовые условия и подвергающийся серьезным социально-профессиональным испытаниям.

Пять причин неудач на первой сессии.

Именно сейчас все усилия семьи, благодаря которым ребенок все-таки поступил, могут быть сведены на нет: денежные, временные, физические и нервные затраты запросто пойдут прахом, как это и происходит каждую первую сессию в каждом вузе с немалым количеством студентов.

Согласно статистике, 85% студентов, отчисленных с набранного курса, уйдут именно в период первой сессии, так и не решив — или решив кардинально — накопившиеся проблемы.  

000013_640710_text3.jpg

Первокурсники Академии Управления при Президенте РБ, Фото: pac.by

Самые распространенные озвучиваемые студентами причины разочарований, неуспехов, стрессов и панических настроений известны внимательным мамам.

Это в первую очередь романтические представления о выбираемой профессии, из-за которых  студент оказывается не готов к суровой академической реальности.

Девочка шла в медицинский, чтобы ходить в отутюженном белоснежном халате и выписывать пациентам самые лучшие лекарства, а ее приглашают в анатомичку и пытают латынью. Мальчик шел на юридический, чтобы вычислять хитроумные мошеннические схемы или раскрывать шпионские сети, а ему предлагают вызубрить наизусть скучнейший административный кодекс. Какое невозможное разочарование!

Так же это знаменитое студенческое «не пойму, что они от меня хотят»: разброс требований и критериев оценивания у каждого преподавателя даже одной кафедры может быть астрономическим, кроме того, взаимодействие профессора и студента далеко не такое плотное, как взаимодействие учителя и ученика, понять и принять специфику препода — дело небыстрое и не для чайников, справляются далеко не все.

Мало того: студенты, не имеющие навыков самостоятельной работы, ждут, что им все разжуют и разложат в головы на лекциях. А так не происходит. Где брать нужную информацию, как ее запоминать, каким образом структурировать и обработать — они не знают, и, глядя в список вопросов к экзамену, чувствую свою полную несостоятельность.

И, наконец, самая тяжелая и непоправимая причина: «мне там все не нравится». Это значит, не только в аудитории — но и коридоре или общаге отношения совсем не складываются.

Как итог — на первый же экзамен студент приходит катастрофически неготовым, а то и до экзамена не доходит, «срезаясь» еще на зачетном этапе.

vypyvp.jpg

Встреча ректора со студентами — стипендиатами специального фонда Президента РБ по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и их родителями в ГрГУ имени Янки Купалы. Фото: old.grsu.by

Отличники тоже плачут.

Не могут расслабиться и родители школьных отличников: эти дети не «завалят» сессию и не нахватают «хвостов», как минимум благодаря серьезной школьной подготовке, но для многих из них даже институтская «семерка» после бесконечных школьных «девяток» может стать причиной самой настоящей депрессии.

Об этом страшно говорить, но это нужно знать: среди всех случаев студенческих самоубийств суициды первокурсников стоят на первом месте, а наибольшее количество историй — истории не двоечников, а школьных отличников.

Что я делала бы как мама, имея студента-первокурсника.

Во-первых — ни за что не требовала бы результата. Оценки в вузе — это уж точно самая ненужная в будущем вещь.

Во-вторых — ни при каких условиях не теряла бы контакта с ребенком. Что нового узнала на лекциях? Какой преподаватель нравится? Что за мальчишки-девчонки в группе? Как тебе латынь? А что с английским? На самом деле выговориться родному человеку в этом мире новых и незнакомых людей — наверное, самая большая потребность первокурсника.

В-третьих, хорошо бы мне было знать «график первокурсника»: сентябрь — эйфория, октябрь — разочарование, ноябрь — тоска, декабрь-январь — сессия и принятие решения (остаюсь или ухожу). Пройти эти этапы — не патология, а норма. Что нам делать с этим знанием? Просто поговорить, просто не давить, не требовать, не ругать, не расстраиваться — только поддержка, только неподдельный интерес, только любовь.

И это все? В общем-то, все. Остальное — дело самих студентов.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (26) Последнее сообщение
Lapka аватар

Я только расписание распечатала и будила вовремя. А этих четырех стадий вообще не было.

Веранда аватар

ужас...я когда читаю про эти домашки с ребенком  мне становицца страшно....но когда и в инстике поддерживать дух и спрашивать что интересного на латыни меня  просто мутит....

когда,твою мать, по графику роста  они уже самостоятельные и автономные, кто знает?

Lapka аватар

Вероника, все это так индивидуально. Я не сидела с уроками, но в 1-й месяц с проблемами по "вышке" помогла разобраться и дальше все пошло, как по маслу. Он не сразу перестроился со школьной математики на высшую, а я показала ему, что страшного ничего нет. И все.

Веранда аватар

умница. у моего не будет бонуса- помочь в вышке в первый месяц .....эх...

domik аватар

Урааа!!!! Ты мне - стилист, я тебе - вышку!!!

Dasa аватар

Раз уж помянут мед, то расскажу. (Кто в армии служил, тот в цирке не смеётся.  )

"Приглашают в анатомичку и пытают латынью" - почти правильно угадано, только наоборот.

Латынь и анатомия начинаются с первого курса одновременно. И студенты-медалисты-умнички берутся с энтузиазмом. Маленькая нестыковочка: латынь ты начинаешь изучать с нуля, с алфавита, потихонечьку. И лезет в голову туго, разумеется, как новый и непростой иностранный.

Ровно в это же время на анатомии ты должен уже на этой латыни натурально говорить. Чётко, бегло, грамотно. То есть не только понять саму анатомию (что само по себе жэсць), но и пересказать её сразу на неизвестном тебе мёртвом чужом языке в формате "тело человека во всех его мельчайших подробностях". 

Такой подставы подлой в моей жизни никогда не было до того. И надеюсь, никогда больше не будет. Они реально издеваются - это часть учебной программы, никто и не скрывает. Посвящение, мать его. 

И вот у тебя дома лежит медаль их школы, а к первой сессии ты приходишь с оценками по анатомии 222222222222333333333222222222. Это нормально.

Про ещё стопиццот предметов, которые надо зубрить ночами, потому что день ты мечешься по институту безвылазно - это даже и не стоит упоминания....

И вот я бы хотела сказать, что студент - человек взрослый, должен сам во всём разобраться или покинуть ВУЗ, бла-бла... С точки зрения тупо получения знаний - да. Но вообще этот переход к совершенно новому типу жизнедеятельности труден психологически. Тут доверительные отношения с близкими, когда тебе скажут: да не парься, все мы через это прошли, это такая игра. И вообще лучше красная морда и синий диплом, чем наоборот. Это невероятно важно! Просто по-дружески подставить ребёнку плечо в трудной для него ситуации полной смены всех векторов. 

Решающий аргумент для меня такой: в меде каждый год на протяжении моего лично обучения (не знаю, как сейчас), кто-то из первокурсников в течение первого полугодия натурально выходил из окна общаги или учебного корпуса. С разными исходами, вплоть до непоправимых. Это всегда официально называлось "от несчастной любви", хотя всем было ясно - человек с катушек слетел от долбаной учёбы. Потому что ему никто вовремя не сказал: "Не парься! Это всё фигня!". А ведь так оно и есть!

Lapka аватар

Вот-вот, проще надо к этому относится, как и к жизни в целом. А ведь это для них начало именно взрослой жизни.

Пришел, весь на нервах: "Все, бросаю. Пойду в ПТУ, армию, нафиг. Нужное подчеркнуть".

Ну ничего, прошло, теперь смеемся вместе.

 

Dasa аватар

Проблема в том. что предыдущие лет 5, а то и все 10 детей же науськивают: надо очень хорошо учиться, оценки - это фсё! твой пропуск в ВУЗ и вообще судьба!!!

Поступление в институт - тут вообще форсаж на максимум. Инерция - дело такое. Из неё бывает проще уйти в психоз, чем просто плавно замедлиться и начать наслаждаться жизнью. Особливо, если никто не объяснит. Практика показывает, что родители почти всухую проигрывают в этом отношении обычному студенческому общежитию, где всё расскажут, покажут и успокоят мигом.

(В конце 90-х в буфете общежития меда вообще пиво продавали. И один из деканов запросто приезжал его со студентами  пить. Прилично и по-дружески. Сейчас расскажи кому - не поверят)

zoloto аватар

Какой ужас этот мед...

Наяна аватар

Да ну, клево же!!!

zoloto аватар

Я о том, как люди из окон выходят.

Наяна аватар

Да в любом вузе выходят. Это не к вузу, а к личности

Dasa аватар

Понятно, что к личности. Не об этом же речь.

Личность с тонкой душевной организацией может стать хорошим чутким доктором, даже патанатомом, если повезёт Но если эта личность - твоё родное дитя. Кто должен подстраховать его на том коротюсеньком, но критическом этапе адаптации? (тема статьи - начало первого курса ВУЗа. Не ГВ до пенсии или что-то в этом духе).  Пидагог высшей школы штоль? Сосед по парте? Милиция, психиатр? Смешно. Даже не понимаю, откуда вопрос. Разве не для того мама с папой вообще на свете существуют? Или только кормить и проверять, чистые ли уши?

zoloto аватар

Так куратор же есть

Dasa аватар

Точно. Так и надо сказать юному засранцу в первый же день: "У тебя теперь есть куратор. тчк."

Я не имею намерения кого-то переубедить. Для себя согласна с автором статьи. С оппонентами не согласна. тчк.

zoloto аватар

Просто у меня большие сомнения, что юный студент будет слушать маму. Но я своим и сейчас говорю - оценки в жизни не главное. Но стараться нужно.

Dasa аватар

По-моему, речь в статье о том, будет ли мама слушать студента. И есть ли вообще в семье опыт и привычка такого рода взаимодействия.

zoloto аватар

Хорошо.

Наяна аватар

Конечно, родители.

Risha аватар

сча там студенты проще относятся к учёбе. уже нет этого 

Dasa аватар

Где там? Чего этого? Няма таго, што раньш было..... Молодёжь теперь не таааа.....

 

 

Chaild аватар

Помню, как поступила в медучилище в 15 лет, а добрый профком в октябре меня на месяц отправил в санаторий: 168 часов отработки теории, практики и лабораторных

почему мне перед отъездом никто этого не объяснил, те два месяца перед первой сессией были самыми страшными в моей жизни, столько часов не было даже у самых отъявленных двоечников, моей ответственной психике был нанесён непоправимый урон, после этого сдать ГОСы  автоматами на 10ки   - оказалась пыль

Dasa аватар

Аааааааа Вот это отдохнула так отдохнула!

Larysa аватар

Что-то я не помню никаких ужасов.. Конечно, после самой плохой школы нашего городка попасть в один из самых сложных вузов и оказаться среди столичных отличников, было непросто, приходилось, конечно учится, но, чтобы думать о том, чтобы бросать... Самое противное было жить у знакомой бабули на квартире, которая контролировала каждый шаг (но это было только на первом курсе), может, поэтому и учёба шла неплохо Happy мама паковала сумки с едой, чтобы я не голодала, а хорошей учёбы с меня никогда не требовали, может, поэтому я без драм обошлась Happy

а вот за дочку я реально боюсь, через 3 года надо будет отпускать..

Сигрун аватар

Позвольте представіться: мама второкурсницы. Happy

На первом курсе моей задачей было 

1. выслушать долгий рассказ, если у них-с есть охота говорить

2. выслушать торопливое: все нормально, если нет.

А - главное - пожелать спокойной ночи.

все остальное - по требованию. На расстоянии я не могу проконтролировать, что она ест, с кем проводит время, так что если что я вложила в голову, до того, то и будет в свободном плавании. 

Risha аватар

у меня вузе был энтузиазм мервые 3 семестра и круглые 5ки. потом несч любовь и всё пиши пропало. жизнь не имеет смысла учёба не имеет смысла

#
Система Orphus